Ольга Глухарева
Эссе «Я-воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе : "Я - воспитатель и этим горжусь, что вместе с детьми жить на свете учусь"
Быть воспитателем – так интересно,
Жить для детей – это просто чудесно,
Всё-таки в детстве и в детском саду
Очень чудесные дни провожу!
Моя мама работала в детском саду, в котором сейчас работаю я, и с детских лет я привыкла помогать ей в ее работе. После школы, приготовив уроки, я всегда бежала к маме на работу и до самого вечера проводила время с детьми. Наблюдая за работой мамы, я поняла, что воспитатель – это не просто профессия – это состояние души, радости, это возможность постоянно находиться в мире детства, постоянно находиться в поиске новых технологий. После окончания школы я решила пойти по стопам мамы и стать воспитателем, потому что в этом вся моя жизнь, работая с детьми, я проживаю детство многократно. И вот теперь я воспитатель!
Публикация «Эссе „Я-воспитатель!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Я очень переживала, все ли у меня получится, так как быть воспитателем очень сложно и ответственно, нужны не только знания и опыт, но и терпение. Меня всегда поддерживает мама, которая была и будет для меня идеалом педагога – ее чуткое отношение к каждому ребенку, доброта и строгость одновременно.
Что же означает – профессия воспитатель детского сада для меня? Ответить на этот вопрос очень сложно. Когда я прихожу в детский сад, встречаю детей, вижу в их глазах и радость, и грусть, и тревогу от расставания с мамой – все это передается мне. И я, как чуткий педагог, присматриваясь к детям, считываю их настроение с мимики и жестов. И делаю все, что от меня зависит, чтобы детям было хорошо и интересно в детском саду, поэтому мне близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Каждому нужен особый уход, и оно достигнет совершенства в своем развитии».
Дети для меня – это цветы, а я их цветовод. Дети очень тонко чувствуют неискренность, неправду, чувствуют и искренность, и любовь, доброе отношение к ним. Не бывает одинаковых детей, они все разные, как цветы. Но каждому из них хочется, чтоб его понимали, любили его таким, какой он есть. Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, насколько они все интересные, забавные.
Воспитатель для детей – это вторая мама, которая может похвалить, побаловаться вместе с ними, но и проявить строгость, и все равно будет любить. Особенно осознаешь значимость своей профессии, когда видишь, когда дети распахивают глаза от восхищения, ловят каждое твое слово, твой взгляд и жест. Смотришь на них и понимаешь, вот то время, когда не нужно объяснять, а быстрее учить на деле.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся.
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их беззащитных, маленьких
Я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!
Наблюдая за детьми, отмечаю, что у них плохо развита мелкая моторика рук. В свободное время увлекаюсь изготовлением «сладких букетов» из бумаги, изготавливаю поделки в технике торцевание, квиллинг, скрапбукинг- все эти техники можно использовать в работе с детьми. Все это привело к выбору темы исследовательской работы. Детям очень нравится работать с бумагой. Свою авторскую идею обобщила на 2 педагогическом марафоне «Грани мастерства». Итогом этой работы является участие моих воспитанников в конкурсе фестиваль «Надежда», всероссийском конкурсе «Моя любимая игрушка». Я продолжаю искать новые технологии, которые можно использовать с детьми.
В детском саду не бывает скучно никогда, потому что каждый день наполнен чем – то необычным, неожиданным и непредсказуемым.
Я как садовник вижу, как цветы растут и расцветают от прикосновения лучиков солнца, так и дети меняются от доброго слова.
Чем больше знает и умеет воспитатель сам, тем больше он может дать знаний и умений подрастающему поколению, которые пригодятся в их дальнейшей жизни.
В детском садике быть воспитателем
Каждодневное сложное дело.
Нужно чутким быть, добрым, внимательным,
Чтоб за каждого сердце болело.
Думаю, что профессия воспитателя… нет я уверена, что профессия воспитателя помогла мне найти свою дорогу, свое место в жизни. Я научилась смотреть на мир глазами детей.
Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым новым годом убеждаюсь,
Что я иду по верному пути!
Авторская идея в моей педагогической практике
«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику»
Составила: Глухарева Ольга Сергеевна
Воспитатель первая квалификационная категория
Отделение МА ДОУ Голышмановский
ЦРР - д/с №4 «Ёлочка» ЦРР д/с №1 «Алёнушка»
р. п. Голышманово 2017 г
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.
Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнурочки, крышки, пособие «застежка», игры Мемори. Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития (воображение, память, внимание) ребенка и развития его речи. Для развития мелкой моторики рук, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование, пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности с детьми обратила внимание, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита мелкая моторика рук. Это объясняется возрастными особенностями детей и недооценивание родителями влияния развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Изучив литературу в области психологии и педагогике (Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., по развитию творчества и бумагопластики (Шилкова Е. А., Пищикова Н. Г., Каминская Е. А., перечитав множество публикаций в интернете, я увлеклась техникой бумагопластики, и пришла к выводу, что бумагопластика – есть средство развития мелкой моторики рук, поэтому тема моего исследования является «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».
Цель моего исследования: развить мелкую моторику рук у дошкольников посредством ручного труда.
Задачи образовательной области художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены на слайде, перед собой я ставлю следующие задачи:
- знакомить с различными техниками бумагопластики и приемами художественного творчества;
- развивать психические функции;
- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность (активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми);
- развивать речь - умение логически излагать свои мысли;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать творческие способности;
- расширять коммуникативные способности;
- воспитывать желание работать в коллективе;
- формировать самостоятельность и уверенность в себе, самооценку;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру, бережное отношение к предмету и материалу;
- формировать добрые чувства (дает возможность их выразить в подарках, изготовленных своими руками);
- воспитывать волевые качества (усидчивость, доводить начатое дело до конца).
Исследования по теме и возможность, данная нам Федеральным Государственным Образовательным Стандартом привело меня к написанию программы «Мастерилка» по ручному труду. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, точные действия пальцев, развиваются творческие способности. Программа «Мастерилка» создана ан основе методических пособий «Цветные ладошки» Лыковой И. А., «Бумагопластика» Давыдовой Г. Н. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, тридцать занятий в год. Время проведения занятия регламентируются санитарными правилами и нормами с учетом возрастных особенностей детей. Познавать мир никогда не рано, поэтому с детьми третьего года жизни, которых у меня в группе девятнадцать человек, я использую приемы техники бумагопластика. Новизна работы заключается во введении в образовательный процесс новых техник бумагопластики: скатывание, скручивание, торцевание, квиллинг, скрапбукинг. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов и требований:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
- соответствовать возрастным требованиям;
- приносить ребенку радость.
Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекают детей. Им нравится скручивать, скатывать бумагу, она сопровождает человека уже более 2000 лет.
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Работа над композициями из бумаги развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Первый год обучения – знакомство с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, скатывание из бумажных салфеток, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяли в них исследовательскую потребность, пробуждали чувство радости, успеха, развивали трудовые умения и навыки. Бумагопластика позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата, делает творчество более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Второй год обучения – знакомство с техниками торцевание из гофрированной бумаги, квиллинг. Торцевание - достаточно новая и интересная техника работы с гофрированной бумагой.
Упражняются в умении определять на ощупь свойства бумаги, дают словесную характеристику (определяют цвет, форму, количество). Развивают тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику.
Познакомила детей с разными видами торцевания:
- контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка).
В начале дети работают в простой технике торцевания (по контуру, затем в более сложной (в плоскостной).
Квиллинг - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей, стимулирует усидчивость, внимание, воображение зрительную память, самовыражение, образное мышление и речь. С детьми 4-5 лет учились скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька» и приклеивать их на основу.
С детьми 5-6 лет учились скручивать элементы «глаз», «стрелка» и «треугольник», из них составлять различные композиции (от простых до сложных).
Третий год обучения – знакомство с техникой скрапбукинг. Скрапбукинг – это вид рукоделия, в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек – неоформленный материал, умение организовать свою деятельность, открывает резерв для развития ребенка, повышает его креативность, успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.
Дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать необходимый материал для работы и формировать отношение к результатам деятельности. Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, развить мелкую моторику, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Технику скрапбукинг представили на креатив- фестиваль «Надежда». Организовала мастер-класс на форуме «Большая перемена» и на районных методических объединениях.
На примере, техники торцевания, попытаюсь вам показать воздействие бумагопластики на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие ребенка. Посмотрим, что мы можем развить и сформировать в целом:
- формируем математические способности (ребенку нужно отсчитать определенное количество торцовок);
- развиваем ручную умелость (так как стержень очень тонкий, размер бумаги 1см * 1см и нужно точным движением прокрутить и приклеить торцовку на основу. Работа несложная, но кропотливая);
- формируем волевые качества (усидчивость, желание довести начатое дело до конца);
- развиваем цветовое восприятие (подбирать нужный цвет бумаги для поделки);
- развиваем тактильные ощущения
И первая приклеенная торцовка, приносит огромную радость не только детям, но и взрослым (в этом я убедилась, проводя мастер - классы с педагогами и родителями).
Отсюда следует, что развитие мелкой моторики рук через бумагопластику влияет на всестороннее развитие ребенка.
У меня в руках основа – это программа «Мастерилка», реализуя ее, ребенок:
- овладеет основными культурными способами деятельности,
- положительным отношением к миру,
- будет обладать развитым воображением,
- он достаточно хорошо будет владеть устной речью,
- у ребенка будет развита крупная и мелкая моторика,
- он будет способен к волевым усилиям,
- и проявит любознательность.
И на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет готов к школьному обучению.