Наталья Мамаева
Эссе «Моя педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы
Под системой… я разумею единство
многообразных знаний,
объединённых одной идеей.
И. Кант
Я родом из педагогической «династии». Замечательные женщины нашей семьи, каждая по-своему, проявили себя на этой стези. Выросла я в доме, где всегда было много детей. Это были мои друзья, друзья моей сестры. Ребята знали, что в нашем доме они могут пообщаться, поделится переживаниями, мыслями, идеями. Такую атмосферу создала моя мама – Любовь Васильевна. Она педагог с большой буквы. В профессии и в жизни всегда умело направляет и помогает и детям, и их родителям.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая находка“» размещена в разделах
У моей бабушки по отцовской линии было 12 детей. Поднимали они с дедом ребят в тяжелое послевоенное время. И, конечно, без педагогических талантов и хитростей сложно было бы справляться с такой командой. Многому я научилась у нее. По материнской линии бабушка преподавала в школе рабочей молодежи. Была очень активной и деятельной. Сама родила шестерых детей.
В философии существует «теория новичка», которая гласит о том, что когда человек занимается деятельностью, он может преуспеть в чем-то новом и увидеть то, что специалисты не увидели из-за сложившихся стереотипов.
Работая воспитателем в детском саду, судьба предоставила мне шанс изменить направление своей деятельности. Обучаясь на учителя – логопеда, мне также пришлось приобщиться к работе музыкального руководителя. При написании дипломной работы я использовала в своей исследовательской деятельности различные тесты, психологические диагностики, задания. Данные мероприятия позволили глубже окунуться в работу психолога.
Я считаю, что логопед, а правильнее сказать учитель – логопед – это педагог, сочетающий профессии актера, музыканта, дизайнера, психолога…
В своей практике я все чаще отмечаю расстройства детского голоса. Наиболее значительные нарушения голоса отмечаются у детей с моторной алалией и дизартрией: осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация, нарушение речевого дыхания. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонна и лексически не выразительна. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере детей. Меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими. Патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние, отражает психическую жизнь человека.
«Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, нарушение координации между слухом и голосом, Избыточная информативность русского языка и смягченность российской фонетики приводят к слаборазвитому фонематическому слуху.
Я обратила внимание на то, как ребенок рассказывает. Большинство детей практически не используют средства выразительности, жесты, мимику, окраску голоса. Рассказывают о веселом, не меняя выражение лица. А о грустном, печальном – с усмешкой. Научить детей свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, непроизвольно используя богатство интонаций, мимики и жестов, нужно именно в детстве, позже этим его будет трудно увлечь. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: её необходимо формировать Развитие же двигательной сферы голосообразования и речеобразования ведут к восстановлению фонематического слуха.
К сожалению, в научно - методической литературе мало представлены данные о состоянии голоса детей дошкольного возраста и тех специальных методах и приемах, которые должны проводится для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижения коммуникативной функции речи.
Речь сродни музыке, чувства и идеи, которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Как музыкант, современный логопед обладает прекрасным слухом.
Я обратила внимание на то, как преображается ребенок при звучании музыки, а особенно при совместном исполнениями «здоровок». «Здоровками» я назвала, ставшими традиционными в моей коррекционной работе, приветствия на начало различной деятельности. За годы работы накопилось их множество, по лексическим темам. Музыкальное образование позволило подбирать перекладывать на мелодию и интонировать, вокализировать различный материал. Используя пение в коррекционной работе, можно добиться легкости и непринужденности звукоизвлечения, а затем перевести эти навыки в речь.
В дальнейшем, видя заинтересованность детей, а главное, эмоциональный отклик, я стала применять этот метод на всех этапах коррекционной деятельности. Свою работу с детьми я «строю», «пронизываю» и опираюсь на задания и упражнения, развивающие эмоции, эмоционально - экспрессивную лексику.
Свои техники и приемы я подбирала, разрабатывала, адаптировала, основываясь на методах и технологиях развития двигательной сферы голосоведения у людей, занимающихся пением. Познакомилась с фонопедическим методом В. В. Емельянова (фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок). В. В. Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики.
Так же я изучила и апробировала ортофонический метод Е. С Алмазовой. (включает рациональную психотерапию, коррекцию физиологического и фонационного дыхания, тренировку кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедические упражнениями, автоматизацию восстановленной фонации). Усиливая, утрируя высоту речевой интонации, разграничиваем грудной и фальцетный регистры, а главное – создаем зримый образ стихотворения. Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики.
«Дыхательный» метод Б. А. Толкачева (озвученный метод). Основными критериями этого метода являются акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. То есть, достижение максимального звучания голоса при минимальных нагрузках, основанные на естественных звуках доречевой коммуникации – хрип, скрип, шепот, крик, вой, визг.
Метод «звукового» дыхания М. С. Лазарева - это специальная гимнастика для носоглотки (очищающее дыхание, энергетизированное дыхание, стимулирующее дыхание).
С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определенным кодовым знаком и мимикой. По методу Д. Е Огородникова: «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции» Целесообразно использовать «жестовое» пение, когда все пропеваемые гласные связываются с определенными кодовыми знаками.
Использование специальной методики Т. М. Власовой. А. Н Пфафенродт «Фонетическая ритмика» в коррекции голосовых расстройств позволяет устранить нарушение звуковой стороны речи и восстановить ее коммуникативную функцию.
Л. В. Лопатина предлагает при работе с различными интонациями так же использовать пение.
А. А. Самбурская в своей методике «Музыка интеллекта»,
говорит о том, что музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т. е. интеграцию мозга. Это приводит к улучшению моторной координации. повышению уровня речевых навыков. Так же в случае использования вокализации в коррекции речи срабатывает "эффект перемещения" или «перемещение обученности». Это усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области.
В настоящее время получает свое развитие и распространение метод Альфреда Томатиса. Это нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи, известная, как метод Томатиса или Аудио-Психо-Фонология (AПФ). На основании накопленных экспериментальных данных А. Томатис вывел свой первый закон «голос не воспроизводит то, что ухо не слышит», этот закон и стал основой его метода. Основываясь на идее, что человек говорит (или поет) так же как слышит, он разработал аппарат для улучшения прослушивания собственного голоса и назвал его «Электронное ухо». Познакомившись с этой методикой, я решила использовать запись исполнения наших «здоровок», попевок для анализа звучащей речи самими детьми. Это увлекательное занятие дает свои результаты. Ребенок, слушая себя в записи, делает определенные выводы. Многие стремятся к исправлению дефектов речи. Сравнение звучания голоса на начало и конец коррекционной работы вызывает восторг, как у детей, так и у родителей.
Творческий подход к коррекционной работе позволяет ощутить себя волшебницей – дарить детям и взрослым надежду, своего рода «выздоровление».
«В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения, методик и систем. Если не работаешь ни в какой из них, придумай свою: миксуй все известные приемы, варьируй их, подгоняй под свои требования. Главное – добиваться результатов». Автор неизвестен, мне созвучен!