МААМ-картинки

Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития

Швалева
Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития
▼ Скачать + Заказать документы

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ :

ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ

Все мы часто сталкиваемся с таким понятием как «интеллект», под которым принято подразумевать все познавательные способности человека, включая мышление, память, воображение, ощущение, восприятие. Однако для успешного развития личности этого всё-таки недостаточно, ведь мы не роботы: нашу жизнь во многом определяют разнообразные эмоции. Это субъективные переживания человека, отражающие его отношение к окружающему миру и к самим себе (аффекты, собственно эмоции, чувства). Они влияют на наше настроение и на наши взаимоотношения с другими людьми (в коллективе, в семье). Поэтому помимо умственного развития в структуру общего интеллекта входит еще и эмоциональный интеллект, который отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Эта способность необходима для выстраивания гармоничных межличностных отношений и для успешной социальной адаптации в целом. От уровня эмоционального интеллекта зависит, насколько человек уравновешен и может управлять своими эмоциями, а, следовательно, контролировать и поведение. Поэтому для социализации и личностного роста крайне важно развивать его с раннего возраста ребенка.

Публикация «Эмоциональный интеллект, Элементы и способы развития» размещена в разделах

В состав эмоционального интеллекта включают 5 основных элементов :

1) Самосознание - знание своих эмоций, умение их выражать (в раннем детстве зависит от эмоциональных реакций окружающих на действия малыша).

2) Саморегуляция - управление эмоциями, сдерживание импульсов.

3) Мотивация - привидение эмоций в порядок для достижения определенной цели.

4) Эмпатия - распознавание эмоций в других людях.

5) Социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми.

При этом доказано, что существуют определенные биологические и социальные предпосылки для его развития. К биологическим предпосылкам относят: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента (например, экстраверты склонны лучше понимать чувства других людей, чем интроверты).

Социальные предпосылки же в основном определяются семейным окружением, в частности, характером взаимоотношений между родителями, их вниманием к жизни и переживаниям ребенка, типом воспитания. Так, к примеру, гипер- и гипоопека препятствуют установлению эмоциональных контактов с окружающими. Всё это играет большую роль в формировании самооценки и самоконтроля ребенка. Отмечается, что благоприятные, теплые взаимоотношения в семье способствуют развитию высокого уровня эмоционального интеллекта, в то время как агрессия и жестокость в отношении малыша влечет за собой в будущем и его антисоциальное поведение.

Для определения уровня эмоционального интеллекта дошкольника можно использовать анкеты для воспитателей и родителей, направленные на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям. Кроме того, используются диагностические методики, целью которых является определение эмоциональной ориентации детей, а также способов адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию. К таким методикам относят:

1) «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (проективная методика);

2) «Три желания» (проективная методика);

3) «Что – почему – как» (беседа).

К сожаленью, согласно статистике, с каждым годом всё больше дошкольников имеют эмоциональные нарушения, которые характеризуются общей тревожностью ребенка (боязливостью, беспричинной агрессией, подавленным настроением, проблемами в общении со взрослыми и детьми, эмоциональной истощаемостью. Эти нарушения, в свою очередь, затрудняют описание и вербализацию своих и чужих эмоций, различение эмоций и телесных ощущений, а также фокусируют внимание не на внутренних переживаниях, а на внешних событиях.

Поэтому в целях профилактики и коррекции таких нарушений, а также для повышения уровня эмоционального интеллекта ниже перечислены советы родителям:

- показывайте ребенку доброжелательное отношение, учите сострадать и оказывать поддержку другому человеку;

- чаще с ним общайтесь, интересуйтесь не только произошедшими событиями, но и тем, что он чувствует, если он затрудняется назвать свои эмоции – помогите ему;

- занимайтесь совместной деятельностью: творчеством, спортом, играми;

- соблюдайте режим дня ребенка;

- помогайте сформировать уверенность в себе, чаще хвалите (за реальные поступки);

- учите ребенка справляться с гневом (к примеру, мысленно считать до десяти, вербально выразить эмоцию в приемлемой форме, выйти из помещения);

- не допускайте просмотр фильмов и программ, а также использование компьютерных игр, где имеет место насилие;

- не запрещайте ребенку грустить и плакать. Помните, что это естественные реакции у детей;

- учите ребенка выражать благодарность за помощь и внимание со стороны других людей.

Эмоции ребенка – это центральное звено его психического состояния, которое имеет огромное значение для его успешного развития. И повышать уровень эмоционального интеллекта необходимо еще с детского сада. Для этого специалисты и воспитатели используют в своей работе ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, релаксационные и другие методы. Однако необходимо и активное участие родителей, которые как никто другой знает своего ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группыДидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы Введение В наше время существует проблема всестороннего развития дошкольника, вызванная тем, что родители заняты на работе, а бабушки и.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Интеллектуальный конкурс «Умное поколение — интеллект 0+» — фотоотчетИнтеллектуальный конкурс «Умное поколение — интеллект 0+» — фотоотчет Поздравляем с заслуженным III местом победителей интеллектуального конкурса «Умное поколение — интеллект 0+»! Интеллектуальный конкурс.

Развиваем интеллект детей через игры-головоломки.Развиваем интеллект детей через игры-головоломки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует,.

Социальный интеллект: психологические аспекты Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества. Социальный.

Способы работы с картой развития детей Согласно п. 3.6. ФГТ система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,.

Способы развития мелкой моторики у ребенка Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения.

Эмоциональный интеллект Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности.

Эмоциональный мир дошкольника Взрослая жизнь,богатая разнообразными эмоциями,чувствами,потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития
Опубликовано: 15 июня 2017 в 13:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития» (включая файлы) размещена пользователем Швалева (УИ 1213547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД