Ахмирова Людмила
Занятие «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
ема: «Блокада Ленинграда»
Цель:
Рассказать детям о 900-дневной обороне Ленинграда, о его жителях, проявивших, образцы стойкости, выдержки, мужества и патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
расширять знания воспитанников о Великой Отечественной войне;
закреплять знания детей о героической обороне Ленинграда;
познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.
Публикация «Занятие „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
Развивающие:
развивать интерес к прошлому нашей Родины;
развивать познавательную активность; речь.
Воспитательные:
воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну.
Категория воспитанников: 14-16 лет.
Оборудование и материалы:
Книги и иллюстрации по теме;
фотографии военных лет, рисунки, плакаты;
стихи о войне; звукозапись метронома;
муз. центр; ноутбук; телевизор;
большие мягкие кубики или модули;
буквы алфавита;
по 2 отрывка из стихотворения, напечатанных заранее;
интерактивная игра «Блокада Ленинграда»;
нарезанные кусочки черного хлеба;
презентация.
Предварительная работа:
оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
изготовление плакатов и рисунков о Великой Отечественной войне;
рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
чтение художественных произведений по теме;
прослушивание песен и музыки военных лет;
чтение стихотворений о блокадном городе, о войне;
просмотр художественных фильмов о блокадном Ленинграде.
План занятия :
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
1. Блокада Ленинграда.
2. Жизнь в блокадном Ленинграде.
3. «Дорога жизни».
4. Снятие блокады.
III. Заключительная часть.
Ход занятия
I. Вводная часть (5 минут).
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из трагических и тяжелейших периодов Великой Отечественной войны.
Отгадайте тему нашего занятия.
Перед вами карточки с цифрами. Каждая цифра соответствует букве алфавита. Отгадайте за 1 минуту зашифрованные слова и назовите тему занятия. (Воспитанники отгадывают тему занятия).
Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о блокаде Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Познакомимся с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.
(Слайд №1)
II. Основная часть (30 мин.)
Воспитатель:
1. Блокада Ленинграда.
Ребята, Ленинград является городом-героем. А заслужил он это звание потому, что его жители продолжали жить и бороться с врагом в тяжелейших условиях блокады.
Ленинград был отрезан от всего внешнего мира. Почти 900 дней и ночей, а точнее 872 дня длилась блокада Ленинграда.
Началась суровая блокада 8 сентября 1941 года. Жителям города пришлось очень многое преодолеть в эту пору. Главная цель была — выжить. На защиту родного города поднялись все её жители.
(Слайд №2)
2. Жизнь в блокадном Ленинграде.
Вместе со взрослыми дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации и дети, которые тушили зажигательные бомбы.
(Слайд №3)
Подростки работали на заводах, изготавливая снаряды для фронта.
(Слайд №4)
Фашисты разрушили и повредили тысячи зданий.
(Слайд №5;6;7)
Но все главные памятники города уцелели: ленинградцы спрятали их, укрыв мешками с песком и фанерными щитами, а некоторые скульптуры были зарыты в землю до окончания войны.
(Слайд №8;9;10)
Послушайте стихотворение поэтессы Ольги Берггольц.
Читает воспитанник №1
Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот.
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим.
Воспитатель:
С наступлением холодов люди все больше и больше начали погибать прямо на улицах. Некоторые шли за водой и падали в бессилии, некоторые умирали во сне. Всего лишь 3% населения погибло от бомбежек, а остальные 97% — от голода. Продовольствия в Ленинграде катастрофически не хватало, поскольку немецкие войска уничтожили Бадаевские склады, обеспечивающие не только город, но и часть армии.
(слайд №11)
Норма хлеба в блокадном Ленинграде составляла 125 гр. на человека в сутки. (Предложить каждому участнику попробовать маленький кусочек черного хлеба).
Воспитатель:
Паек был очень скудным, для того, чтобы поесть даже один раз, но людям он выдавался на целый день. По рассказам ветеранов, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Он состоял из опилок, соды, бумаги и лишь на малую часть из муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.
(Слайд №12;13)
Послушайте отрывок из поэмы Н. С. Тихонова «Киров с нами».
Читает воспитанник № 2
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого во веки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу.
Воспитатель:
Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия.
(Слайд № 14;15)
Несмотря на голод и жесточайшие условия жизни ленинградцы готовы были отдать последнее для фронта, чтобы ускорить победу советских войск.
Голод — не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы ещё больше ужесточили условия существования. Отопления в дома не поступало, весной также стоял холод. Люди делали проруби в Неве, которая даже со своими сильными течениями полностью замерзала, и совершали настоящие подвиги, когда добирались до них.
(Слайд № 16)
Единственным спасением была печь «буржуйка», кроме которой ничего не могло отопить дом. Блокадники жгли, что только могли: мебель, ненужные вещи.
Чтобы как-то подбодрить жителей, в городе круглосуточно велось радиовещание и жителям было запрещено отключать свои приемники. В Ленинграде было установлены громкоговорители. По ним дикторы рассказывали о ситуации в городе, выступали поэты и писатели. Одной из таких поэтесс бала Ольга Берггольц, которая написала много стихотворений о блокадном Ленинграде. В блокадном Ленинграде была написана 7 симфония Д. Шостаковича.
А когда вещание прекращалось, по радио транслировали звук метронома. В случае тревоги ритм метронома ускорялся, а после завершения обстрелов – замедлялся. Ленинградцы называли звук метронома по радио живым биением сердца города.
(Слайд № 17)
Воспитатель:
Физкультминутка (2 мин.)
Ребята, а давайте вы представите себя в роли тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде.
Я предлагаю вам соорудить баррикаду. (Ребята из модулей строят баррикаду).
Воспитатель:
Молодцы ребята, с этим заданием вы справились хорошо!
Вообще история хранит немало волнующих документов о трагических и героических днях блокады Ленинграда. Но есть среди них девять страничек из маленькой записной книжки, которые потрясли весь мир. Я говорю о дневнике 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки всех родных (7 человек) и сделала ее сиротой.
(Слайд №18)
Но люди продолжали жить. Дети в блокадном Ленинграде продолжали ходить в школу. Чаще всего уроки проходили в бомбоубежищах. Причиной пропуска уроков была лишь смерть.
(Слайд №19;20;21)
3. «Дорога жизни».
Воспитатель:
С наступлением зимних холодов, когда лед сковал реку Неву и Ладожское озеро, появилась возможность помочь голодающим защитникам Ленинграда.
(Слайд № 22)
По льду Ладожского озера в город пошли машины с продовольствием. И днем, преследуемые фашистскими самолётами, и ночью, освещая светом фар не очень окрепший лед, двигались в осажденный Ленинград груженные продуктами машины. Многие из них проваливались в ледяную воду, попадали под бомбы фашистских самолетов. Но эта помощь осажденному городу позволила его защитникам устоять перед угрозой сильного врага, избежать смерти от голода. Обратно из Ленинграда через Ладожское озеро в кузовах машин переправляли детей, женщин, стариков. Из города увезли порядка миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1942 года. Поэтому эту дорогу и назвали «дорогой жизни».
(Слайд №23;24;25)
4. Снятие блокады.
Воспитатель:
Но несмотря на все трудности 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью прорвана. Город благодаря своей стойкости получил звание «Город-герой», падшие были благородно похоронены на кладбищах Ленинграда и области. За время блокады погибло около 1 млн. жителей. Подвиг, совершенный людям во время блокады нельзя с чем-то измерить. Его нужно помнить и чтить память героям.
Всех умерших в блокаду похоронили на Пискаревском кладбище в общей братской могиле. Теперь это кладбище является культурно-историческим памятником и находится под охраной государства. Каждое 9 мая – в День Победы – ленинградцы устремляются на Пискаревское кладбище, почтить память своих погибших родственников. У каждого коренного ленинградца кто-то из родственников умер от голода в дни блокады. Поэтому сохранилась особая традиция – вместо цветов и венков ленинградцы несут на Пискаревское кладбище буханки хлеба, того самого хлеба, который был так необходим жителям осажденного города.
(Слайд 26;27).
Воспитатель:
22 декабря1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
(Слайд №28)
Воспитатель:
А сейчас мы с вами проведем интерактивную игру.
Разделитесь на 2 команды. Каждая команда по очереди выбирает ворпрос за баллы и отвечает на него. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов. Члены нашего жюри подведет итог игры (представление с остава жюри).
Интерактивная игра.
Объявление команды-победителя.
III. Заключительная часть. (5 минут)
Воспитатель:
Ребята, ПОМНИТЕ о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой, за жизнь других. Будем помнить обо всех с благодарностью.
Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
Вечная память героям,
Память в наших сердцах.
Вечная память героям,
Жить она будет в веках.
Прошу всех почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов минутой молчания. Дети встают, зажигают свечи, Минута молчания (стук метронома).
Подведение итогов
Воспитатель:
Ребята, вставьте пропущенные слова.
Для всех людей на планете Ленинград стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа советского народа, оборонявшихся людей в блокадном городе___ (872) дня.
Началась блокада Ленинграда___ (8) сентября 19___ (41) года, а закончилась___ (27) января 19___ (44) года.
Автомобильная трасса, проложенная по льду Ладожского озера, называлась ___ «Дорогой жизни».
Самая низкая норма выдачи хлеба во время блокады составляла___ (125) гр.
Теперь вы знаете имя девочки Тани ___(Савичевой, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда.
На занятии вы познакомились с поэтами ___(блокадниками).
Всех блокадников похоронили в братской могиле на ___(Пискаревском) кладбище, а защищавшие свой город люди были удостоены награды за___ «Оборону Ленинграда».
Ребята, наше занятие подошло к завершению. Вы большие молодцы! Спасибо вам за участие в нашем мероприятии.
Ребятам, вручаются памятные призы!
Список литературы:
1. Алексеева Н. Стихи о блокаде Ленинграда.
2. Берггольц О. Ф. Стихи о Ленинграде. -Л. : Лениздат, 1992.
3. Петерсон В. "Скорей бы было тепло!" : Воспоминания о первой блокадной зиме// НЕВА. -2001. -¦1.
4. Павлов Д. В., «Ленинград в блокаде», Военное издательство министерства обороны СССР, 1967 год.
5. Симонов К. М. Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Стихотворения. Поэмы. Москва, художественная литература, 1979г.
6. Стихи Блокадного Ленинграда. Сайт «Ленинград Блокада Подвиг» https://blokada.otrok.ru/
7. Тихонов Н. С. Ленинградские рассказы/ Ил. И. Я. Латинский. -Л. : Дет. лит. ,. : ил. -(Военная б-ка школьника).
8. Ходза Н. А. Дорога жизни: рассказы. - Л. : Детская литература, 1984.
9. Презентация «Блокада Ленинграда»
10. Интерактивная игра.