Наталья Калинина
Занятие «История казачьего костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Тема: «История казачьего костюма».
Цель: приобщение дошкольников к истории национальной культуры посредством
поисково-исследовательской деятельности.
Задачи: познакомить детей с историей казачьего костюма, с особенностями его
внешнего вида;
учить сравнивать, описывать, делать выводы;
способствовать развитию речи;
формировать патриотические чувства у детей: любовь к родному краю, Родине
Публикация «Занятие „История казачьего костюма“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
через воспитание интереса и уважения к казачьей культуре, литературе;
учить передавать свои впечатления в рисунке, используя разные приемы
рисования.
Оборудование: презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением казачьих
костюмов разных эпох; бумажные куклы и одежда для них по
количеству детей; кроссворд на листе ватмана; аудиозаписи казачьих
народных песен; краски, кисточки,
клеенки, стаканы с водой, палитра.
Предварительная работа: чтение казачьих сказок, рассматривание иллюстраций с
изображением казачьих костюмов.
Литература: Ю. Н. Круглов «Многоликий мир казачества»; Р. М. Чумичева, О. Л.
Ведьмедь, Н. А. Платохина «Путешествие в историю и культуру Донского
Края».
НОД:
Вос-ль:- Дети, посмотрите на себя и друг на друга. Как вы думаете, почему вы так сегодня одеты?
(ответы детей)
-Мы с вами будем знакомиться с историей казачьего костюма. Садитесь и внимательно смотрите и слушайте. Каждый казак готовился к военным походам, поэтому он должен был владеть верховой ездой, шашкой, борьбой. Для казака важным было и ношение военной формы. Одежда казаков- воля, простор, мягкие облегающие линии без пряжек и острых углов, любимая верхняя одежда зипун был без пуговиц, запашной. Он не сдерживал резких движений, не мешал всаднику или гребцу. Поддерживал запахнутый зипун кушак – мягкий широкий пояс. Казаки любили мягкие широкие пояса, обматы-вающий несколько раз талию, имевшие золотую бахрому или кисти. Пояс повязывался с таким расчетом, чтобы за него удобно было заткнуть пару пистолетов и кинжал за спину по азиатской моде (как у турков). Не случайны на казаке и шаровары, они были просторными. В них комфортно и пловцу и всаднику. В них легко было бегать и фехтовать. Казаки любили невысокие сапожки без каблуков, с загнутыми носами. Будучи великолепными наездниками, они не употребляли шпор. Казачья шапка с длинным шлыком-тумаком также была не простым головным убором, пышным и теплым. В «тумак» - острый язык, свисающий с верха шапки- зашивали пучок конского волоса. Тумак свисал на затылок и защищал голову и плечи от сабельного удара. При скользящем ударе клинок сабли не мог прорубить толстый конский волос. В тумак также зашивали кусок свинца. Выражение «надавать тумаков» отражало реальную ситуацию, когда казаки превращали свою шапку неожиданно для врагов в оружие. Тумаком били по руке, чтобы выбить оружие, или по голове, чтобы оглушить. А плотный мех шапки мог сдержать сабельный удар.
- Дети! Какое современное слово соответствует слову зипун? (шуба)
- Напишите слово «ШУБА» печатными буквами.
Ш У Б А
Ребята, особой одеждой отличались и казачки. Вот так называлась первоначальная одежда казачки : кублек- платье, пояс –татур, шитый из бархата или кожи и украшенным жемчугом, кичка- головной убор, чикилики- украшения (серьги).
-А теперь рассмотрите более позднюю традиционную одежду казака, назовите ее: гимнастическая рубаха (гимнастерка, фуражка с красным околышем, штаны с лампасами, сапоги.
Со временем одежда казачки менялась, вот название поздней традиционной одежды казачки : юбка, кофта «керасса», фартук, колпак- головной убор, чирики- туфли.
(изображения одежды)
-Дети! Представьте себе, что вы маленькие модельеры. Оденьте бумажных кукол в одежду казачат, чтобы они стали нарядными.
(дети одевают кукол)
-Но мы с вами знаем, что казака не только воевали, но и много работали, а после работы любили попеть песни и потанцевать. Вот и мы с вами сейчас отдохнем и потанцуем «Казачий перепляс».
(дети танцуют)
-Отдохнули? Теперь давайте потрудимся, разгадаем кроссворд.
По горизонтапи:
1. Обувь казака. (сапоги)
4. Пояс казачки из бархата, украшенный жемчугом. (татур)
6. Голвной убор казачки. (кичка)
8. Часть одежды казачки. (юбка)
По вертикали:
2. Часть одежды казака. (шаровары)
3. Вид распашной одежды казака. (зипун)
5. Одежда казачки поверх юбки. (фартук)
7. Кофточка до бедер, плотно облегающая фигуру и с небольшой базкой. (керасса)
-Всю одежду женщины шили сами, берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. И только в городах богатым шили специально обученные люди. Как их называли? (Портные)
Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по – разному, в зависимости от того, что они шили.
Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик).
Если я шью шубу – значит я шубник.
А если я шью шапку – то я (шапошник).
(юбочник, керассник, кичник, рубашник, шароварщик, сапожник,татурщик).
-А теперь садитесь за столы, превращайтесь в модельеров и придумайте свой современный казачий костюм.
(дети садятся за столы и рисуют)
- Какие красивые костюмы у вас получились. Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
-Вот такими добрыми мастерами вы сегодня были.