МААМ-картинки

Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ирина Шулепова
Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации экспериментально исследовательской деятельности детей. Описывается планирование, основные формы и методы организации экспериментальной деятельности и развивающей предметно пространственной среды, способы взаимодействия с взрослыми.

Ключевые слова: детское экспериментирование; опыты; познавательная деятельность; предметно-пространственная среда; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность; исследовательская деятельность.

Публикация «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сейчас в российском образовании нет более важной задачи, чем вырастить успешного, достойного гражданина, патриота в своем отечестве. Нынешней России, как никогда нужны интеллектуалы, молодые люди должны быть развиты духовно, культурно и профессионально. Наш детский сад старается решать эти задачи, создавая необходимые условия для развития у своих воспитанников креативного мышления, интереса к техническому творчеству и исследовательской деятельности.

Как известно, дети - дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из методов познавательного развития является детское экспериментирование.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Я организовала работу по развитию познавательной активности детей через использование метода эксперимента. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана программа по дополнительному образованию «Почемучки», в которой затрагиваются все сферы детской деятельности, отражена совместная деятельность педагога с детьми, ребенка со сверстниками, а также самостоятельная деятельность детей.

Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Поэтому планирование составлено таким образом, чтобы в нем наиболее полно отражались темы, близкие интересам детей : «Что такое почва, песок, глина», «Растения вокруг нас», «Волшебница – вода», «Какой бывает воздух», «Что такое снег и лед?» и т. д.

Для проведения исследований мною была создана «Лаборатория профессора Пробиркина», где осуществляется поисково-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.

Для поддержания интереса к экспериментированию я «поселила» в «научной лаборатории» сказочного персонажа, придуманного и сделанного совместно с детьми, который «участвует» в опытах и экспериментах, помогает решать возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя детям вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.

Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься несколько детей.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности», подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки, микроскопы, приобретены для детей фартуки, колпачки.

Для закрепления и систематизации знаний детей подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.

В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.

Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия.

Правильно оборудованная в условиях образовательной организации исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет педагогу возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности, сформировать начальное умение и проведение самостоятельных исследований.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности строю по трем блокам педагогического процесса.

Блок 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты)

Непосредственно-образовательную деятельность строю на принципах развивающего обучения, направленного на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.

Для поэтапного развития у детей исследовательских способностей, разработала содержание подачи знаний об объектах и явлениях.

Компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. С помощью мультимедийной презентации, дети видят собственными глазами захватывающие картинки на экране и делают удивительные открытия как маленькие естествоиспытатели.

Большое значение придаю игровым технологиям, использование которых развивает у детей внимание, воображение, формирует и закрепляет знания об окружающем мире:

• строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы;

• занимательные игры - опыты, игры-эксперименты, такие как: «Игры с соломинкой», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

• игры на развитие чувственного восприятия: метод игрового «погружения», например, в звуки ветра, позволил детям передать свои эмоции, чувства через тактильные и слуховые анализаторы: «Как греет солнышко», «Сила ветра», «Холодный – теплый» и т. д.

• игры, способствующие формированию основ экологического

самосознания: через трудовые поручения дети узнали много интересного о мире растений: для чего растениям свет, тепло и вода, как растения дышат; где растениям лучше жить.

Организуя непосредственно образовательную деятельность, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно так дети приобретают опыт поисковых действий.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

• особенностями изучаемого явления;

• наличием свободного времени;

• состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности;

• если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик - продляю запланированное время.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончании работы дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

Блок 2. Совместная деятельность с детьми – на условиях партнерства.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско-взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:

- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;

- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;

- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);

- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.

В этом блоке планирую, различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. Планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы.

Решение задач осуществляю в двух вариантах:

• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслят.

В ходе совместной деятельности стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы предлагаю делать как в словесной форме, так и избирать другие способы, например фиксирование результатов, графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Блок 3. Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка (работа в лаборатории)

Планирование этой деятельности предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Окружающая детей предметно-развивающая среда в нашей группе оказывает огромное влияние на их познавательную активность. Дети сами ставят проблему, отыскивают методы ее решения самостоятельно. Например, на прогулках я предлагала детям оборудование, которое стимулировало их самостоятельную исследовательскую деятельность. Используя его, дети самостоятельно ставили перед собой проблему и решали ее.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. С этой целью я активно привлекала родителей к реализации задач по детскому экспериментированию. Родители помогали нам приобрести необходимое оборудование для экспериментальной деятельности и сами принимали активное участие в проведении опытов, экспериментов, делились результатами опытной деятельности с детьми дома.

Чтобы заинтересовать родителей данной деятельностью мы организовали тематические выставки «Почему так бывает», «Как стать исследователем», оформили папки-передвижки, организовали совместные досуги.

У родителей появилась уверенность в своих детях, они увидели их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношений друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся. Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребёнка. Экспериментальная деятельность научила детей совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, педагогами.

Литература.

1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2014. – 111с.

2. Иванова А. И Экологические наблюдения, и эксперименты в детском саду : Методическое пособие. - Издательство: Сфера, 2009г. – 48с.

3. Мурадова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. : ООО Издательство: Детство Пресс, 2020. – 128с.

4. Нищева Н. В. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С - Пб: «Детство - Пресс» — 2013г. - 235 с.

5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : методические рекомендации / Л. Н. Прохорова [и др. ]. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.

6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. - Издательство: Детство Пресс, 2017. – 221с.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июля 2022 в 21:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шулепова (УИ 407380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД