Cвета Абрамова
Этапы развития сюжетно-ролевой игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развития сюжетно-ролевой игры
от рождения до школы
Игра как отражательная деятельность является важным этапом в познании ребенком действительности.
Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии.
Публикация «Этапы развития сюжетно-ролевой игры в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Необходимо выделять следующие этапы развития игровой деятельности представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап.
Первый этап – ознакомительная игра
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается.
• Действия однообразны и часто повторяются.
• Роли не обозначены.
• Дети охотно играют с взрослым.
• Самостоятельней игра кратковременна.
• Как правило, стимулом возникновения нет. Интересом является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй этап.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отображающая игра.
• На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом.
• Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). В игре объединяются 2—3 человека. Объединения кратковременны.
• Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется.
Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые.
Третий этап.
Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни
• Роли четко обозначены и распределены до начала игры.
• Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью.
• Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом.
• Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом.
• Продолжительность игры увеличивается.
• Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап.
Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра.
Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.
• Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.
• Игры носят совместный, коллективный характер.
Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—6.
Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.
• Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
• В игре четко выделяется подготовительный этап : распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок).
• Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры.
Рекомендуемый перечень сюжетно – ролевых игр по возрастам
Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
«Купание куклы»
«Даша заболела»
«Куклы на прогулке»
«Печем пирожки»
«Напоим Ваню чаем»
«Настя проснулась Построим куклам дом»
«Больница»
«Парикмахерская»
«Автобус»
«Магазин»
«Покатаем куклу на машине»
«День рождения куклы Кати»
«Семья»
«Больница»
«Строители»
«Моряки»
«Магазин»
«Парикмахерская»
«Шофер»
«Автобус»
«Поликлиника»
«Семья»
«Библиотека»
«Железная дорога»
«Кафе»
«Строительство»
«Салон красоты»
«Аптека»
«Магазин»
«Больница»
«Скорая помощь»
«Ателье»
«Зоопарк»
«Детский сад»
«Магазин»
«Цирк»
«Швейное ателье»
«Библиотека»
«Дом, семья»
«Школа»
«Ветеринарная лечебница».