МААМ-картинки

Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников

Людмила Острых
Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников.

Составила воспитатель:

Острых Людмила Федоровна МБДОУ №50 г. Мурманск

Занимательный математический материал я использую как на занятии, так и в совместной игровой деятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений занимательный материал включаю в ход самого занятия и в конце, если чувствую снижение умственной активности детей. развивая у детей приёмы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Публикация «Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах

• Использую пособия (блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг»,»Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Пифагор», «Лабиринт», задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Головоломки помогают при закреплении представлений о геометрических фигурах их преобразовании, развивают логическое мышление. развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формированию временных представлений. Во внеучебное время формы организации детей разнообразны. Игры можно проводить со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая геометрические фигуры, счётные палочки по заданному образцу или по собственному замыслу.

В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: Самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

1. Тема «Количество и счёт»

Стихи, потешки, считалки.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Сколько братцев было у мальчика – пальчика?

Один, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять. (В. Важдаев)

Семь дружных братьев

Красный, оранжевый, желтый, зелёный,

Голубой, синий, фиолетовый.

Сколько дружных братьев?

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай. Сколько чаек? Отвечай.

Пять цыпляток у наседки.

Что за миленькие детки!

Первый сынок – как яичный желток,

Второй сынок - как яичный желток,

Третий сынок - как яичный желток,

Четвёртый сынок - как яичный желток,

Пятый сынок - как яичный желток.

Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять, а теперь четыре.

Начал младший брат считать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не реви! –

Сказал малыш. -

Ведь на пятом ты сидишь.

Загадки

Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежки.)

Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты.)

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «Косой»,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог,

От труда медведь вспотел –

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей.

Вышел во двор Игнат,

Увидел знакомых ребят,

А было их ровно пять.

Попробуй и ты сосчитать:

Игнат конфеты достал

И каждому по две дал,

И больше конфет не осталось,

Даже ему не досталось,

Дай-ка скорее ответ:

Сколько было всего конфет?

Задачи-шутки

У бабушки Даши внучка Маша, котик Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки друзей?

У трёх братьев по одной сестре.

Сколько всего детей в семье?

У стены стоит кадушка, в ней сидит одна лягушка.

Если б было семь кадушек, сколько было бы лягушек?

Пять ребят в футбол играли

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Дядя Ёжик в сад зашёл,

Десять спелых груш нашёл.

Пять из них он дал ежатам,

Остальные дал зайчатам.

Сколько груш получили зайчата?

На большом диване вряд

Куклы танины стоят:

Две матрёшки, Буратино

И весёлый Чиполлино.

Помоги Танюшке сосчитать игрушки.

2. Тема «Геометрические фигуры»

Стихи, потешки.

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Большие ноги шли по дороге.

Как на Ванин день рожденья

Испекли мы каравай:

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Вот такой нижины, вот такой вышины.

Каравай, каравай. кого хочешь выбирай.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Мой холст – не квадратный,

Он – прямоугольный!

На нем нарисую

Различные формы!

ТРЕУГОЛЬНИК

Я под крышей треугольной

Спрячусь от дождя.

Крыша треугольная,

Спрячь скорей меня!

КРУГ

Круглый мяч и солнца диск

Формы круглой тоже!

По поляне мяч катись,

И круг катиться может!

ОВАЛ

С высоты кружок упал.

Он теперь не круг – овал!

Он овальный, как жучок,

Он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

А еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,

На овальное лицо!

Загадки

Прикатилось колесо

Ведь похожее оно, как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну, конечно это (круг.)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны,

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я (квадрат.)

На фигуру посмотри и в альбоме начерти

Три угла, три стороны, меж собой соедини.

Получился не угольник, а красивый (треугольник.)

Он похожий на яйцо

Или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность-

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг (овал.)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник

Стал квадрат (прямоугольник.)

3. Тема «Ориентировка во времени»

Стихи

Часы

Часы ведут секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперёд.

Всё надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

Кто жить умеет по часам,

Того не надо по утрам,

Будить по десять раз. С. Баруздин

Новая столовая

. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний. Путешественник – скворец…

Вот и песенке конец.

В понедельник мы дудели,

А во вторник мы трубили

И про среду не забыли.

Весь четверг прохохотали,

Только в пятницу устали.

Всю субботу отдыхали,

В воскресенье рано встали,

Туфли новые надели.

И плясали всю неделю.

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

Когда это бывает?

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает.

Когда это бывает? А. Блок

Загадки

Ног не, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать… (часы.)

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день и ночь стучим, стучим (часы.)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят (месяцы.)

4. Тема «Ориентировка в пространстве»

Стихи

Вот какая стрекоза, как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперёд.

Ну, совсем как вертолёт.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Зайцы спрятались в лесу

Под кустом сидят в снегу.

На сосне сидит синица –

Под сосной сидит лисица.

5. «Составление геометрических фигур из счётных палочек»

• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

• Составит 2 равных квадрата из 7 палочек.

• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

• Составить 4равных треугольника из 9 палочек.

• Составит 3 равных квадрата из 10 палочек.

• Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

• Из 9 палочек составить квадрат и 4 равных треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется и 2 палочек внутри большого.)

Из 9 палочек составить 5 треугольников: (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют один большой.)

• Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники двумя палочками.)

«Умственная гимнастика» Помогает организовать. Задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Будьте внимательны.

• Какое сейчас время года? Какие ещё вы знаете времена года?

• Какое сегодня число? День недели? Месяц?

• Назовите осенние месяцы.

• Назовите числа от 1 до 5 (8,9,10.) и обратно.

• Назовите предыдущее и последующие числа : 7, 5, 8,6, 4.

• Что останется, когда съедаешь яблоко? (Огрызок.)

• Как называют папу вашего папы? (дедушка.)

• Назовите пять имён мальчиков, начинающихся с буквы «А». (Антон, Андрей, Алексей, Арсений. Артём.)

• Что пишут на конверте, отправляя письмо? (Адрес.)

• Семь дней с понедельника по воскресенье. Что это? (Неделя.)

• Прошло три дня после воскресенья. Какой наступил день? (Четверг.)

• Сколько лепестков у цветка? (5)

• У птицы крыло - у человека… (рука.)

• У льва пасть – У человека… (лицо.)

• У машины мотор – у человека (сердце.)

• У подводной лодки перископ – у человека… (глаза.)

• Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой)

• Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Оля – 1 часть, осталось ещё 3 части. На сколько частей разделили шоколад?

• Дети измеряли длину грядки шагами. Костя решил, что длина грядки 8 шагов, у Тани - 10 шагов, а у Андрея – 7 шагов. Кто из детей измерил правильно?

• Сколько орехов в пустом стакане?

• Один ослик нёс 10кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

• Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

• Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле?

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2020 в 15:25
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательный игровой материал в развитии логического мышления и элементарных математических представлений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Острых (УИ 347871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД