Ирина Шулепова
Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации экспериментально исследовательской деятельности детей. Описывается планирование, основные формы и методы организации экспериментальной деятельности и развивающей предметно пространственной среды, способы взаимодействия с взрослыми.
Ключевые слова: детское экспериментирование; опыты; познавательная деятельность; предметно-пространственная среда; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность; исследовательская деятельность.
Публикация «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сейчас в российском образовании нет более важной задачи, чем вырастить успешного, достойного гражданина, патриота в своем отечестве. Нынешней России, как никогда нужны интеллектуалы, молодые люди должны быть развиты духовно, культурно и профессионально. Наш детский сад старается решать эти задачи, создавая необходимые условия для развития у своих воспитанников креативного мышления, интереса к техническому творчеству и исследовательской деятельности.
Как известно, дети - дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из методов познавательного развития является детское экспериментирование.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Я организовала работу по развитию познавательной активности детей через использование метода эксперимента. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана программа по дополнительному образованию «Почемучки», в которой затрагиваются все сферы детской деятельности, отражена совместная деятельность педагога с детьми, ребенка со сверстниками, а также самостоятельная деятельность детей.
Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Поэтому планирование составлено таким образом, чтобы в нем наиболее полно отражались темы, близкие интересам детей : «Что такое почва, песок, глина», «Растения вокруг нас», «Волшебница – вода», «Какой бывает воздух», «Что такое снег и лед?» и т. д.
Для проведения исследований мною была создана «Лаборатория профессора Пробиркина», где осуществляется поисково-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.
Для поддержания интереса к экспериментированию я «поселила» в «научной лаборатории» сказочного персонажа, придуманного и сделанного совместно с детьми, который «участвует» в опытах и экспериментах, помогает решать возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя детям вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.
Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься несколько детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности», подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки, микроскопы, приобретены для детей фартуки, колпачки.
Для закрепления и систематизации знаний детей подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия.
Правильно оборудованная в условиях образовательной организации исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет педагогу возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности, сформировать начальное умение и проведение самостоятельных исследований.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности строю по трем блокам педагогического процесса.
Блок 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты)
Непосредственно-образовательную деятельность строю на принципах развивающего обучения, направленного на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.
Для поэтапного развития у детей исследовательских способностей, разработала содержание подачи знаний об объектах и явлениях.
Компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. С помощью мультимедийной презентации, дети видят собственными глазами захватывающие картинки на экране и делают удивительные открытия как маленькие естествоиспытатели.
Большое значение придаю игровым технологиям, использование которых развивает у детей внимание, воображение, формирует и закрепляет знания об окружающем мире:
• строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы;
• занимательные игры - опыты, игры-эксперименты, такие как: «Игры с соломинкой», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
• игры на развитие чувственного восприятия: метод игрового «погружения», например, в звуки ветра, позволил детям передать свои эмоции, чувства через тактильные и слуховые анализаторы: «Как греет солнышко», «Сила ветра», «Холодный – теплый» и т. д.
• игры, способствующие формированию основ экологического
самосознания: через трудовые поручения дети узнали много интересного о мире растений: для чего растениям свет, тепло и вода, как растения дышат; где растениям лучше жить.
Организуя непосредственно образовательную деятельность, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно так дети приобретают опыт поисковых действий.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:
• особенностями изучаемого явления;
• наличием свободного времени;
• состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности;
• если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик - продляю запланированное время.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончании работы дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
Блок 2. Совместная деятельность с детьми – на условиях партнерства.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско-взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:
- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;
- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;
- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);
- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.
В этом блоке планирую, различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. Планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы.
Решение задач осуществляю в двух вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслят.
В ходе совместной деятельности стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы предлагаю делать как в словесной форме, так и избирать другие способы, например фиксирование результатов, графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Блок 3. Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка (работа в лаборатории)
Планирование этой деятельности предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Окружающая детей предметно-развивающая среда в нашей группе оказывает огромное влияние на их познавательную активность. Дети сами ставят проблему, отыскивают методы ее решения самостоятельно. Например, на прогулках я предлагала детям оборудование, которое стимулировало их самостоятельную исследовательскую деятельность. Используя его, дети самостоятельно ставили перед собой проблему и решали ее.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. С этой целью я активно привлекала родителей к реализации задач по детскому экспериментированию. Родители помогали нам приобрести необходимое оборудование для экспериментальной деятельности и сами принимали активное участие в проведении опытов, экспериментов, делились результатами опытной деятельности с детьми дома.
Чтобы заинтересовать родителей данной деятельностью мы организовали тематические выставки «Почему так бывает», «Как стать исследователем», оформили папки-передвижки, организовали совместные досуги.
У родителей появилась уверенность в своих детях, они увидели их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношений друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся. Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребёнка. Экспериментальная деятельность научила детей совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, педагогами.
Литература.
1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2014. – 111с.
2. Иванова А. И Экологические наблюдения, и эксперименты в детском саду : Методическое пособие. - Издательство: Сфера, 2009г. – 48с.
3. Мурадова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. : ООО Издательство: Детство Пресс, 2020. – 128с.
4. Нищева Н. В. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С - Пб: «Детство - Пресс» — 2013г. - 235 с.
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : методические рекомендации / Л. Н. Прохорова [и др. ]. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. - Издательство: Детство Пресс, 2017. – 221с.