Приложение МААМ

Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами

Любовь Бондаренко
Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами.

Какие бывают величины?

• Время.

• Длина.

• Площадь.

• Объём.

• Скорость.

• Масса.

1. Время.

Что такое время?

Как определить течение времени?

Время это процесс изменения пространства. Время и пространство не разделимы.

В дошкольном возрасте детям недоступно понятие времени, т. к. их жизненный опыт ещё очень мал. но если не вести работу по становлению хронотопа, то и в 8 лет, и в 10, и в 20 лет не сформируется представление о времени, как о процессе изменений в пространстве. Понятие времени будет ассоциироваться с часами, с календарём. Но часы и календарь это всего лишь прборы, помогающие измерять время, а не само время.

Публикация «Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами» размещена в разделах

Что делать в детском саду для становления хронотопа?

Организовывать активную деятельность каждого ребёнка в окружающем мире с последующей фиксацией своих представлений.

В младшей и средней группах это должно происходить на

занятиях по ознакомлению с окружающим, в предметной деятельности, на занятиях по развитию речи и продуктивными видами деятельности, когда ребёнок отражает собственные представления.

В старшей и подготовительной к школе группе проводим экскурсии, предметную деятельность. После этого рисуем комиксы, т. е. фиксируем процесс экскурсии или деятельности в развитии.

Кроме того, организуем длительные наблюдения за ростом лука, овса, за прорастанием листочков на ветках в вазе весной, и т. п. и параллельно зарисовываем каждый этап. По окончании такого наблюдения раскладываем по порядку все рисунки, рассматриваем и составляем рассказ о том, как выращивали лук.

Таким образом мы формируем предпосылки становления представлений о времени.

2. Пространственные величины.

1. Длина.

Прежде, чем давать детям представление о длине, размере, измерении, необходимо обратить внимание на направление измерения. Чем мы и занимаемся, когда проводим занятия по ориентировке на себе и от себя: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз. Помимо занятий создаём ситуации в различное время дня, на это можно обратить внимание детей.

От направлений «вверх» и «вниз» выстраиваются представления о высоте и глубине. Необходимо, чтобы ребёнок побывал в каждой позиции. Для этого рассматриваем деревья и здания, сравниваем по высоте. Затем, лужи, ручейки, овраги и т. п., сравниваем, что глубже. О глубине можно говорить при изучении темы «Питание», когда знакомимся со столовой посудой: глубокие и мелкие тарелки.

Говоря об одном из направлений, нельзя забывать о противоположном: дерево выше, чем куст, а куст ниже, чем дерево; река глубже, чем ручей, а ручей мельче, чем река.

В младших группах можно дать детям игры с катушками, когда длина лент разная.

В старшей и подготовительной группе сравниваем по длине собственные части тела: у кого длиннее пальцы, руки, стопы и т. д.

В теме «Одежда» измеряем и сравниваем длину и ширину платьев, юбок, футболок, брюк и т. д., длину башмаков.

В теме «Дом» сравниваем длину столов и шкафов, высоту столов и стульев, сравниваем высоту и ширину шкафа, длину стола с высотой шкафа и т. д.

Вначале сравниваем так, как придумают дети. Когда получается неверный результат, подкладываем им шнурок, нитку, верёвку и т. п. производим сравнение при помощи этого инструмента.

Вводим мерку в теме «Одежда» при раскрое ткани и шитье.

Говорим о том, что раньше измеряли собственным телом: пядь, локоть, аршин. Всё, что можно перемеряем этими мерами вначале непосредственно при помощи собственных частей тела. Затем делаем мерки, им соответствующие: измеряем локоть у нескольких детей, выясняем, что длина локтя у всех детей разная, делаем среднюю меру.

При измерении обращаем внимание на то, что измеряем не пальцами стол, а длиной пальцев длину стола.

2. Площадь.

Площадь связана с плоскостью, с поверхностью.

Для того, чтобы в школе для ребёнка площадь была не «а на в», а размер поверхности, в детском саду мы занимаемся раскроем тканей, шьём вначале из бумаги, затем из ткани. Шьём мягкие игрушки.

Рисование: предлагаем детям тонировать бумагу.

Ручной труд: изготавливаем различные объёмные поделки из бумаги (сворачиваем и разворачиваем плоскость).

3. Объём.

Внутри объёмной фигуры ребёнок видит пустоту. Для того. Чтобы он научился видеть и понимать объём, мы в детском саду создаём множество ситуаций, когда ребёнку необходимо заполнять различные ёмкости: наливаем, насыпаем, наполняем различные ёмкости, всевозможными веществами. Незаменимы в этом отношении игры с песком, когда ребёнок наполняет формочки песком, формочка убирается, а объём остаётся.

В теме «Питание»:

• Стряпаем – насыпаем муку, сахар, соль в различных количествах разными мерами. Для того, чтобы каждый ребёнок мог подействовать с различными объёмными мерами как можно большее количество раз, просим детей принести из дома, например, один стакан сахара и два стакана муки. При этом просим родителей предоставить детям возможность всё сделать самостоятельно. Продуктов надо просить столько, чтобы хватило только на одно занятие.

• Варим кашу – перебираем крупы, заполняя ими определённый объём, отмеряем нужное количество мер воды. Меры надо брать такие, чтобы каждый ребёнок мог подействовать, поучаствовать во всех этапах приготовления каши.

• Во время полива цветов дети наполняют лейку водой и выливают воду. Для этого надо предоставить детям лейки различных размеров (из маленькой лейки вода расходуется быстрее, чем из большой). Таким образом мы создаём условия для формирования представлений как об объёме как таковом, так и о мерах объёма.

4. Масса.

Масса – свойство тела оставаться неизменным в любой среде. Масса не связана с ни с формой, ни с весом. Она имеет количественную характеристику, это количество вещества в теле.

Понятие массы может сложиться только на уровне словесно-логического мышления.

Поэтому в детском саду мы не касаемся массы, а говорим только о весе, давая детям возможность понять и описать собственные ощущения. Предлагаем две одинаковые ёмкости с различными наполнителями и предлагаем определить, какая из них легче, а какая тяжелее.

5. Скорость.

Если все предыдущие величины ребёнок может понять только через собственные ощущения, собственный опыт, то скрость нужно увидеть со стороны.

Что делать в дошкольном возрасте?

• Водим детей к дороге – наблюдаем за движением автомобилей, обращая внимание на их скорости.

• Ведём к реке – сравниваем скорости движения вёсельной лодки и моторной, теплохода и лодки, лодки и пловца и т. п.

• На прогулке и на физкультуре – сравниваем скорость бега двои детей (кто быстрее прошел, пробежал). Сравниваем скорость движения ребёнка едущего на лыжах, на велосипеде и ребёнка, идущего пешком. В старших группах формированию представлений о скорости служат эстафеты.

• Так же можно использовать игры с катушками, когда длина лент одинаковая, а диаметр катушек разный (на катушку большего диаметра лента наматывается медленнее, а на катушку меньшего диаметра – быстрее).

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами
Опубликовано: 28 октября 2021 в 14:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы ознакомления детей дошкольного возраста с величинами» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бондаренко (УИ 1099798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД