Урок по русскому языку «Этимология слов» в 6 классе

Наира Алипашаева
Урок по русскому языку «Этимология слов» в 6 классе

Тема: Этимология слов

Цели:

обучающая: познакомить учащихся с этимологией как разделом языковедческой науки; формировать умение анализировать происхождение слов, работать с этимологическим словарем; производить морфемный и словообразовательный разбор.

развивающая: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;

воспитательная: воспитывать интерес к происхождению слов родного языка, прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.); этимологический словарь Н. М. Шанского, словообразовательный словарь А. Н. Тихонова.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Слово учителя

Наша сегодняшняя тема очень интересная. На уроке мы узнаем, откуда происходят отдельные слова, выясним, почему мы так говорим. Будем историками, переводчиками и станем знатоками родного слова. Будем учиться мыслить самостоятельно.

(далее записывается число, классная работа, тема называется после первого выполненного задания)

3. Изучение нового материала

Записать в столбик два слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): пешеходный, хлебоуборочный

- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н-). Они похожи по составу, как близнецы.

- А как быть со словом однокашник? Что оно обозначает? Как было образовано? Связан ли корень –каш- с наименованием всем известной каши?

Найти ответы на эти вопросы поможет нам наука этимология. (Запись темы в тетради + Слайд с названием темы)

У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатый родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука – этимология. Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.

Чтение материала учебника на с. 100, §34.

Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Так древние греки считали, что все слова имели божественно правильные значения. С годами истинность этого божьего слова стирается, а этимологам предстоит восстанавливать ее. Порой в помощь ученым приходит мифология.

Доклад ученика.

ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА

У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.

Запись в тетради определения. (На доске высвечивается второй слайд с термином)

Этимология – наука, изучающая происхождение слов, их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.

Чтение материала учебника на с. 100, §34.

- Какие три вида разбора слов различают в русском языке? (слайд 3)

Сегодня нас интересует этимологический разбор слова, но, как вы увидите, без двух других обойтись будет невозможно. Сейчас мы познакомимся с одним из примеров этимологического разбора слова. Вернемся к нашему слову «однокашник»

Сообщение учащегося о слове «однокашник»

Значение словаОднокашник по Ефремовой:

Однокашник - Товарищ по совместному с кем-л. обучению, воспитанию.

Значение словаОднокашник по Ожегову:

Однокашник - Товарищ по учению, по воспитанию

Значение слова Однокашник по словарю Ушакова:

ОДНОКАШНИК, однокашника, м., чей, или с кем (разг. устар.). товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе (собственно - товарищ по столу, по питанию).

Этимологические словари русского языка Шанского (ЭСРЯ):

ОДНОКАШНИК. Искон. Суф. -преф. производное на базе одной каши, ср. одноклассник, единоверец. Буквально — "питавшийся или еще питающийся одной кашей, т. е. за одним столом".

(Далее обсуждение сообщения. Дети делают вывод об исторических связах слов и необходимости пользоваться толковым и этимологическими словарями)

Задание1: сравнить современное строение слов с историческим, работа у доски и в тетради с использованием статей «Этимологического словаря» Н. М. Шанского и «Школьного словообразовательного словаря» А. Н. Тихонова.

Пар-ень (искон) -- парень (совр)

О-шелом-и-ть (искон) – ошелом-и-ть (совр)

Па-смур-н-ый (искон) – пасмурн-ый (совр)

Мес-яц (искон) – месяц (совр)

по-душ-ка (искон) – подушк-а (совр)

о-хот-а (искон) – охот-а (совр)

Дети делают вывод об удивительном и неожиданном происхождении слов, их современном строении. Для закрепления материала можно предложить детям найти в словарях еще ряд слов, современный состав которых не совпадает с историческим (невеста, отшельник, очки, падчерица, подноготная, подол и т. д.)

Задание2. На экране выводится топ-5 слов с интересной этимологией Сначала дети делают предположения об происхождении этой пятерки,а потом учитель дает ответ:

1) Хулиган

Слово хулиган — английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

2) Мошенник

Древняя Русь не знала тюркского слова «карман», ведь деньги носили тогда в особых кошельках — мошнах. От слова «мошна» и произведено «мошенник» — специалист по кражам из мошон.

3) Небеса

Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» — буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula).

4) Сланцы

В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».

5) Галиматья

В конце 17 веке французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками.

Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте.

Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало — целительная шутка, каламбур.

Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.

Задание3. Не все стороны этой увлекательной науки мы сможем рассмотреть на нашем уроке, но давайте подумаем о происхождении названия города, в котором мы живем.

Сообщение о происхождении названия города Саратова:

«По имеющимся в нашем распоряжении литературным данным можно проследить как за последние полтораста лет толковалось происхождение имени города.

У А. Ф.Леопольдова читаем: «Татарское название Саратов состоит из двух слов: сарый – желтый и тау – гора, и вероятно произошло от высокой утесистой, глинистого цвета горы, лежащей против города на правом берегу Волги. Такое название могло сперва усвоиться татарскому селению, а после остаться и для города»

А. И.Шахматов утверждает: «Мнение, что название города «Саратов» происходит от татарских слов: «сара» или «сари» - желтый и «тау» или «тав»нам кажутся очень сомнительными по многим причинам: во-первых, гора противоположного берега, ныне называется Соколовой, не имеет на обрыве своем к Волге никаких признаков глины желтого цвета; во-вторых, устье речки Саратовки находилось не непосредственно против той горы, а впадало в рукав Волги, который отделялся от коренной реки длинным островом, вероятно тоже покрытым лесом или ракитником, как все старинные острова, и ныне вокруг Саратова лежащие; в-третьих, расстояние от устья Саратовки до противоположного берега по прямой линии через остров было бы от 4,5 до 5 верст, а потому, сомнительно, чтобы такая отдаленная гора по кажущемуся ее цвету могла служить поводом к названию всех речек, соединяющихся в данной местности, речками «желтой горы» (Сары-Тау); в-четвертых, ежели бы в основании названия речек лежала желтая гора, то эти речки назывались бы «Сарата-су», а потому следует заключить, что речки Саратовки свое название получили вовсе не от «Желтой горы».

«Так как местность, по которой протекают речки Саратовки, совершенно ровная, подъем ее от берега реки Волги незначительный на довольно большое пространство, то, думаем, корень последнего слова «тау» должен заключаться в татарском же слове «атёль», где буква «ё» произносится как французское «е» и нередко переходит в мягкое «», обозначая понятие о низкой местности. От соединения слов «сара» и «атой» или «атель» произошло «Сараатой», т. е. удобная низменная местность; каковою названа была вся местность, орошаемая реками Саратовками.

М. В. Готовицкий видит в названии влияние тюркских языков: сарык-атов – ястребиный остров.

В. А.Осипов: «В литературе упоминается и еще один возможный вариант происхождения названия «Саратов». «Атов» в переводе с татарского означает «остров». «Сары-атав» -«Желтый остров». «Сары-атав» легко трансформируется в «Саратов»».

- Как вы думаете, что должен знать этимолог, чтобы заниматься лингвистическим и этимологическим анализом слов русского языка?

Учащиеся замечают, что для такого учёного необходимо:

• знание законов развития родного языка (исторической грамматики)

• знание современного языка

языковое чутьё, наблюдательность, терпение

• знание иностранных языков (как называют человека, владеющего несколькими иностранными языками? – пример из таблицы «Ключик к тайне…»)

• знание истории и культуры как своего, так и других народов.

- С какими науками связана этимология? С историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.

4. Итоги урока.

Мы с вами убедились на личном опыте, как важно знать и понимать историю своего народа, своего языка. Человеку мало понимать, ЧТО значит то или иное слово. Человек желает знать, ПОЧЕМУ оно значит именно это. Этимология отвечает на эти вопросы, проясняете значение слов и помогает в его написании. А сам учёный-этимолог должен быть хорошо образован, эрудирован, терпелив и наблюдателен.

- Что понравилось на уроке?

- Происхождение каких слов вас удивило? И происхождение каких слов вы хотели бы узнать?

5. Оценки, домашнее задание.

1) §34, упр. 179, подготовить сообщения; 2)*сообщение об истории возникновения слов НЕДЕЛЯ.

Публикации по теме:

Интерактивный тест по русскому языку во 2 классе Тест можно использовать для проверки знаний по русскому языку в конце учебного года. УМК "Начальная школа 21 века". 2 класс. В условиях.

Урок по русскому языку в 8 классе «Обособленные члены предложения» План-конспект урока. Тема: «Обособленные члены предложения» Учитель: Аксёнова Татьяна Владимировна МБОУ Красногорская СОШ №2 Цели: 1.

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе (17 часов) Рабочая программа по «Родному (русскому) языку во 2 классах на 2019-2020 учебный год составлена на основе требований к предметным.

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Урок по русскому языку в 1 классе школы УМК «Письмо заглавной буквы «К» Технологическая карта урока Предмет:русский язык Класс: 1 «А» УМК: Школа России Тема урока: Письмо заглавной буквы К. Место и роль урока.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова» Урок русского языка во 2 классе Учитель: Яськова О. М. Тип учебного занятия: урок - исследование Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Урок по русскому языку в 4 классе «Личные местоимения» Урок 113. Тема урока: Личные местоимения Задачи урока: -Повторить личные местоимения -Познакомиться с грамматическими признаками личных.

Урок-проект по русскому языку «Употребление фразеологизмов в русском языке» Тема урока: «Использование фразеологизмов в русском языке» (урок-проект) Цели Систематизировать знания по теме «Фразеологизмы в русском.

Входной диктант по русскому языку в 11 классе Красота осени. На холсте был яркий прощальный день конца октября. Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берез, которые.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Урок по русскому языку «Этимология слов» в 6 классе
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 17:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

Очередной тематический день посвящен всем, кто верит в силу мечты и могущество Деда Мороза. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы зарядить своих домашних новогодним настроением и...

4 декабря. День информатики в России

4 декабря в нашей стране отмечается День информатики – в память о создании первой цифровой электронной вычислительной машины. Её сделали советские инженеры Брук и Рамеев. 4 декабря 1948 года их...

Фото отчет «Комплекс мероприятий по ознакомлению с правилами пожарной безопасности в...
Беседа «Огонь добрый и злой» Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей. Материал:...
Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Кошелек»
2 декабря мы отмечали День банковского работника. Воспитание финансовой грамотности у дошкольников-это важно. Сюжетно-ролевую игру «Банк» мы...
Эксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возраста
Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой и экспериментальной деятельности; закреплять знания...