Попова Валентина
Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок — это солнце,
вокруг которого вращается весь педагогический процесс,
его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены,
способности развиты»
(Е. И. Тихеева)
Ребенок – это дивный плод, который произрастает из маленькой семечки. Его спелость мы проверим, когда станем пожилыми людьми. Нам, взрослым, дана возможность наблюдать весь процесс: как растет и развивается ребенок, чему-то учится, что-то познаёт и принимает, что-то отвергает на своём пути, и, наконец, вот она – сформированная личность.
Публикация «Эссе „Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Работа воспитателя - это не просто педагогический процесс, это искусство. Быть педагогом для маленького человечка - это особый дар, потому что педагог для ребенка - это не детоводитель, а тот, с кем ему хорошо, комфортно, тепло, радужно и надежно.
Моя мечта работать в детском саду осуществилась спустя 20 лет. Когда я была ребенком, мечтала и в детских играх представляла себя воспитателем. Светлая большая группа, в которой играют малыши. Маленькие дети окружают меня. Я обнимаю каждого из них, вместе мы играем, читаем книжки, выходим на прогулку, рисуем, поем песни, шутим. Я укладываю их спать, нежно укрыв одеялом каждого своего воспитанника, сказав на ушко добрые слова, от которых ребенок сладко засыпает. Я представляла, как каждое утро ко мне бежит дошколенок и крепко обнимает, глядя на меня доверчивыми глазами, с интересом и восторгом рассказывая, как прошел у него вечер. Я мечтала об этом.
После окончания института я пошла, работать в Дом малютки, и, как же мне повезло, я попала в группу самых маленьких карапузов, мечта начала сбываться. Опыт работы с оставленными малышами получила огромный, но судьбы этих детей разрывали мое сердце. Уже потом, работая в детском доме с ребятами школьного возраста, поняла, что мечта о сказках, совместных играх и прогулках уходила.
Сейчас я - мама троих славных мальчишек. Это – моя вторая мечта – много детей в семье. «Купаясь» в свете добрых искренних глаз, слыша в доме неугомонный смех детей, получая первые уроки воспитания детей, я стала осознавать, что мечты-то сбываются.
Я живу в этом мире, наслаждаюсь материнством и воспитательным процессом, познаю детский мир.
Когда моему третьему сыну исполнилось два года, пришла пора собираться в детский сад. Вот здесь-то я окончательно и поняла: быть мне воспитателем детского сада.
Мой опыт воспитания собственных мальчишек помогает мне лучше понимать детей раннего возраста.
Работа с малышами – это волшебная сказка, в которую ты попадаешь и начинаешь жить в ней, ты становишься главным героем этой сказки. Ты - тот, от кого зависит, насколько интересным и завораживающим будет сюжет.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда формируются познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
В процессе воспитания собственных детей я пришла к пониманию, что пока ребенок маленький, все его развитие идёт через игру. К вечеру мне хотелось просто молчать, так как с ребенком надо постоянно говорить, играть, быть рядом с ним. Вместе строить башни, читать, учить умываться, одеваться в игре. Именно в игре я видела, как комфортно моим карапузам.
Со своими маленькими дошколятами я каждый день погружаюсь в удивительный мир детских игр. В один миг, как по мановению волшебной палочки, я становлюсь посетителем модного салона красоты или покупателем в супермаркете, а вот я уже мчусь в кабине грузовика на стройку, где возвышается красивый новый дом. Все эти приключения воспитатель проживает ежедневно со своими маленькими строителями, продавцами, водителями, врачами.
Погружение в атмосферу детства позволяет мне всегда оставаться немного ребенком, смотреть заинтересованным взглядом на окружающий мир, мне всегда интересно жить!
Идут года, я становлюсь взрослее, но, благодаря волшебной атмосфере детства, в которой я живу, моя душа остается юной.
Я чувствую себя молодой, озорной девчонкой, когда перевоплощаюсь в сказочных героев и вместе с ребятами попадаю в волшебный мир таинственных приключений. Самая большая награда - видеть счастливые, восторженные глаза моих самых непосредственных и чудных малышей. Они счастливы, а значит, игра удалась.
Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, он отрывается от мамы, от привычного круга людей и ему приходится, учится взаимодействовать с другими людьми. Малыш может чувствовать себя одиноким, испытывать чувство тревоги в атмосфере, где незнакомые взрослые, незнакомые дети, незнакомые игрушки, запахи, ощущения. И только воспитатель может помочь ему справиться с его страхами и волнениями.
Быть педагогом у детей раннего возраста это непростая задача. Ведь воспитателю необходимо быть талантливым актером, блестящим оратором и грамотным психологом способным понять и принять тонкую психологию каждого малыша. На воспитателя ясельной группы возлагается большая ответственность, так как от него зависит дальнейшее, гармоничное развитие ребенка.
Одна из важных составляющих развития ребенка – это положительное эмоциональное состояние. Ведь ответственность от того, как пройдет процесс адаптации, иными словами эмоциональное принятие того, что ребенок отделился от мамы и стал неотъемлемой частью общества, возлагается на воспитателя.
От степени эмоционального развития, зависит уровень познавательной активности ребенка. В процессе работы с детьми я часто наблюдаю, что если у малыша хорошее настроение, он веселый активный с улыбкой приходит в группу, тогда у него жажда познания находится на высоком уровне. Малышу хочется играть, познавать и изучать. Если ребенок находится в подавленном эмоциональном состоянии (плачет, не идет на контакт, тогда познавательный процесс у него снижается.
Большую роль в социализации ребенка играет привязанность к родителям. Малыш большую часть времени проводит с мамой. И вот приходит время идти в сад, а там незнакомый взрослый, это значит, возникает необходимость сформировать новые привязанности у ребенка. На мой взгляд, педагогу необходимо стать для малыша тем сам значимым взрослым, которому он доверяет, с которым ему будет комфортно. Стать второй мамой, которая сможет обнять, приласкать, поцеловать, пожалеть, поднять настроение и рассказать об окружающем мире.
Именно с этого момента, как малыш приходит в сад, его большая часть пребывания, это та самая группа и тот самый воспитатель, который с ним. В голове крутятся строки стихотворения Л. Териховой:
«Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять. …
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети».
Опираясь на свой личный опыт воспитания, и опыт работы в Д оме малютки, я понимаю, что в раннем возрасте индивидуальный подход имеет важное значение не только потому, что, каждый ребёнок индивидуален, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышу необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое слово, нежное прикосновение – всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Моя задача как педагога - продолжить общение с ребенком в рамках выстроенных отношениях с родителями. Для этого необходимо наладить контакт с близкими ребенка: узнать, как называли ребенка дома, какая его любимая игрушка, и других его особенностях.
Моё поведение предельно выразительное, эмоциональное и «заразительное». Для дошкольников раннего возраста очень важна яркая выразительная речь, сопровождающаяся жестами, так как ребенок реагирует на отвлекающие моменты и движение. Малыши повторяют и выполняют разные задания, которые несут воспитательный и развивающий характер. Слова воспитателя должны присутствовать в любом контексте реальных событий. Тем самым ребенок не только учится слушать, но и пополняет свой словарный запас и его речь становится такой, же яркой и насыщенной.
Я умею сочувствовать и сопереживать. Это позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой мир.
Развивая ребенка раннего возраста, очень важно создать комфортную среду, в которой он находится. Среда для дошколят является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов, и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей.
Наблюдая за своими мальчишками дома, я понимаю, что современные дети никуда не денутся от гаджетов и инновационных технологий. В связи с этим считаю, что в группе должна быть создана зона инновационных технологий, которая будет насыщенной и привлекательной для формирования созидательного сознания ребят.
Таким образом, работа в детском саду представляется мне, как современная сказка, где педагог – это добрый, мудрый волшебник. Для детей воспитатель - человек, открывающий двери в интересную, современную, наполненную чудесами открытий жизнь.
К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».
Мой выбор сделан правильно, несмотря на то, что мечта сбылась спустя 20 лет.