Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с фольклором «Милости просим, гости дорогие»

Ирина Козлова
Занятие по ознакомлению с фольклором «Милости просим, гости дорогие»

Занятие № 1 «Милости просим, гости дорогие»

Цель: Знакомство с фольклором, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям старины.

Задачи: Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.

• Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.

• Прививать любовь к русскому фольклору.

Ход занятия

1.1). Вводное: Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Публикация «Занятие по ознакомлению с фольклором „Милости просим, гости дорогие“» размещена в разделах

Давайте мы с ними поздороваемся ласково и нежно.

А в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом, но делать это будем необычно.

2). Игра «Мое имя».

Цель: развитие коммуникативных навыков, установление благоприятного микроклимата, развитие образности речи.

Игра называется «Мое имя». Послушайте условия игры: каждый из вас, начиная с ведущего, то есть с меня, должен громко назвать свое имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени. Например, Татьяна – трудолюбивая, Ольга – остроумная, Николай – надежный. Условия игры понятны? Тогда начинаем!

Итог игры: теперь мы знаем, что здесь собрались самые замечательные дети! Значит, наше занятие будет тоже замечательным и интересным.

А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

Скажите, пожалуйста, что такое старина? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далекие времена.

А что такое фольклор? (народная мудрость)

Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас в сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя. (включает музыку, фольклорная песня «Красота»). Слышите? Звучит песня! Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой. Готовы? В добрый путь!

- Упражнение Хоровод.

Пойдем змейкой друг за другом хороводным шагом.

- Дети идут за ведущим под русскую народную мелодию.

2.1). Основная честь: Вот мы пришли в прошлое. Давайте потихоньку сядем на скамеечки. (Дети садятся на стульчики). Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Такие вечера назывались посиделками. Из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. - Впереди раскинулись острова фольклорных жанров. Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

1. Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка).

1. Тара-бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить. (Считалка).

1. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (Частушка).

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

(Сказка).

Молоденький, хорошенький, пригоженький! (Пестушка)

1. Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка. (Закличка).

1. Федя – бредя съел медведя,

Упал в яму, кричал маму. (Дразнилка).

2). Отправляемся дальше в путь. (дети идут змейкой хороводным шагом). На пути у нас село Праздничное. В нем живут русские фольклорные праздники. Назовите фольклорные праздники, не менее пяти! (Масленица, Пасха, Троица (Красная горка, Семик (Русальная неделя, Иван Купала, Петровки, Спасовки, Покров, Новогодье, Рождество Христово, Крещение).

3). (Дети идут дальше хороводом). А вот и столица государства – город Фольклорный. Стольный город стоит на горе Веселой.

А чтобы взобраться на нее и спуститься благополучно, добрым молодцам и красным девицам нужно порадовать гостей доброй песней, веселой пляской или задорными, звонкими частушками.

- Милости просим! (Выступление детей)

Хоровод «Березка», «Частушки».

.Порадовали! Благодарствуем.

3). Впереди мост Пословиц. По нему пройти можно, выполнив задание.

задание для каждого из вас: рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить… и выразительно прочитать.

1. Доброе слово лучше всякого пирога.

2. Золото из земли добывают, а знания из книги.

3. Не спеши языком, торопись делом.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. Добрый пример лучше ста слов.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. От добра добра не ищут.

8. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

9. Почитай учителя как своего родителя.

4). Река Сказочная на горизонте. Чтоб продолжить путь и переплыть через нее на Загадочный берег, надо ответить на вопросы и определить названия народных сказок. Руки поднимаем, четко отвечаем, о какой сказке идет речь:

Колотил, колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

(«Лиса и журавль»)

Кто-то за кого-то ухватился цепко.

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но ее помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд!

(«Репка»)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь»)

Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок – золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Аленушка и братец Иванушка»)

– Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едятся!

- Кто с кем разговаривает? И как называется сказка?

(печка девочке, «Гуси-лебеди»)

Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:

«По щучьему веленью,

По моему хотенью».

(Щука Емеле из р. н. ск. «По щучьему велению»)

Какое настоящее имя царевны-лягушки?

(Василиса Прекрасная)

5.) Перед нами поляна Игровая.

В какую игру поиграть желаете?

Но чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? …

- Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех. В игре допустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность? …

- Нет! А что всегда ценится в игре? Верно. Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание и чуткость.

игра: «Жмурки Машеньки и Ивашенька».

Цель: Создание устойчивой мотивации на освоение подвижной игры.

Описание игры: До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей).

- Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Дети, а вы обратили внимание на мой наряд? В таком наряде ходили девицы в старину. Я вам тоже приготовила сарафаны, но их нужно украсить.

Украшение «сарафанов».

А вы хотите украсить по-своему, красиво сарафаны? (Ребятам раздаются шаблоны сарафанов и предлагается украсить, нарисовать разные орнаменты).

Воспитатель: Закройте глаза и превратитесь в художников. Раз, два, три! Начинайте рисовать!

Каждый нарисовал свой сарафан. Все они получились красивые и разные.

(выставка работ)

3. Итог занятия :

- Молодцы, ребята! Вы справились успешно со всеми испытаниями во время путешествуя по Фольклорному государству.

- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

- Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие. (воспитатель раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия). Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку.

Кран открывается – Чай наливается. - Что это такое? (Ответы детей).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками. (Дети проходят и садятся за стол пить чай. Звучит русская народная песня)

- Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Здравствуйте, гости дорогие» Задачи: 1)Упражнять в приемах приветствия гостей разными способами 2)закреплять навыки вежливого обращения с окружающими; 3)учить рассказывать.

Фотографии к проекту «Осень, в гости просим»Фотографии к проекту «Осень, в гости просим» Как известно, осень - любимое время года Александра Сергеевича Пушкина. Очень много своих произведений он посвятил именно ей. Ну, а как.

Фотоотчет «Золотая наша осень, мы тебя к нам в гости просим!»Фотоотчет «Золотая наша осень, мы тебя к нам в гости просим!» Минаева О. Н. Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый — осинке, Бусы красные — рябинке, Зонтик жёлтый — тополям,.

Конспект НОД по ознакомлению с фольклором во второй младшей группе. Потешка «Тень-тень-потетень» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация).

Конспект НОД по ознакомлению с фольклором во второй младшей группе. Потешка «Еду-еду, к бабе, к деду» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Консультация для родителей «Пришли гости дорогие!» Традиции казачестваКонсультация для родителей «Пришли гости дорогие!» Традиции казачества Кратко из традиций казачьего гостеприимства В культуре казачества гость считался Божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение.

Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором Кубани Актуальность. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так.

Презентация проекта «Осень, в гости просим» В нашей группе в октябре 2017 года состоялся проект: «Осень в гости просим!» Ведь дети нашего возраста имеют минимальный жизненный опыт,.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень, милости просим» Музыкальный руководитель Селезнева Ирина Равильевна Осенний праздник в старшей группе "Осень, милости просим!" Танец-вход "Осень к.

СОД «Мы вам рады, гости дорогие!» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (средняя группа) СОД «Мы вам рады, гости дорогие!» средняя группа (4–5 лет) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с фольклором «Милости просим, гости дорогие»
Опубликовано: 4 августа 2018 в 10:01
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД