Получи документы

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы) (7 фото)

нина симонова
Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

формирование у детей диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Публикация «Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)» размещена в разделах

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Место экспериментирования в течении дня

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

o Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

o Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.

o Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель ее планирует.

В своей работе с детьми мы используем следующие приемы руководства опытами и экспериментами :

1. Работа руками детей при помощи воспитателя

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)

2. Совместная работа воспитателя и детей

3. Помощь воспитателя детям

Фото №1 Идет обогащение памяти ребенка активизируются его мыслительные процессы

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать, увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка? Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты :

«Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

• "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

«Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

«Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

Фото №2 Развивается речь

тонет - не тонет

Фото №3 Формируется самостоятельность целеполагание способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата

какая вода на вкус

Фото №4 Развивается эмоциональная сфера ребенка творческие способности формируются трудовые навыки укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности

течет – не течет

Фото №5 Место экспериментирования в течении дня В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным

льется - переливается

В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей. Например, в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.

Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы:

Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендовали родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.

В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют и с водой и с песком

Фото №6 Случайные эксперименты
Публикации по теме:

Проект «Развитие творческой активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мини – проект «Наш огород» (1 младшая группа «Гномики») Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: педагоги, дети группы. Срок.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 1 слайд Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» 2 слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 21:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД