Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя

Анисимова Любовь
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя

Автор: Анисимова Л. Н.

МДОУ Детский сад №12,

город Ярославль.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Василий Александрович Сухомлинский.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни. Именно воспитатель должен заложить понятие про здоровый образ жизни.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.

Основной целью нашей работы по сохранению здоровьяу дошкольников является:

создание в ДОУ специальной здоровьесберегающей среды.

Задачи:

- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;

- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;

По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Негативные факторы, влияющие на здоровье детей:

- стрессовая педагогическая тактика (в группах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость выше в 3 раза, а число неврологических расстройств - в 1,5 раза, чем в группах со спокойным педагогом);

- интенсификация учебного процесса (увеличение напряженности и производительности);

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);

- низкая информированность педагогов и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. (эти параметры актуальны и для учеников школ и для посещающих детские сады)

Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно-образовательном процессе.

Основные принципы работы:

- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьсберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива в поисках эффективных методов);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности;

- направленности.

Планомерное сохранение и развитие здоровьянеобходимо осуществлять по нескольким направлениям:

- оздоровительное;

- валеологическое;

- физическое развитие;

- психоэмоциональное благополучие;

- комплексная диагностика.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает доказанное мнение об интенсивной двигательной активности, свойственной детям дошкольного возраста.

В каждом маленьком ребёнке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся Неизвестно отчего.

Модель двигательного режима в ДОУ:

- Физкультурно-оздоровительные занятия.

- Утренняя гимнастика (ежедневно)

- Двигательная разминка (ежедневно, между занятиями)

- Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно)

- Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно

- Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, самомассаж.

- Самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе).

- Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе (2 раза в год)

- Игры - соревнования между группами (1 раз в год)

- Совместная работа ДОУ и семьи.

А также:

- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

- воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек);

- полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры;

- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой;

- босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика.

В нашем ДОУ осуществляется:

- постоянный контроль осанки;

- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

- подбор мебели в соответствии с ростом детей;

- профилактический прием оксолиновой мази для носа;

- потребление фитонцидов (чеснока и лука).

На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни:

- рациональный режим;

- правильное питание;

- рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В современном мире наши дети постоянно сталкиваются с разнообразными опасными ситуациями. Для сохранения здоровья дошкольников, важным становится воспитательная работа с ними по формированию активной жизненной позиции относительно собственного здоровья. Решить эту задачу можно с помощью игры в сказку, когда цель игры определяется как анализ ситуаций, опасных для жизни персонажей и поиск путей решения для предотвращения опасности для жизни.

Например, для беседы и игры с детьми 3-х лет можно использовать сказку «Гуси-лебеди». Выбирается фрагмент сказки, в котором гуси летят над лесом и несут Иванушку. Можно задать вопросы об опасностях, которые могут повстречаться им на пути, а затем предложить игру «Гуси-лебеди» с использованием речевки.

С детьми 4-5 лет можно поиграть в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вспомнить фрагмент сказки, где Иванушка превращается в козленочка.Взрослый предлагает поиграть парой: Аленушка уговаривает Иванушку не пить из копытца и поясняет, почему это вредно для здоровья. Диалог может строиться в паре «взрослый-ребенок» со сменой ролей.

Следующая игра может быть подвижного характера: «Собери листочки» - детям предлагается в игровой форме, соревнуясь, собрать листочки, рассыпанные на полу, но под листочками оказываются привлекательные для детей предметы или конфеты. Если ребенок поднял с пола предмет и взял его себе, целесообразно провести беседу об опасностях, когда дети подбирают на улице грязные и опасные для здоровья предметы, конфеты и др.

Произведениями для игры и анализа могут стать как русские народные сказки, так и сказки для детей писателей-сказочников. «Колобок», «Волк и козлята», «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Белая уточка» и др. - практически в каждой сказке есть сложная и опасная ситуация, которую можно или решить безопасно, или предотвратить.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Литература:

1.«Здоровый малыш» Программа оздоровления детей в ДОУ. (Под ред. З. И. Берестяневой) –М.:ТЦ Сфера, 2004.

2.«Оздоровление детей в условиях детского сада» (Под ред. Л. В. Кочетковой) – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок. Рекомендации по работе с детьми в детском саду и начальной школе»: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.

4. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» Учебное пособие (Под ред. В. И. Орла и С. Н Агаджановой) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

5. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду) Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Публикации по теме:

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе»Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе» Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как в нашем садике заботятся о здоровье детей с младшей группы.

Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе»Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как мы в садике заботимся о здоровье детей. Я писала и рассказала вам о том,.

Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках» Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя
Опубликовано: 29 октября 2020 в 17:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с...
Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать от бумажных...
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей...
Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах...
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы «Три совы»
Цель: Совершенствовать умение изображать сов, передавая эмоциональные и характерные особенности формы тела. Передать новогоднее настроение. Задачи:...