Коваленко Надежда Александровна
Эмоциональный интеллект. Как научить ребенка дружить со своими эмоциями
▼ Скачать + Заказать документы
В современной жизни огромное количество трудностей, стрессов и переживаний, в таком сумасшедшем ритме возникают сложности не только у детей, но и у взрослых. Накопленные и сдержанные отрицательные эмоции отражаются на качестве жизни любого человека. Особенно сильно это сказывается на детской психике, которая только формируется и восприимчива к воздействию негативных факторов. К ним можно отнести: учебную и внешкольная перегрузку, конфликты, неправильное воспитание в семье и многие другие.
Публикация «Эмоциональный интеллект, Как научить ребенка дружить со своими эмоциями» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
На мой взгляд, крайне важно научить ребенка понимать, что с ним происходит и правильно справляться с отрицательными эмоциями, не бояться говорить, если тебя что-то беспокоит, ведь когда ты понимаешь, то можешь, что-то с этим состоянием сделать и не навредить себе и окружающим тебя людям. Помогает нам в этом эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект состоит из основных 5 компонентов и 15 дополнительных:
1. Внутриличностные навыки (умение распознавать и применять свои личные эмоции)
- Самооценка (способность воспринимать себя как глубинно хорошего)
- Чуткость (способность выражать чувства, убеждения и мысли, не задевая и не раня чувства других людей)
- Независимость (способность к самостоятельному принятию решений и также способность принимать их независимо от испытываемых эмоций)
- Самореализация (способность осознавать свои возможности и воплощать их в реальность)
2. Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)
- Эмпатия (понимание чувств других людей, что позволяет нам адекватно реагировать на изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Здесь важно понимать, что эмпатия работает только в применении к значимым нам людям. То есть, чем больше человека вы считаете для себя значимыми, тем сильнее у вас способность к эмпатии)
-Социальная ответственность (умение чувствовать себя частью чего-то большего, вкладываться и поддерживать других внутри той или иной социальной группы)
-Умение поддерживать отношения (способность к созданию и поддержанию отношений по принципу выигрыш-выигрыш, основанных на принятии-отдавании любви, симпатии и теплоты, вне зависимости от роли внутри этих отношений – друга, любовника, члена семьи или сотрудника)
3. Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями)
-Принятие стрессовых ситуаций (умение действовать внутри них без лишнего эмоционального «надрыва»)
-Управление неосознанными реакциями (умение противостоять первой реакции на что-либо или даже отложить ее, так называемое расстояние между стимулом и реакцией)
4. Приспособляемость (умение быстро, адекватно и эффективно реагировать на изменения)
-Восприятие реальности (способность оценивать разницу между тем, что воспринимается и тем, что существует в реальности (реальное-виртуальное, распознавание того, что ты хочешь сделать и то, что ты можешь сейчас сделать, видение того, где ты сейчас находишься)
-Гибкость (способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение согласно изменяющимся обстоятельствам)
-Решение задач (способность определять и распознавать задачи, так же как и придумывать и осуществлять решения к ним. Важно – мы не говорим здесь о «проблемах», потому что признак развитого эмоционального интеллекта – видеть не проблемы, а задачи, требующие внимания и решения).
5. Жизненный фон
- Оптимизм
- Счастье
В настоящее время эмоциональное образование детей не является приоритетным ни в школьной программе, ни в дошкольном воспитании.
Как показывают наблюдения, люди с высокими коэффициентами умственного развития часто оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей личной жизни. Тот факт, что человек с отличием окончил школу, свидетельствует лишь о том, что он прекрасно успевал по всем предметам. И в трудной жизненной ситуации может оказаться в беспомощном состоянии.
Академический ум не предполагает готовности к хаосу или разбросу возможностей. Поэтому мы должны в детском возрасте выявить эти проблемы и найти им решения. Дети, обладающие эмоциональной одаренностью, будут довольны жизнью и успешны во всех ее сферах: от личной до производственной и творческой.
Эмоции мешают концентрации внимания, расстраивают оперативную память (пример — поведения на экзамене, неспособность собраться с мыслями). И наоборот — положительные эмоции способствуют успеху. Упорство зависит от эмоциональных особенностей человека — прежде всего от энтузиазма и стойкости перед лицом неудач.
Нужно научить ребенка различать свои эмоции :
- называть собственные эмоции и эмоции детей
- рассказывать ребенку о разнообразии эмоций
- показывать ребенку картинки с эмоциями, изображайте их на своем лице. (Предлагайте это повторить ребенку)
- играя с ребенком, изображать поведение разных животных: злого волка, хитрой лисы, трусливого зайца, радостного котенка
- просматривать с ребенком фильмы, в которых персонажи ярко проявляют свои эмоции
- анализировать с ребенком поведение героев сказок, стихов, рассказов
Запрещать проявление негативных чувств нельзя!
Я использую в своей практики несколько приемов (предметов) помогающих освободиться от негативных эмоций :
-«Волшебная» коробка в которую можно кричать.
-лист бумаги и карандаши, нарисовать неприятную ситуации, смять или зачеркнуть изображение.
-бумага, которую можно смять, порвать, побросать в цель.
Игры для обучения детей управлению своими эмоциями :
• игра "Робот". Представить себя роботом, напрягая руки и ноги. Затем робота "выключили" и он резко расслабился (упасть, сесть, наклониться)
• игра "Злюка". Ребенок "разозлившись", сильно бьет подушку
•игра "Снежные бои". Изготовить бумажные снежки и устроить сражение
•игра "Весело – грустно". Предложить малышу вспомнить веселую историю и улыбнуться, а затем грустную – сделать печальное лицо
Также в развитии дружбы с эмоциями помогают различные игры, рисование, прослушивание классической музыки, визуализации, сказкотерапия.
На занятиях я стараюсь уделить достаточно много сил и времени развитию эмоционального интеллекта, и дети дают положительный отклик. Что в очередной раз подтверждает, что подобные занятия необходимо проводить чаще.
В завершении этой серьезной и важной темы, хотелось бы отметить, что эмоции становятся своеобразным проводником между нами и другими людьми, поэтому развитие эмоционального интеллекта становится неотъемлемой частью личностного становления ребенка.
Спасибо за внимание!