Получи документы

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя

Анисимова Любовь
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя

Автор: Анисимова Л. Н.

МДОУ Детский сад №12,

город Ярославль.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Василий Александрович Сухомлинский.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Публикация «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя» размещена в разделах

Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни. Именно воспитатель должен заложить понятие про здоровый образ жизни.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.

Основной целью нашей работы по сохранению здоровья у дошкольников является:

создание в ДОУ специальной здоровьесберегающей среды.

Задачи:

- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;

- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;

По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Негативные факторы, влияющие на здоровье детей :

- стрессовая педагогическая тактика (в группах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость выше в 3 раза, а число неврологических расстройств - в 1,5 раза, чем в группах со спокойным педагогом);

- интенсификация учебного процесса (увеличение напряженности и производительности);

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);

- низкая информированность педагогов и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. (эти параметры актуальны и для учеников школ и для посещающих детские сады)

Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно-образовательном процессе.

Основные принципы работы:

- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьсберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива в поисках эффективных методов);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности;

- направленности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям:

- оздоровительное;

- валеологическое;

- физическое развитие;

- психоэмоциональное благополучие;

- комплексная диагностика.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает доказанное мнение об интенсивной двигательной активности, свойственной детям дошкольного возраста.

В каждом маленьком ребёнке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся Неизвестно отчего.

Модель двигательного режима в ДОУ:

- Физкультурно-оздоровительные занятия.

- Утренняя гимнастика (ежедневно)

- Двигательная разминка (ежедневно, между занятиями)

- Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно)

- Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно

- Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, самомассаж.

- Самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе).

- Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе (2 раза в год)

- Игры - соревнования между группами (1 раз в год)

- Совместная работа ДОУ и семьи.

А также:

- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

- воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек);

- полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры;

- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой;

- босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика.

В нашем ДОУ осуществляется:

- постоянный контроль осанки;

- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

- подбор мебели в соответствии с ростом детей;

- профилактический прием оксолиновой мази для носа;

- потребление фитонцидов (чеснока и лука).

На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни :

- рациональный режим;

- правильное питание;

- рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В современном мире наши дети постоянно сталкиваются с разнообразными опасными ситуациями. Для сохранения здоровья дошкольников, важным становится воспитательная работа с ними по формированию активной жизненной позиции относительно собственного здоровья. Решить эту задачу можно с помощью игры в сказку, когда цель игры определяется как анализ ситуаций, опасных для жизни персонажей и поиск путей решения для предотвращения опасности для жизни.

Например, для беседы и игры с детьми 3-х лет можно использовать сказку «Гуси-лебеди». Выбирается фрагмент сказки, в котором гуси летят над лесом и несут Иванушку. Можно задать вопросы об опасностях, которые могут повстречаться им на пути, а затем предложить игру «Гуси-лебеди» с использованием речевки.

С детьми 4-5 лет можно поиграть в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вспомнить фрагмент сказки, где Иванушка превращается в козленочка. Взрослый предлагает поиграть парой: Аленушка уговаривает Иванушку не пить из копытца и поясняет, почему это вредно для здоровья. Диалог может строиться в паре «взрослый-ребенок» со сменой ролей.

Следующая игра может быть подвижного характера: «Собери листочки» - детям предлагается в игровой форме, соревнуясь, собрать листочки, рассыпанные на полу, но под листочками оказываются привлекательные для детей предметы или конфеты. Если ребенок поднял с пола предмет и взял его себе, целесообразно провести беседу об опасностях, когда дети подбирают на улице грязные и опасные для здоровья предметы, конфеты и др.

Произведениями для игры и анализа могут стать как русские народные сказки, так и сказки для детей писателей-сказочников. «Колобок», «Волк и козлята», «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Белая уточка» и др. - практически в каждой сказке есть сложная и опасная ситуация, которую можно или решить безопасно, или предотвратить.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Литература:

1.«Здоровый малыш» Программа оздоровления детей в ДОУ. (Под ред. З. И. Берестяневой) –М. :ТЦ Сфера, 2004.

2.«Оздоровление детей в условиях детского сада» (Под ред. Л. В. Кочетковой) – М. : ТЦ Сфера, 2007.

3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок. Рекомендации по работе с детьми в детском саду и начальной школе» : Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2004.

4. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» Учебное пособие (Под ред. В. И. Орла и С. Н Агаджановой) – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

5. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду) Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

Публикации по теме:

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе»Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе» Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как в нашем садике заботятся о здоровье детей с младшей группы.

Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе»Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как мы в садике заботимся о здоровье детей. Я писала и рассказала вам о том,.

Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках» Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Праздничное мероприятие «Семья — это счастье, любовь и забота»Праздничное мероприятие «Семья — это счастье, любовь и забота» В преддверии праздника, посвященного дню семьи, любви и верности, в детском саду «Крепыш»07.07.2017 было проведено развлекательное детско.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Серьёзный разговор о твоём здоровье» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

Забота — великое качество!Забота — великое качество! Что такое забота?Это, конечно же интересоваться жизнью и судьбой кого нибудь, конечно же переживать и участвовать в жизни и судьбе интересующего.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт)Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: "Здоровье воспитанника и воспитателя - основа успешной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя
Опубликовано: 29 октября 2020 в 17:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД