Елена Козлова
Конспект НОД «Учимся здороваться»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Учимся здороваться»
Цели и задачи:
Познавательные: познакомить (закрепить) детей с различными формами вербального и невербального приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.
Воспитательные: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Публикация «Конспект НОД „Учимся здороваться“» размещена в разделах
Развивающие: развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.
Оборудование: воздушные шарики, красивый блокнот с отрывными страницами, картинки с изображением людей разных социальных и профессиональных статусов (или атрибуты одежды, карточки с изображением различных цветов.
Предварительная работа:
Чтение детям рассказов В. Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л. Н. Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: «Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.
Ход занятия:
Организационный момент: В группу влетает воздушный шар, на котором написано слово “здравствуйте”.
Воспитатель: Ребята, к нам гость. Как вы думаете, зачем он прилетел? (ответы детей). Вы правы, это слово прилетело к нам напомнить, чтобы мы никогда не забывали здороваться. Когда мы здороваемся, мы желаем здоровья этому человеку, в ответ мы тоже слышим слово – здравствуй – и нам тоже пожелали здоровья, мы сделали приятно человеку и нам сделали приятно. У нас хорошее настроение.
Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми…
(ответы детей). Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.
Давайте поиграем в игру «Давайте здороваться». Сейчас, передавая шарик, вы поздороваетесь друг с другом, называя его ласково по имени. Игра «Давайте здороваться». (Дети хаотично передвигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути).
Воспитатель: А как можно поздороваться ещё? (кивком головы, поклоном; военные руку поднимают к фуражке; мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу). По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне». Причём, сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.
Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
Вы знаете, ребята, что не только люди, но и животные тоже умеют здороваться. Давайте вспоминать, как они это делают. Слоны – поднимают свои хоботы; собаки дают лапу, а если сильно рады видеть, то они начинают вилять хвостом, кружиться и даже лают от радости; кошки могут запрыгнуть на колени и начать мурлыкать, рассказывать, как они скучали.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Приветствие». Вы возьмёте карточки с изображением цветов, соберё тесь в команды: принцип образования команды вы найдёте сами. Я стану волшебником и превращу вас в разных людей. Вы поздороваетесь друг с другом так, как принято здороваться. За каждый правильный ответ вы получите фишку, которую можно будет обменять на сюрприз в конце занятия. Образы: учитель и ученики, незнакомые прохожие, приятели, соседка, воспитатель и дети, бабушка, мама, офицер и солдаты, артисты в старом кино, человек, с которым не очень-то хочется здороваться.
Анализ ситуаций. — Дети, как вы думаете, вы все правильно сделали? Кто-нибудь хочет что-то добавить?
Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, пропустить вперёд, спросить как здоровье. А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой к незнакомому человеку? – ответы детей : Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете. А когда благодарим? – дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо. Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? – ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т. е. везде и всегда. А вы сами часто стараетесь делать приятное окружающим вас людям. Вспомните примеры из вашей жизни. (Рассказы детей).
А кто вспомнит литературные произведения, из которых мы узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним (напомнить, что пословица – тоже произведение малой формы). Ответы детей.
Итог занятия
Воспитатель: Ну что ж, вы хорошо потрудились. Давайте ещё раз вспомним, о чём говорили на занятии? Какого человека можно назвать вежливым? Почему важно быть вежливым? Кроме приветствия какие формы вежливости вы знаете? Подробнее о них мы поговорим в следующий раз, а сейчас предлагаю обменять свои фишки на сюрпризы. (дети получают воздушные шары.) Ребята, а как вы думаете, за вежливость дают подарки? По-моему, было бы нечестно делать это и сегодня. Знаете, что я придумала? Возьмите листочек из этого блокнота, напишите на нём вежливое слово, привяжите к шарику и подарите друг другу. Только следите, чтобы никто без шарика не остался, это было бы невежливо.