Получи документы

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Светлана Гордикова
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

«Вечно мы, будто в первый раз, все должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море…как прекрасна жизнь» Рокуэлл Кент.

С тех пор как существует общество процесс становления всесторонне развитой личности не обходится без эстетического воспитания. Доказательства тому – исследования философов (Э. Берк, Ж-Ж Руссо, Ф Хатчесон, эстетиков (А. И. Буров, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, Л. Н. Столович, психологов (Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, педагогов (Е. В. Гончарова, Т. Н. Доронова, Р. И. Капустина, Б. М. Неменский, И. А. Старкова, Е. А. Флерина, генетиков (В. П. Эфромсон). В своих трудах эти и другие ученые значительное внимание уделяют вопросам «эстетического» в рамках разработки сущностного содержания данной категории, подчеркивают разные точки зрения на феномен эстетического воспитания.

Публикация «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам о формировании у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создании условий для саморазвития ребенка в процессе изобразительной деятельности использование в эстетическом развитии детей различных видов искусства. Многие исследователи (В. В. Алексеева, С. Ю. Бцбнова, Е. В. Гончарова, Т. Г. Казакова, Р. И. Капустина, Б. П. Юсов и др.) рассматривают эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагога и воспитанников, когда приобщая детей к культурным ценностям, особое внимание взрослый уделяет эстетическому воспитанию, в центре которого – личность ребенка. Из этого положения и вытекает тема исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративного рисования.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.

Оно включено практически во все программы дошкольных образовательных учреждений, и имеет неоценимое значение для формирования у детей потребности в прекрасном, позволяет воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать красивые работы.

Это и побудило меня провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим были определены: предмет исследования, объект исследования, выдвинута гипотеза, намечены цели и задачи исследования, определены методы и приемы исследования.

Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: эффективность эстетического воспитания старших дошкольников на занятиях декоративным рисованием.

Гипотеза исследования: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить интенсивнее посредством декоративного рисования.

Цель исследования: составить систему заданий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста для использования в педагогической практике.

Задачи исследования:

1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме.

2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать в педагогической практике модель эстетического воспитания старших дошкольников.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации данной модели.

Методы и приемы: теоретические (изучение специальной литературы по проблеме); экспериментальные (подготовка и проведение этапов исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, оценка результатов).

Научная новизна: модель эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста основывается на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Практическая значимость заключается в возможности использования предлагаемой модели педагогами ДОУ, где в процессе декоративного рисования решаются проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения ребенка ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные чувства, украшает жизнь.

Эстетическое воспитание включает задачи, которые вы видите на экране

- Систематическое развитие восприятия прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

- Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду.

- Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

- Развивать художественно-творческие способности детей.

Основными средствами эстетического воспитания служат : окружающая действительность; природа; музыка, изобразительная деятельность, развитие речи; эстетика быта.

Основой эстетического чувства, по мнению Д. Б. Лихачева, является эмоциональный отклик, то есть оценочное отношение человека к эстетическому явлению или предмету.

А эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

Многочисленные наблюдения, проведенные по восприятию детьми произведений народного прикладного искусства, позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений народного искусства.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием поможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста проводилась на занятиях декоративным рисованием с детьми двух групп: 1 – экспериментальная и 2 – контрольная по 12 человек. Экспериментальная работа проходила в три этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент включал в себя:

подготовку необходимого материала, игр, творческих заданий, анкетирование родителей: «Эмоциональная отзывчивость дошкольника на прекрасное», изучение уровня эстетического развития старших дошкольников по трем группам критериев:

1. Эстетическое восприятие и оценки детей.

2. Степень владения декоративным рисованием.

3. Степень владения самостоятельным решением и творчеством.

Диагностические задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке двух изделий дымковских и филимоновских мастеров, а затем создание детьми узоров по мотивам росписи этих народных игрушек

Для выявления уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста были использованы показатели и критерии оценки, предложенные Т. С. Комаровой, которые включали в себя три блока критериев оценки эстетического воспитания

Первый блок: оценка мастерства ребенка, техника исполнения, цветовые решения, передача форм, характер линий, пропорции частей целого, разнообразие технических приемов, композиция.

Второй блок: критерии, выявляющие индивидуальность, самобытность ребенка, творческие проявления, оригинальность содержания выполненного изображения, связь с традицией и новаторство в изображении, технике выполнения, использованных материалах.

Третий блок: эмоционально-чувственное отношение к художественному образу – умение понять и выразить словесно свои чувства и настроения, вызванные увиденным, понять отношение ребенка к изображаемому.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 54 балла, низшее – 18 баллов; число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок.

Анализ результатов показал, что многие дети затрудняются в названии видов росписи или называют только один вид, испытывают затруднения в сравнении изделий, выражают положительное отношение к изделию, но не обосновывают его, испытывают затруднения при выполнении декоративных элементов. У некоторых детей изображение лишено эмоциональной выразительности, работа полностью не завершена, о чем свидетельствую детские работы.

На основе набранной суммы дети были дифференцированы по уровню их эстетического развития в процессе декоративного рисования. Для этого был использован ранговый ряд, т. е. составлен список детей в последовательности от низшего к высшему.

Затем была сделана сводная таблица и представлены в ней все оценки, полученные детьми экспериментальной и контрольной групп по каждому критерию и показателю.

Построение рангового ряда позволило в полной мере увидеть уровень эстетического развития детей. Дети экспериментальной и контрольной группы имели практически одинаковые показатели уровня эстетического развития. Результаты представлены в таблице 1 и таблице 2 и на рисунках 1 и 2 /Приложение 1/

На основе полученных результатов и был определен второй этап работы – формирующий эксперимент, где была разработана система эстетического воспитания в процессе декоративного рисования, базирующаяся на развитии такой личности ребенка, которая способна воспринимать и оценивать явления в жизни и искусстве именно с позиций эстетического эталона.

Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. Ценность заданий состоит в том, что каждое из них включает в себя совокупность образовательных задач, которые обеспечивают разностороннее развитие детей. Каждое задание строится по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Задания, объединенные одной тематикой, носят принцип постепенного перехода от простого к сложному, построены на интересе детей, включают в себя разнообразные игры и игровые упражнения, проблемные ситуации и поисковую деятельность.

В качестве примера приведу фрагменты совместной деятельности воспитателя с детьми по эстетическому воспитанию в процессе декоративного рисования.

1. Начиная работу по знакомству старших дошкольников с хохломской росписью, была проведена работа по приобщению детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает прежде всего то, что их окружает. Поэтому в уголке изобразительного искусства была оформлена выставка предметов с хохломской росписью и их изображений. Подобрана познавательная литература о народном промысле Хохломы, об особенностях хохломской росписи и об истории этого промысла, проведена система занятий:

Первое занятие включало: знакомство детей с хохломской росписью: рассказ о происхождении хохломского промысла, рассматривание предметов, их изображений, элементов узора, определение цвета росписи, определение фона, выбран образ для собственной декоративной росписи – бабочка. Главной задачей при этом было подвести детей к пониманию того, как, не выходя за пределы традиций вида росписи, можно создать новый неповторимый узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов, композиций и материала. Создание нескольких вариантов одного и того же образа, помогает найти нужное построение орнамента, цветовое решение.

2.«Бабочка – красавица» – элементы хохломской росписи «ресничка» и «травинка» на крыльях бабочки. (Самый простой элемент)

3. «Нарядим бабочку в новый наряд»– элементы «усики» (усложнение элемент)

4. «Чудо - бабочки» – элементы «завиток». элемент более сложный

5. «Экзотические бабочки»– элементы «рябинка и клубничка» на крыльях разной формы.

6. Организация выставки для детей других групп и родителей «Приходите к нам в музей».

7. Викторина «Праздник волшебного рисунка».

8. Украшение керамической посуды – красивая чашка для бабочки – ««травный орнамент».

9. «Ложка расписная – красивая такая!» – роспись деревянных ложек, по мотивам хохломской росписи.

10 «Шкатулка в подарок бабочке» – коллективная работа

10. Конкурс «Бабочка – именинница» – украшение изделий из теста.

12. Дидактические игры: «Поможем художнику», «Народные промыслы», «Цветные капельки».

13. Развлечение «Путешествие в город мастеров». (Выставка изделий народного промысла)

Проведя комплексную, системную работу по эстетическому воспитанию детей в процессе занятий декоративным рисованием на материале народного промысла «Хохломы» и убедившись, что дети справились с поставленными задачами, я продолжала начатую работу, знакомя детей с новым видом искусства – дымковской игрушкой, гжельской керамикой в сравнении, используя разные формы работы. Важно показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия.

В качестве проверки эффективности разработанной системы эстетического воспитания с детьми экспериментальной и контрольной группы был проведен контрольный эксперимент.

Детям были предложены задания «Укрась бумажный силуэт» и «Разноцветные узоры.

Анализ уровня эстетического развития показал, что у детей экспериментальной группы лучшие результаты. Почти все дети, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, безошибочно называют их. Предложенные бумажные силуэты соотносят с реальными предметами и украшают в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого. Самостоятельно и безошибочно подбирают цветовую гамму.

В контрольной группе меньшее количество детей справилось с поставленными задачами. Многие дети при составлении узора часто обращались за помощью к воспитателю. Испытывали затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. Испытывали затруднения при выполнении декоративных элементов.

При подведении итогов всей проделанной работы, был использован комплекс критериев и показателей оценки, указанных выше, для проверки эффективности составленной системы заданий по эстетическому воспитанию старших дошкольников в процессе декоративного рисования. Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1. Индивидуально по каждому ребенку.

2. По группе в целом.

Обработка и анализ полученных результатов позволили обнаружить различия в уровне эстетического воспитания детей.

У детей экспериментальной группы произошли значительные изменения. Характерно, что дети, имевшие невысокие результаты на начальном этапе перешли на более высокий уровень после специально проведенной работы, что и подтверждает итоговое задание. Это можно объяснить как положительное влияние специально разработанных и организованных заданий.

В качестве доказательства представлены данные результатов исследования эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. По результатам до проведения специально разработанных заданий уровень эстетического развития детей составлял 57%.

После проведения специальных заданий произошли значительные изменения. Знания и возможности детей увеличились на 20%.

Данные третьего этапа показали, что высокий уровень развития стали иметь 33% детей, средний – 67%, уровень развития ниже среднего отсутствует.

Результаты исследования представлены в таблице 4 и таблице 5. и на рисунках 4 и 5./Приложение 3/

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проделанная работа по эстетическому воспитанию дошкольников, позволила определить актуальность данного направления, доказала возможность использования разработанной системы заданий в детском саду.

Заключение

Таким образом, проделанная работа позволила сделать следующие выводы.

Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Это требовало широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и в искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, желания создавать прекрасное своими руками.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности и искусства. Знакомство с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием помогает формировать художественный вкус, учит видеть и воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы эстетического воспитания.

Изделия народного декоративно-прикладного искусства привлекают внимание детей своей красотой, яркостью и оригинальностью. Они радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Занятия декоративным рисованием дают детям возможность почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Следовательно, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.

На мой взгляд, система эстетического воспитания в процессе декоративного рисования позволит развить личность, способную воспринимать и оценивать явления в окружающей действительности и в искусстве с позиций эстетического эталона. Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить интенсивнее именно посредством декоративного рисования.

Система эстетического воспитания в детском саду дает возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательном процесс.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Неделя декоративно-прикладного искусстваНеделя декоративно-прикладного искусства Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет)Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 29 августа 2020 в 16:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД