Инна Клейменова
Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры в развитии речи дошкольника многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его речь и мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с действиями и взаимоотношениями взрослых, отношение к которым выражают в своей речи со сверстниками.
Для того чтобы отобразить в игре стороны жизни взрослых, дети предварительно с ними знакомятся, поэтому они стремятся организовать между собой речевое действие, при котором они выражают свои мысли, идеи, будущий проект игры.
При организации игры и в ходе ее от педагогов и сверстников дошкольники получают и усваивают в процессе группового общения дополнительные сведения. То, что пропускается через игру и построение речевого общения во время ее проведения, дети воспринимают не так, как то, о чем они только что слышали от взрослых или наблюдали сами, потому что игра отображает и моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, выражаясь в услышанных ранее словах, выражениях, речевых актах, диалогах, замещая взрослых, подражая им, имитируя их действия, находятся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, т. е. постигают суть речевых взаимоотношений между людьми в реальной жизни.
Сюжет в игре - основание, на котором дошкольник строит целенаправленные речевые воздействия посредством составления своих самостоятельных имитаций реплик диалогов, и даже монологов. Формирование игры через построение речевого общения со сверстниками идет постепенно, с развитием сюжета и в зависимости от этапов игры и особенностей развития речи детей.
Выделим 3 этапа формирования игры :
1. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;
2. Усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3. Усвоение способов построения сюжета.
4. Построение речевых действий (актов диалогов и монологов, отдельных высказываний).
Игровое действие выделяется включением ребенка в совместную деятельность с целью передачи способов ролевого и речевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми и инсценируя определенный игровой сюжет, постепенно формируют умение и навык соотносить название роли с определенным набором речевых действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
В формировании у детей умения строить сюжет игры организуют такой вид совместной игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций, т. е. стимулируют развитие их речи посредством использования самостоятельной инициативы ребенка в построении диалогов и высказываний в будущей игре.
Игрушки выступают в качестве пускового момента самостоятельной игры детей и развития речи дошкольника, т. к. предметная обстановка определяет сюжет. Игра дошкольников требует опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – это ее удобство в выполнении игровых действий и построения речевого общения между детьми, соразмерность по величине с другим игровым материалом, напоминающая изображаемый предмет общими контурами (кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона).
В игре дети в процессе выстраивания их игрового речевого общения используют предметы-заместители, сами заранее выбирают и договариваются между собой, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка», наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»).
Выстраивая речевое общение в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок осваивает лексику труда взрослых, названия трудовых операций, деятельности взрослых, совершенствует знания в названии специальных предметов труда (полотенце, тряпка, веревка, ножницы, лопатка, веник, запоминает трудовой опыт в быту, описывает со сверстниками опыт из наблюдений, книг и телевизионных передач, посредством речи практически понимает глубокий смысл труда.
Правильное руководство формированием речи в игре делает ее содержательной, богатой и влияющей на речевое развитие ребенка.
Таким образом, игра (игрушки) способна вызвать развитие речи дошкольника, потому что она – действенна, жизненна; развивает речевые механизмы, дополняет их, корректирует и определяет речевое знание, требует постоянного употребления новых слов и усвоение лексических значений. Игрушка в речевом развитии выступает для ребенка в качестве обобщенного и мотивирующего эталона окружающей материальной действительности.
Ценность сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника заключается в том, что она стимулирует возникновение общения между детьми, формирует их речевые действия, акты поэтапно, заставляет строить их речь правильно, обеспечивает возможность осуществления речевой деятельности на более высоком уровне.
Речевое развитие ребенка формируются в активной игровой деятельности, которая является ведущей. Она определяет его интересы, отношение к действительности, особенности общения и взаимоотношения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по желанию развивать свое общение со сверстниками, реализовывать и углублять свои речевые знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их речевого развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование речевого поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Итак, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт и получает впервые урок коллективного мышления.