Кристина Фигурова
Занятие «Песок и глина — наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о свойствах песка и глины.
Образовательные задачи:
- совершенствовать представления о свойствах песка и глины;
- формировать умение делать простейшие умозаключения;
- развивать воображения, мышления, внимания, речи, памяти, смекалки.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: песочные часы, иллюстрация " пустыня"
Раздаточный: песок и глина, стеки, тетрадные листы, бумажные трубочки,
Публикация «Занятие „Песок и глина — наши помощники“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка.
Музыкальный: запись грустный и веселый голосом совы (музыкальная
аудиозапись, музыкальное сопровождение «Соната» А. Пахмутова (для физ. минутки)
Ход занятия:
Педагог: мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и
интересные открытия. Проходите садитесь за столы.
Сюрпризный момент:
(раздается грустный голос ученой совы)
Педагог: Да ребята- это наша ученая сова.
Голос совы: Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много
открытий вы делаете. У меня вопрос возник и не знаю на него ответа. Нашла я 2
мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться?
Педагог: Ребята, поможем нашей Ученой сове? Давай Сова свои мешочки. Ребята,
посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Послушай сова,
что ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей) Давайте проверим так ли это.
Педагог:
-Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко
сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он? (он сыпучий)
-А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.
Что легче делать? (насыпать песок)
Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько
времени прошло? (ответы детей)
что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной
емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута.
(Демонстрирует педагог)
А в этих часах песок пересыпается за 5 минут.
Педагог: Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Давайте сделаем вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.
Сова, ты запомнила эти свойства песка и глины.
Сова: Как интересно! Какие молодцы ребята!
Педагог: Ребята, продолжим наши открытия.
Опыт № 1 «Какие – песок и глина?»
Педагог: Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком.
Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает,
так как они не держатся друг за друга). А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что
произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть,
трудно) Давайте выполним модель песка и глины. (Дети встают. 1 группа детей-
песок встают с расстоянием между друг другом; 2 группа -глина, дети встают
плотно друг к другу)
Вывод: повторим его
Опыт № 2 «Бумажные трубочки»
Педагог: А теперь возьмем бумажные трубочки, вложите в них карандаши,
засыпайте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу.
Вот так. (показ педагога)
Как вы думаете, что произойдет с бумажной трубочкой, если мы
вытащим карандаш (ответы детей) Она помялась? Почему не
помялась.
Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды.
Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.
(Показ иллюстрации "Пустыня")
Педагог: Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что
вы знаете о пустыне (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Педагог: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет
растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются
глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас
поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер
поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.
Педагог: Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?
Физкультурная пауза «Гончары» (музыкальное сопровождение «Соната» А. Пахмутова)
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
Опыт № 3 «Пустыня»
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину,
закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через
нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
Вавод: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу,
поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее,
потому что они тяжелые.
Сова: Ребята, что-то я не запомнила, почему при сильном ветре неудобно играть с
песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном
ветре? (Смочить водой) .Проверяем проходимость воды через глину и песок.
Вывод: глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться
тяжелым и лепится.
Рефлексия:
Педагог: Какие выводы мы сегодня сделали? (Ответы детей). Прощание с Ученой совой. До встреч.