Получи документы

Занятие «История казачьего костюма»

Наталья Калинина
Занятие «История казачьего костюма»

Области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Тема: «История казачьего костюма».

Цель: приобщение дошкольников к истории национальной культуры посредством

поисково-исследовательской деятельности.

Задачи: познакомить детей с историей казачьего костюма, с особенностями его

внешнего вида;

учить сравнивать, описывать, делать выводы;

способствовать развитию речи;

формировать патриотические чувства у детей: любовь к родному краю, Родине

Публикация «Занятие „История казачьего костюма“» размещена в разделах

через воспитание интереса и уважения к казачьей культуре, литературе;

учить передавать свои впечатления в рисунке, используя разные приемы

рисования.

Оборудование: презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением казачьих

костюмов разных эпох; бумажные куклы и одежда для них по

количеству детей; кроссворд на листе ватмана; аудиозаписи казачьих

народных песен; краски, кисточки,

клеенки, стаканы с водой, палитра.

Предварительная работа: чтение казачьих сказок, рассматривание иллюстраций с

изображением казачьих костюмов.

Литература: Ю. Н. Круглов «Многоликий мир казачества»; Р. М. Чумичева, О. Л.

Ведьмедь, Н. А. Платохина «Путешествие в историю и культуру Донского

Края».

НОД:

Вос-ль:- Дети, посмотрите на себя и друг на друга. Как вы думаете, почему вы так сегодня одеты?

(ответы детей)

-Мы с вами будем знакомиться с историей казачьего костюма. Садитесь и внимательно смотрите и слушайте. Каждый казак готовился к военным походам, поэтому он должен был владеть верховой ездой, шашкой, борьбой. Для казака важным было и ношение военной формы. Одежда казаков- воля, простор, мягкие облегающие линии без пряжек и острых углов, любимая верхняя одежда зипун был без пуговиц, запашной. Он не сдерживал резких движений, не мешал всаднику или гребцу. Поддерживал запахнутый зипун кушак – мягкий широкий пояс. Казаки любили мягкие широкие пояса, обматы-вающий несколько раз талию, имевшие золотую бахрому или кисти. Пояс повязывался с таким расчетом, чтобы за него удобно было заткнуть пару пистолетов и кинжал за спину по азиатской моде (как у турков). Не случайны на казаке и шаровары, они были просторными. В них комфортно и пловцу и всаднику. В них легко было бегать и фехтовать. Казаки любили невысокие сапожки без каблуков, с загнутыми носами. Будучи великолепными наездниками, они не употребляли шпор. Казачья шапка с длинным шлыком-тумаком также была не простым головным убором, пышным и теплым. В «тумак» - острый язык, свисающий с верха шапки- зашивали пучок конского волоса. Тумак свисал на затылок и защищал голову и плечи от сабельного удара. При скользящем ударе клинок сабли не мог прорубить толстый конский волос. В тумак также зашивали кусок свинца. Выражение «надавать тумаков» отражало реальную ситуацию, когда казаки превращали свою шапку неожиданно для врагов в оружие. Тумаком били по руке, чтобы выбить оружие, или по голове, чтобы оглушить. А плотный мех шапки мог сдержать сабельный удар.

- Дети! Какое современное слово соответствует слову зипун? (шуба)

- Напишите слово «ШУБА» печатными буквами.

Ш У Б А

Ребята, особой одеждой отличались и казачки. Вот так называлась первоначальная одежда казачки : кублек- платье, пояс –татур, шитый из бархата или кожи и украшенным жемчугом, кичка- головной убор, чикилики- украшения (серьги).

-А теперь рассмотрите более позднюю традиционную одежду казака, назовите ее: гимнастическая рубаха (гимнастерка, фуражка с красным околышем, штаны с лампасами, сапоги.

Со временем одежда казачки менялась, вот название поздней традиционной одежды казачки : юбка, кофта «керасса», фартук, колпак- головной убор, чирики- туфли.

(изображения одежды)

-Дети! Представьте себе, что вы маленькие модельеры. Оденьте бумажных кукол в одежду казачат, чтобы они стали нарядными.

(дети одевают кукол)

-Но мы с вами знаем, что казака не только воевали, но и много работали, а после работы любили попеть песни и потанцевать. Вот и мы с вами сейчас отдохнем и потанцуем «Казачий перепляс».

(дети танцуют)

-Отдохнули? Теперь давайте потрудимся, разгадаем кроссворд.

По горизонтапи:

1. Обувь казака. (сапоги)

4. Пояс казачки из бархата, украшенный жемчугом. (татур)

6. Голвной убор казачки. (кичка)

8. Часть одежды казачки. (юбка)

По вертикали:

2. Часть одежды казака. (шаровары)

3. Вид распашной одежды казака. (зипун)

5. Одежда казачки поверх юбки. (фартук)

7. Кофточка до бедер, плотно облегающая фигуру и с небольшой базкой. (керасса)

-Всю одежду женщины шили сами, берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. И только в городах богатым шили специально обученные люди. Как их называли? (Портные)

Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по – разному, в зависимости от того, что они шили.

Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик).

Если я шью шубу – значит я шубник.

А если я шью шапку – то я (шапошник).

(юбочник, керассник, кичник, рубашник, шароварщик, сапожник,татурщик).

-А теперь садитесь за столы, превращайтесь в модельеров и придумайте свой современный казачий костюм.

(дети садятся за столы и рисуют)

- Какие красивые костюмы у вас получились. Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

-Вот такими добрыми мастерами вы сегодня были.

Публикации по теме:

Фотоотчет с летнего казачьего праздника «Мы — донские казачата!»Фотоотчет с летнего казачьего праздника «Мы — донские казачата!» Фото отчет "Мы донские казачата!"Здравствуйте, дорогие коллеги! Поздравляю всех, с наступлением жаркого лета, и представляю для вас фото.

Фотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский»Фотоотчет «Как нас посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» С целью приобщения дошкольников к казачьей культуре наш детский сад посетили атаманы хуторского казачьего общества «Приобский» и участник.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

История про медведя и Новый год по версии детей средней группы (или занятие по рисованию на новогоднюю тему)История про медведя и Новый год по версии детей средней группы (или занятие по рисованию на новогоднюю тему) Всем здравствуйте! Сейчас идёт прекрасный постпраздничный период, когда многие занятия связаны с новогодней темой. Предлагаю вам познакомиться.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Сценарий казачьего праздника «Ярмарка огневая»Сценарий казачьего праздника «Ярмарка огневая» Подобрать мультимедийные заставки к номерам. Под русскую народную песню «КОРОБЕЙНИКИ», в зал входят два коробейника и казачка с хлебом,.

Выставка-экскурсия Ульяновского историко-художественного музея «Народный костюм. История народного костюма»Выставка-экскурсия Ульяновского историко-художественного музея «Народный костюм. История народного костюма» В нашем МБДОУ 21 ноября года прошла выставка Ульяновского историко-художественного музея, которая называлась «Народный костюм. История народного.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «История казачьего костюма»
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 16:41
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД