Папки-передвижки

Эмоциональный интеллект

Елена Лазарь
Эмоциональный интеллект

Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста понимается в первую очередь как:

- умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

Публикация «Эмоциональный интеллект» размещена в разделах

- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

- эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения).

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.

Однако особенность дошкольного возраста заключается в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (страх, удивление, стыд, злость, радость, грусть, они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха.

Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Методы воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.

Решению поставленных задач способствует организация пед. процесса на основе личностно- ориентированной модели, которая учитывает наличие у детей собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

В своей работе для развития эмоциональной отзывчивости у детей мы используем следующие методы:

• беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

• словесные, настольные, подвижные, ролевые игры;

• рисование эмоций;

• проигрывание этюдов;

• чтение литературных произведений (сказка терапия)

- Рисование эмоций помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Рисование помогает снимать напряжение у детей. С помощью цвета ребенок может сигнализировать о своем эмоциональном состоянии.

- Действенным средством ознакомления детей с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их действий.

Следует понимать, что нравственную суть поступков персонажей дети понимают не сразу: они начинают перечислять действия героев и не оценивают моральный смысл. Обсуждения помогают ребятам осознать моральную суть положительных поступков героев, их соответствие моральной норме.

Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

Чтение произведения.

Беседа о прочитанном.

Рассматривание иллюстраций.

Игры-беседы детей с персонажами.

Этюды на выражение эмоций у детей.

Игры-драматизации по содержанию художественных произведений. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Развитию у детей эмоциональной отзывчивости способствует и организация коллективной деятельности, которая объединяет детей благодаря наличию в ней общей цели, распределения обязанностей (ролей, общего результата.

Существенное значение имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств ребёнка.

Публикации по теме:

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна. МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова. В дошкольный период.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Папка передвижка. Влияние праздников на эмоциональный мир ребёнка Влияние праздников на эмоциональный мир ребёнка. Музыка всегда занимает, особую роль в жизни человека. Музыкотерапия чудодейственное лекарство,.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Социальный интеллект: психологические аспекты Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества. Социальный.

Эмоциональный мир дошкольника Взрослая жизнь,богатая разнообразными эмоциями,чувствами,потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 22:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД