МААМ-картинки

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ

наталия горелова
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Раньше таких детей называли отстающими в развитии, имеющими дефекты развития, инвалидами и т. п., что приводило к стигматизации детей и их родителей. Сейчас введена более корректная терминология – дети с особыми образовательными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

Публикация «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ» размещена в разделах

И такой подход в смене терминологии является правильным. Есть, конечно, условная норма развития, на которую ориентируются педагоги при составлении и реализации образовательных программ, при оценке уровня развития и способностей детей. Но, в отношении детей с особыми образовательными потребностями имеет смысл говорить в первую очередь об индивидуальной норме, о том, что нормально для каждого отдельно взятого ребенка, и, исходя из этого, выстраивать педагогическую работу с этим ребенком. Однако, терминологический аппарат специальной педагогики и психологии меняется медленно, поэтому наряду с современными корректными формулировками специалисты еще используют устаревшие в их контексте «дефекты развития», «патологию развития» и др. Это связано с тем, что основы отечественной специальной психологии и педагогики базируется именно этих «устаревших» терминах, которые были введены еще Л. С. Выготским, К. С. Лебединской, В. В. Лебединским, М. В. Певзнер и др.

Специальная педагогика опирается в первую очередь на индивидуальный подход, ведь каждый ребенок есть индивидуальность, а задача педагога – «научить» ребенка с учетом его индивидуальности, а не вопреки ей. «Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог. Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Если мы говорим о дошкольных образовательных учреждениях, то дети с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом детском саду. Какие-то дети имеют уже четко диагностированную специализированными комиссиями «особенность» развития, какие-то дети вызывают у педагогов подозрения. Эти две категории детей в равной степени заслуживают внимания воспитателя как педагога и психолога. И только знание основ специальной психологии и педагогики позволит организовать для них грамотную квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.

Так, например, в рамках своей должности я работаю в логопедической группе в детском саду. Все воспитанники в этой группе имеют направление от психолого-медико-педагогической комиссии на обучение в этой специализированной группе по адаптивным программам в соответствии с имеющимися у них и установленными отклонениями в речевом развитии от условной нормы. Без знаний основ дефектологии и специальной психологии я могу осуществлять по сути только присмотр за этими детьми.

Кончено, педагогическое воздействие на «особых» детей базируется и на основе общепедагогических и обще дидактических принципах работы. Но только лишь их использование в работе не обеспечивает коррекционной направленности обучения, которая столь необходима детям с речевыми дефектами. Знание же и умение использовать основы специальной педагогики и психологии, знание особенностей развития детей при том или ином нарушении развития, понимание соотношения первичного и вторичного дефекта, понимание того влияния, которое оказывает патология психического или физического развития на личностное развитие ребенка позволяет грамотно и компетентно организовывать образовательно-воспитательно-коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностям, которая в итоге будет являться эффективной. Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы. Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка.

Аналогичная ситуация с детьми, в отношении которых педагог имеет подозрения, что у них есть какая-либо патология развития. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагога, ведь чем раньше выявлено отклонение, тем проще и быстрее его скорректировать, что является одним из принципов специального образования. Только знание возрастных особенностей детей, закономерностей психического развития в норме и патологии позволяет делать предположения о наличии или отсутствии каких-либо патологий и обращаться к родителям с рекомендацией пройти специализированное обследование для уточнения состояния ребенка.

Важным аспектом в работе педагога является взаимодействие с родителями воспитанников детских садов. Если у воспитателя возникают подозрения, что у ребенка может быть какое-либо отклонение в развитии от условной нормы – он должен поделиться ими с родителем и порекомендовать пройти специализированное обследование с целью уточнения состояния ребенка. И здесь может возникнуть большое количество конфликтов с родителями и вполне обоснованных.

Так, если воспитатель не знает основ специальной психологии и педагогики, не знает точных проявлений различных отклонений, не владеет терминологией, не понимает причинно-следственных связей и т. д., то но просто огорошивает родителя сообщением, например, «Ваш ребенок аутист, пройдите обследование, чтобы это подтвердить». Родитель в смятении, родитель в панике, родитель, в конце концов, оскорблён… И не без причины, ведь его ребенка просто, без причины, обозвали «аутистом».

Для проведения подобных бесед с родителями необходимо полностью владеть информацией, знать терминологию и уметь донести суть до родителя. То есть специалист должен пояснить родителю, что у ребенка имеются некоторые особенности поведения, особенности познавательной и игровой деятельности, которые резко отличают его от других детей и затрудняют его естественное развитие. Специалист должен именно выразить свои подозрения, обоснованные подозрения, а не говорить «У вашего ребенка, обследуйтесь». Необходимо именно пояснить родителям для чего нужно обследование, и к чему может привести отказ от обследования. А грамотно и компетентно это можно сделать только при условии знания и понимания основ специальной дошкольной психологии и педагогики.

Таким образом, область применения знаний специальной психологии и педагогики не ограничивается только лишь системой специального образования. В идеале, этими знаниями, хотя бы их основами, должен обладать каждый педагог (воспитатель, работающий с детьми. Только тогда возможна организация полноценного инклюзивного образования, а дети с особенностями развития перестанут быть «отсталыми» и «инвалидами», а станут «особыми».

Публикации по теме:

Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Мастер-класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике» Мастер - класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике» Цель: совершенствовать.

Применение куклотерапии в логопедической практике как новая форма работы с детьми с нарушениями речиПрименение куклотерапии в логопедической практике как новая форма работы с детьми с нарушениями речи Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с нарушениями речи в нашу работу вошла инновационная технология - куклотерапия..

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

Песня-переделка «Гимн мастеров дошкольной педагогики» к празднованию юбилея детского сада Текст песни-гимна «Мастеров дошкольной педагогики». (к юбилею детского сада) (на мотив песни «Команда молодости нашей» А. Пахмутовой, Н. Добронравова).

Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл»Применение вязаного шара-головоломки в логопедической практике «Волшебный мячик — пазл» Вязаный шар-головоломка Матерчатый мячик из 12 сегментов — это традиционная детская игрушка известная под названием «Amish Puzzle Ball».

Примерные вопросы на экзамен по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» для педагогического колледжа Департамент образования города Севастополя Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя.

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ
Опубликовано: 1 сентября 2018 в 20:35
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД