МААМ-картинки

Сложности психологического консультирования в ДОУ

Балагурова Елена
Сложности психологического консультирования в ДОУ

Одна из сложностей психологического консультирования в дошкольной образовательной организации (ДОО) заключается в том, что заказчиком чаще всего выступает родитель, а клиентом – непосредственно сам ребенок. Ребенка часто предъявляют как основного носителя проблемы или симптома, хотя трудности имеются внутри семейной системы в целом. Поэтому важно как можно точнее выяснить ожидания и запрос родителей, чтобы выработать стратегию работы и психологической помощи ребенку. В этом педагогу-психологу поможет первичная беседа с ними. Как ее провести?

Публикация «Сложности психологического консультирования в ДОУ» размещена в разделах

Процесс психологического консультирования сначала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов, каждый из которых по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Первичная консультация с родителями включает в себя следующие основные этапы:

* знакомство с семьей, установление контакта;

* прояснение проблемы и ее видения каждым участником встречи;

* формулирование запроса;

* заключение психологического контракта.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Знакомство с семьей.

Включает наблюдение за общением и взаимодействием в паре родитель-ребенок, сбор информации (кто был инициатором визита, состав и структура семьи, иерархические отношения, границы и эмоциональные связи внутри семьи, социально-культурный контекст, семейные правила, "мифы", ценности и проч., активное слушание жалобы клиентов.

Наблюдение за общением и взаимодействием в детско-родительской паре уже при входе в психологический кабинет многое говорит об их отношениях и трудностях. В это время значимыми становятся невербальные интеракции между членами семьи: как они рассаживаются, какие места занимают в кабинете, как двигаются, с какими интонациями или жестами обращается мама к ребенку, есть ли телесный контакт между родителем и ребенком, в какие моменты он возникает, пытается ли ребенок быть только на руках у матери или активно исследует игрушки и окружающее пространство. Также следует обратить внимание на то, как и во что играет ребенок, пока взрослые разговаривают, как он откликается, реагирует на мамин рассказ о семейных событиях и его жизни в целом.

В ходе знакомства важно предоставить клиентам возможность пожаловаться на те ситуации или события, которые их беспокоят или возмущают. В это время педагог-психолог может разрабатывать предварительные гипотезы о возможных причинах возникновения проблемной ситуации, опираясь на свои знания теорий детского развития и семейную психологию, а также различные направления в психотерапии, которым он обучался. В дальнейшем эти гипотезы могут быть пересмотрены и дополнены.

Для большей наглядности можно попросить семью описать один типичный день из своей жизни (или как они обычно отмечают праздники, рассказать, какие события являются важными для них. Кроме того, можно предложить каждому из участников описать свою семью с помощью метафоры, образа из кинофильма, песни, художественного произведения или какой-либо пословицы-поговорки, а потом сравнить их.

На первой консультации педагог-психолог также может косвенно оценить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в ходе продуктивной деятельности (используя проективные методики, а также по уровню и степени детализации его игры: доступна ли ребенку сюжетно-ролевая игра, какие игрушки или роли он выбирает для себя и окружающих, какой сюжет актуализируется на консультации, готов ли ребенок участвовать в играх с правилами, принимает ли в свою игру других людей, как взаимодействует с психологом.

Проблемы, с которыми чаще всего обращаются к психологу родители дошкольников.

1) Трудности в адаптации к группе детского сада – ребенок не готов расставаться с мамой даже на несколько часов, плохо идет на контакт с новыми взрослыми и детьми, не может привыкнуть к режиму дня или не хочет оставаться на дневной сон, испытывает сильную тревогу и страхи, и т. п. ("Мой ребенок не хочет идти в детский сад. Постоянно болеет или долго капризничает перед тем, как войти в группу".)

2) Недостаточное развитие социально-бытовых навыков у дошкольника, трудности в общении со взрослыми и сверстниками в ДОО или дома, неумение сотрудничать и договариваться, слабый уровень развития игровой деятельности. ("Мой ребенок ни с кем не играет в детском саду. Сидит один в уголочке. Игрушками не делится. Всех колотит по чем зря".)

3) Эмоционально-поведенческие сложности и личностные особенности ребенка – застенчивость и высокая тревожность, страхи, конфликты или агрессивное поведение, частые обиды, истерики и капризы, низкий уровень саморегуляции и произвольности. ("Мой сын такой трусливый - постоянно всего боится, даже шорохов за окном! С недавних пор засыпает только вместе со мной в нашей комнате. А ведь ему уже скоро 6 лет! Что нам делать?")

4) Возрастные особенности ребенка в раннем и дошкольном детстве, кризисы и зоны ближайшего развития (кризис 1 года, далее трех и семи лет).

Нередко именно в эти периоды у родителей возникает больше всего поведенческих и эмоциональных трудностей в общении со своими детьми, поэтому они нуждаются в поддержке специалистов, своевременном информировании о том, что это естественный и важный этап в развитии их ребенка, когда закладываются основы взаимодействия с миром предметов и миром людей, усваиваются культурные и социальные ценности, формируется самовосприятие и чувство "Я".

5) Диагностика эмоционально-волевой сферы и готовности к обучению в школе, помощь в выборе подходящей общеобразовательной программы. ("Возьмут ли моего ребенка в школу? Насколько он готов к такой жизни? Какую школу для него лучше выбрать? Может быть его все же стоит отдать в детский сад за год до школы?" и т. д.).

6) Семейные проблемы, которые негативно отражаются на ребенке в данный момент жизни (развод родителей, внутрисемейные конфликты, болезнь или смерть одного из членов семьи, переезд семьи на новое место жительства, рождение сиблинга и т. д., и желание родителей в связи с этим помочь ему, снизив их стрессовое воздействие. ("Как мне лучше всего сообщить ребенку о нашем с его отцом решении развестись? Как помочь ему пережить это?").

7) Задержка или нарушение развития ребенка на когнитивном, эмоционально-волевом, сенсомоторном или психоречевом уровнях. ("Почему мой ребенок отстает, не умеет или не хочет делать то, что доступно большинству детей его возраста? Как ему помочь или научить этому?").

8) Трудности в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком, частые конфликты, скандалы, истерики ("Я не понимаю, что он от меня хочет! Я устала! Может быть я плохая мать?").

Прояснение проблемы и ее видения каждым участником встречи.

На данном этапе необходимо подробно расспросить каждого члена семьи о его видении проблемной ситуации. Приведем возможные варианты вопросов:

• Почему именно сейчас вы решили обратиться за консультацией к психологу?

• Наблюдался ли ваш ребенок у других специалистов, и если да, то в связи с чем?

• Произошли ли какие-то значимые изменения или события в жизни вашей семьи за последний период (переезд в другой город или страну, смерть членов семьи, рождение детей, развод, выход на работу или потеря работы и др. ?

• Кто первым заметил появление проблемы?

• Как и когда проявляется проблема, как долго?

• В каких ситуациях проблема не дает о себе знать? Сколько по времени это длится?

• Кто из членов семьи, возможно, не считает сложившуюся ситуацию проблемой и почему?

• Как члены семьи (включая самого ребенка) реагируют на проблему, что каждый из вас думает, чувствует или делает в этот момент? Как реагирует ваш ребенок на действия и эмоции других участников проблемной ситуации?

• Кто из членов семьи реагирует на проблему больше всех, кто меньше?

• Кто из вас больше всего хочет перемен и каких? Кто ничего не хотел бы менять? Что вы хотели бы изменить в жизни своей семьи, а что оставить как прежде?

• Кому в семье проблема больше всего мешает, кому меньше?

• Сколько процентов вашей души жаждут изменений, а сколько сопротивляются этому процессу?

• Какие способы решения существующей проблемы вы уже использовали до прихода на консультацию? Что помогло вам, а что нет?

• Что каждый из членов семьи, а также психолог, могли бы сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась? (Это провокационный или, другими словами, парадоксальный вопрос. Если родители смогут на него ответить, то это поможет прояснить их проблемную ситуацию, а также мотивацию и желаемые ими изменения).

• Если бы проблемы не было, то чем бы вы занимались, как складывалась бы дальнейшая жизнь каждого члена семьи?

• Что должно произойти на нашей встрече уже сегодня, чтобы вы почувствовали, что ситуация меняется в лучшую сторону?

• Если ночью к вам прилетит добрая фея, взмахнет своей волшебной палочкой и проблема исчезнет, то какие конкретно изменения произойдут на следующий день утром и кто первым их заметит? (Подобные вопросы в семейной терапии относятся к категории "волшебных". Взрослые, перечисляя многочисленные препятствия на пути к изменениям, часто не могут увидеть свою проблему в ином ракурсе, по-новому. "Волшебные" вопросы позволяют им переключиться, обойти неосознанное сопротивление, понять каких изменений они опасаются, осознать для чего семье необходим этот симптом, какую полезную функцию он выполняет).

• Что должно измениться, чтобы проблема была решена?

• Что вам нравится в вашем ребенке, какие его качества и умения вызывают у вас чувство гордости?

Опишите типичный день из жизни вашей семьи: как он начинается и чем заканчивается? Как вы обычно проводите время со своим ребенком, чем занимаетесь? Во что он любит играть? Какие сказки слушает? Какие смотрит мультфильмы? Что он больше всего не любит делать? Есть ли у вашего ребенка друзья? Как он общается с другими детьми, взрослыми и членами своей семьи?

Публикации по теме:

Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов»Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчет «Неделя психологического здоровья»Фотоотчет «Неделя психологического здоровья» Фотоотчет "Неделя психологического здоровья"В нашем детском саду прошла Неделя психологического здоровья «Радуга». Цель Недели здоровья.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Конспект психологического тренинга «Вместе весело шагать» Конспект психологического тренинга «Вместе весело шагать» Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия. Задачи: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сложности психологического консультирования в ДОУ
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 17:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД