Приложение МААМ

Конспект занятия о земноводных и пресмыкающихся животных

Юлия Артеменко
Конспект занятия о земноводных и пресмыкающихся животных
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Систематизировать знания детей о земноводных и пресмыкающихся животных.

Задачи:

Обучающая

Формировать знания о земноводных (тритон) и пресмыкающихся (черепаха).

Познакомить детей с новыми понятиями – земноводное — амфибия, пресмыкающееся – рептилия.

Познакомить с жизнью черепахи в естественных и искусственных условиях, приспособленностью в питании, защите от врагов, выведении потомства.

Знакомить с правилами поведения детей в природе.

Публикация «Конспект занятия о земноводных и пресмыкающихся животных» размещена в разделах

Развивающая

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с земноводными и пресмыкающимися.

Развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха).

Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум и более признакам.

Развитие двигательных и коммуникативных способностей в игре «Лягушки и крокодилы».

Развивать любознательность, логическое мышление, внимание и память.

Воспитательная

Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

Воспитывать желание участвовать в уходе за черепахой в уголке природы.

Оборудование:

демонстрационный материал: картинки с изображением пресмыкающихся (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, квакша, тритон, жаба);

мнемосхемы развития лягушки и черепахи, мяч, обруч.

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Здравствуй солнышко,

Согрей мои ладошки,

А я тепло и свет другу подарю.

Сейчас сижу, смотрю в свое окошко,

Сейчас я радугу другу подарю.

По радуге вижу, лучик бежит,

Сейчас он большие дела совершит.

Заняться ими пора и нам

Справиться с ними лучше друзьям.

Стучится в дверь и заходит юный исследователь природы – Эко, в руках у него планшет.

Эко: Здравствуйте ребята! Вы юные экологи?

Ответы детей.

Эко: Окажите мне помощь. Я пришел к вам из «Дома творчества», где посещаю экологический кружок. Ко мне должна приехать делегация с Оренбурга для ознакомления с моей научной работой по теме «Пресмыкающиеся и земноводные», а у меня сломался планшет, где хранились все данные по этим животным. Данные перепутались. Юные экологи помогите восстановить материал моей работы.

Воспитатель: Ребята, поможем Юному исследователю природы – Эко?

Дети: да.

Эко: Спасибо, друзья, а я помогу вам. Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей) Тогда отгадайте такую загадку.

Животные не водные

И не совсем земные

Прекрасно плавают в воде

Но сухопутные вполне

Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе. Но для этого я вам загадаю загадку.

Летом в болоте

Её вы найдете.

Зеленая квакушка –

Кто это?. (лягушка – предъявляется картинка)

Рассказы детей о лягушке: внешнее строение, место обитания, размножение, питание.

Он в пруду под ряской пышной

Под раскидистым кустом.

Как всегда свободно дышит

Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка).

Беседа с детьми по загадке о тритоне: Как внешне выглядит? Что объединяет лягушку и тритона (среда обитания, кожные покровы – влажные, дыхание кожное и легочное, крупные глаза). Выясним, где обитает тритон, опираясь на слова загадки?

Воспитатель:

Он в пруду под ряской пышной

Под раскидистым кустом.

Воспитатель: То есть в воде и на суше, а лягушка?

Дети: Тоже.

Воспитатель: Если тритон и лягушка обитают в одинаковых условиях, на земле и в воде, то как их можно назвать одним словом? (ответы). Земноводные (земля и вода).

— Что означает слово земноводные?

— Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода).

Земноводные одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Их называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».

— Что вы можете рассказать о этих животных?

Ответы детей:

У земноводных животных тело кожа голая. (картинка лягушки).

Глаза очень большие, занимают почти все лицо.

Дышат через кожу (картинка лягушки).

Земноводные размножаются икринками, которые откладывают в воде. Из икринок появляются головастики, лягушонок, затем взрослая лягушка. (картинка размножение лягушки).

Земноводные ведут ночной образ жизни. Днем заползают под камни и сидят неподвижно.

Воспитатель: Эко, а что интересного ты знаешь о земноводных животных?

Эко:

В железной банке лягушка может прожить 1 месяц, если там есть вода.

Самцы у земноводных хорошо поют.

Некоторые жабы смогут жить без пищи целый год, но без воды они умирают.

Земноводные водятся на всех материках, кроме Антарктиды.

Если тритон заморозится во льду, он не умрет, а сможет так находиться долго, когда лед растает, животное продолжает жить.

Проглотить пищу помогают лягушкам глаза. Схватив добычу, лягушки часто-часто моргают: погружаясь в рот, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.

Воспитатель: Спасибо, Эко! Ребята, а вы знаете, что многие земноводные занесены в Красную Книгу. В Германии защитники природы устанавливают вдоль дорог специальные низкие барьеры, которые направляют земноводных в определенные места перехода через дорогу. В таких местах устанавливают специальный знак «Осторожно, лягушки!», которые уменьшают гибель животных. (картинка знака). Лягушки приносят пользу, их используют в медицине. В некоторых странах в честь лягушек уже построены памятники – Франция, Япония, Россия- Москва, Казань.

Воспитатель: А как же вы, ребята, можете помочь животным? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас музыкальная пауза.

Музыкальный танец «Лягушата» 1.

Эко: А у вас в группе есть Красная книга Оренбургской области?

Воспитатель: Конечно есть. Я всех приглашаю в отдел земноводных.

Дети садятся на стульчики перед телевизором.

3. Рефлексия.

Презентация «Красная книга «Земноводные Оренбургской области». Слайд 1.

Слайд 2. Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.

Слайд 3. Лягушка травяная — бесхвостое земноводное.

Воспитатель: Где она зимует?

Ответы детей (Зимует обычно в воде – в реках, канавах, ручьях и озерах).

Слайд 4. Тритон гребенчатый – хвостатое земноводное.

Воспитатель: — Где он живет, как думаете?

Дети: Живет в пресных водоемах.

Воспитатель: Тритон регулярно линяет. Иногда его старую кожу можно увидеть на водных растениях. Живет до 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать звуки – скрип, писк и глухой свист.

Воспитатель: Эко, ребята, давайте разомнемся.

Физкультминутка «Две лягушки».

Видим – скачут по опушке

Две зелёные лягушки.

Повороты в стороны.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать с пятки на носок.

Переступание с носка на пятку.

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки.

Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.

Утром рано умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись

Влево наклонялись.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям – физкультпривет!

Ходьба на месте.

4, Воспитатель: А сейчас мы пройдем в другой отдел, где у нас живет представитель этого класса.

Воспитатель: — Я хочу загадать вам ещё несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – … (крокодил –предъявляется картинка)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! –

Удрала, а хвост в руках. (ящерица – предъявляется картинка)

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как все эти животные передвигаются? (ответ). Какие у них ноги? (короткие, отсутствуют).

Это пресмыкающиеся животные так называются потому, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле.

Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним.

Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.

Воспитатель, Эко и дети подходят к террариуму с черепахой, присаживаются на стульчики.

Воспитатель: У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Ребята, у нас в группе есть специалист по черепахе, давайте послушаем его.

Выходит Егор и рассказывает о черепахе.

Воспитатель: Где живут черепахи? (ответы детей). В каких условиях живет наша черепаха?

Цель.

Уточнить, что для черепахи созданы условия, соответствующие ее потребностям: росторный террариум, в котором она может ползать; черепахи – теплолюбивые животные; разные корма и хорошее отношение детей – угощают морковкой и зеленым салатом. В этих условиях черепаха хорошо себя чувствует, не болеет.

Как черепаха ходит? (ответы детей)

Цель. Показать, что черепаха передвигается медленно; ходит поочередно переставляя ноги и приподняв туловище. Ей трудно идти по гладкому полу, легче по ковру, траве. В незнакомом месте она часто останавливается, прячется в панцирь. У черепахи своеобразные ноги: короткие, толстые, широкие, покрытые плотной кожей, с короткими тупыми и крепкими когтями. Передние ноги вывернуты в стороны.

Воспитатель ставит черепаху на разные поверхности и предлагает детям сказать, как она передвигается. Одновременно уточняет признаки строения ног животного.

Как черепаха маскируется? (ответы детей)

Цель. Уточнить окраску и форму тела черепахи. Показать, что они делают ее незаметной среди камней, особенно когда она неподвижна. Окраска и форма тела маскировочные.

Воспитатель:— Чем черепаха покрыта? (ответы детей)

— Посмотрите, черепахи покрыты костным панцирем.

— А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.

— Размножаются рептилии, откладывая яйца (картинка). Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях.

Долго ли живет черепаха? (ответы детей)

Цель. Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря (годичные кольца). Каждый рубец – это прирост одного года. Черепаха живет долго, если ей созданы хорошие условия. О ней можно заботиться еще лучше: протирать панцирь от пыли, выносить в теплую солнечную погоду на улицу.

Воспитатель показывает, как можно протирать панцирь влажной тряпкой. Обращает внимание, что на чистом, блестящем панцире хорошо видны отдельные щитки и рубцы на них, которые и следует сосчитать, чтобы определить возраст животного. Можно ли сейчас выносить черепаху на улицу? Все вместе решают, что еще очень холодно, нет зеленой травы, а черепаха любит тепло. На улице ей будет холодно и плохо. Следует подождать очень теплых дней.

Пресмыкающиеся, рептилии Оренбургской области:

Черепаха болотная (предъявляет картинку). Крупные черепахи при неосторожном обращении могут попытаться укусить. Укусы могут быть болезненными, но они безопасны. Гнезда черепах могут разорять хищные птицы и звери. Живет 25 – 30 лет, вид занесен в Красную книгу.

Ящерица живородящая (предъявляет картинку) на зиму забираются в укрытия на глубину 30 — 40 см и остаются там до весны. Весной просыпаются от спячки рано.

Что вы знаете о ящерице? Кто может восстанавливать свои части тела: отломленный хвост, палец и даже ногу.

Дети: ящерица.

Гадюка степная (предъявляет картинку) на суше гадюка передвигается медленно, но хорошо плавает, может взбираться на ветви кустарников и низких деревьев. Питается мышами, грызунами и яйцами птиц.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

5. Игра «Лягушки и крокодилы».

Ход игры: в центре группы лежит обруч. Игроки делятся на 2 команды — девочки- «лягушки» и мальчики- «крокодилы». «Лягушки» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. «Лягушки» в обруче, а игроки-«крокодилы» окружают их за обручем, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над лягушками. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После трех перебросов игроки — «крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу.

6. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?

Воспитатель: Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) — холоднокровные животные. Как вы думаете дети, Эко, что это значит?

Эко: у них холодная кровь.

Воспитатель: А как это – холодная кровь? (ответы детей).

Воспитатель: Температура их тела зависит от погоды. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Но они способны контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом — они охотятся ночью.

7. Дидактическая игра: «Раздели животных на группы».

Эко: Ребята, мы рассмотрели земноводных и пресмыкающихся, а теперь помогите разложить картинки этих животных на две группы.

Воспитатель: Поможем, Эко! Разделитесь на две команды: девочек и мальчиков. Девочки раскладывают картинки животных, относящихся к пресмыкающимся в розовый обруч, а мальчики, к земноводным в синий обруч.

Картинки разложены на столе. На ковре лежат два обруча: розовый и синий.

Воспитатель: Давайте проверим. Каждый ребенок поднимает картинку из обруча и называет животного, объясняя свой выбор.

8. Рефлексия:

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?

Дети: о пресмыкающихся и земноводных.

Воспитатель: Расскажите, почему земноводных так называют? Есть ли у них другое название?

Дети: Они живут в воде и на суше. Амфибии – «живущие в двух средах», так по-другому называют земноводных.

Воспитатель: А пресмыкающиеся? (ответ).

Дети: «Пресмыкающихся называют рептилиями. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе».

Воспитатель: Перечислите сначала представителей пресмыкающихся, а потом земноводных.

Дети: пресмыкающиеся : крокодил, змея, черепаха, ящерица; земноводные : лягушка, жаба, квакша, тритон.

Воспитатель: Эко, вот тебе флешка с данными и альбомы Красной книги с земноводными и пресмыкающимися.

9. Сюрпризный момент.

Эко: Спасибо, ребята! Вы помогли мне рассортировать все данные по пресмыкающимся и земноводным. Сейчас я загружу новые данные и пойду встречать гостей с Оренбурга. А вам, за помощь, я дарю вот такие раскраски с заданиями, для создания альбомов в вашу лабораторию. Выполните дома с родителями задание и принесите в группу.

— До свидания!

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди земноводных и пресмыкающихся» Цель: познакомить детей с интересными видами земноводных и пресмыкающихся. Задачи: • развивать познавательный интерес к природе; • активизировать.

Конспект занятия «Загадки о животных» (средняя группа)Конспект занятия «Загадки о животных» (средняя группа) Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном. Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.

Конспект занятия «День домашних животных» в подготовительной группеКонспект занятия «День домашних животных» в подготовительной группе Цель: формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия. Задачи: Обучающие - ознакомление с историей.

Конспект занятия для дошкольников «Ферма для животных»Конспект занятия для дошкольников «Ферма для животных» Цель. : закрепить умение ритмично располагать конструктор на плоскости. Задачи: 1. Содействовать развитию слухового внимания, способности.

Конспект занятия «Мир животных» для детей школьного лагеря дневного пребыванияКонспект занятия «Мир животных» для детей школьного лагеря дневного пребывания Цель: познакомить обучающихся с животным миром. Задачи: Образовательные: сформировать знания обучающихся о животном мире. Научить делать.

Конспект занятия по конструированию «Домик для животных» в группе раннего возрастаКонспект занятия по конструированию «Домик для животных» в группе раннего возраста Конспект занятия по конструированию "Домик для животных" в группе раннего возраста. Программное содержание : дать представление о том, где.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по сказкам о животных Конспект-занятие по сказкам о животных. (вводное) Разработала: педагог –организатор Новикова Наталия Анатольевна. Предварительная работа:.

Конспект занятия «Поможем сберечь животных» в подготовительной группеКонспект занятия «Поможем сберечь животных» в подготовительной группе Цель: воспитание экологического сознания, желания сохранить редких, исчезающих животных. Задачи: 1. Дать детям представление о разнообразии.

Конспект занятия «В мире животных»Конспект занятия «В мире животных» Программное содержание: Закрепить знания и представления детей по изученным темам (домашние животные, дикие животные. Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия о земноводных и пресмыкающихся животных
Опубликовано: 30 января 2023 в 12:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия о земноводных и пресмыкающихся животных» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Артеменко (УИ 2540231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД