Юлия Белоносова
Элементы сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы сказкотерапии.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоций.
Сказкотерапия – это синтез современных методов развития речи и личности, (в том числе и психогимнастики) : импровизации, пантомимические этюды, комментирование, рисование, ритмические упражнения и музыкальные зарисовки т. д.
Публикация «Элементы сказкотерапии» размещена в разделах
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Некоторые из данных методов можно применять в качестве физкультурных минуток, несколько адаптировав для этого сказкотерапию.
1. Сказкотерапия «Добрая темнота»
Жили-были мама, папа и их дочка Машенька. Машенька очень боялась темноты. (Этюд «Страх». Дети изображают состояние страха) Ночь придет, а Маша плачет:
Страшно мне престрашно.
В темноте ужасно.
Там злой гном живет,
Грубым голосом ревет:
«У-у-у-у-у-у-у!» (как ревел гном)
А мама с папой приговаривают:
Спи, дочка, почивай,
Глаз своих не открывай.
Закрыла Маша глазки и уснула (дети «засыпают»). Спит-спит Маша и вдруг слышит – колокольчик звенит: «Динь-динь-динь, динь-динь-динь» (как звенят колокольчики). Открыла глазки, видит – гномики стоят и Маше говорят: «Мы добрые-предобрые». Улыбнулись гномики Маше. (Этюд «Улыбка») Маша им в ответ тоже улыбнулась и спокойно уснула.
Больше Машенька темноты не боялась.
2. Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки»
Рос – подрос цветок-лепесток. Открыл глазки и удивился (Этюд «Удивление») : Интересно! Солнышко сияет, лучами согревает. Бабочка летит. Жук ползет и жужжит: «Ж-ж-ж-ж». Ручеек бежит, журчит: «Жур-жур-жур» (дети подражают движениям и звукам).
Набежали тучки-хмурки (дети хмурят брови). Стало темно-темно. Задрожал цветок-лепесток (Этюд «Страх»). Попросил тогда цветок: Солнышко, покажись! Ясное, появись!» (поможем цветочку, позовем солнышко)
Услыхал ветер-ветрище и подул: «У-у-у-у-у!» (покажем как). Дул - подул ветер и разогнал тучи (дети разводят руками).
Солнышко засияло (дети улыбаются, стало землю согревать и цветочек ласкать (поглаживание по голове).
3. Сказкотерапия «Снежинка-пушинка»
Пришла зима морозная, но не снежная. Загрустили ребята, затужили (Этюд «Грусть») : «Где же ты, снежок, где ты наш дружок?»
Услышала это снежинка-пушинка и стала Метелицу просить: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери». Ударила посохом волшебным метелица и говорит: «Эй, снежинки, завертись, эй, снежинки, закружись!» (дети под плавную музыку кружатся по залу). Ударила посохом волшебным метелица еще раз: «Эй, снежинки, соберись, эй, снежинки, в сугроб превратись!» (дети собираются в тесный кружок). Обрадовались ребята снегу (Этюд «Радость», на улицу выбежали, и давай в снежки играть (имитация игры в снежки). А снежинка-пушинка смотрела с неба и улыбалась (дети улыбаются).
4. Сказкотерапия «Доброе превращение»
Жила-была девочка Настенька. Пошла как-то раз Настенька в лес по грибы да по ягоды. Вдруг ветки затрещали, земля задрожала ( Упражнение на ритмизацию: дети приседают и ритмизируют пальцами по полу эмоциональную ситуацию: легкие движения пальцев – Настенька дрожит от страха, громкие, тяжелые – дрожит земля). Это Змей Горыныч прилетел (Этюд «Угроза». Дети изображают, как Змей Горыныч пугает Настеньку: хмурят брови, прищуривают глаза, чуть наклоняются вперед, выполняют размашистые движения).
Тут Настенька слова волшебные, которые сказала ей бабушка, вспомнила: «Все плохое уйди, доброта приходи!» (скажем слова вместе с Настенькой) И произошло чудо: Змей Горыныч заулыбался и со злостью расстался ( Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц: Под Concerto for a-minor И. Брамса дети сначала напрягают мышцы тела, надувают щеки, широко открывают глаза, изображая разозленного Змея Горыныча. Затем под Piano Sonata № 14 Л. Ван Бетховена расслабляются, закрывают глаза, опускают плечи и улыбаются, демонстрируя доброе превращение).
До сих пор они живут-поживают и горя не знают.
5. Сказкотерапия «Цыпленок-хвастунишка»
Жили-были курочка и уточка. Ходит курочка по травушке, цыплят кличет: «Ко-ко-ко, ну-ну-ну, не ходите к пруду!» (Этюд «Поучение». Дети изображают курочку, когда она учит цыплят: смотрят строго, брови сдвинуты, грозят пальцем) А один цыпленок хвастается: «Не страшна мне вода, не страшна мне глубина!» (Этюд «Хвастовство». Дети изображают хвастливого цыпленка: грудь вперед, подбородок вверх, пальцем указывает на себя)
Тут уточка плывет: «Кря-кря-кря, очень теплая вода» (имитация плавания). Услышал цыпленок и плюхнулся в воду, а плавать не умеет: «Пи-пи-пи, ты мне, мама, помоги!» Курочка бежит, крыльями машет, глаза таращит: «Бегу – бегу, спешу – спешу!» Вскочила на мосток, кинула пруток и вытащила цыпленка (имитация поведения курочки).
Гладит курочка сыночка и поучает: «Ты, сыночек, не хвались, лучше плавать научись».