МААМ-картинки

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»

Галина Бандурина
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»

ГБОУ ЦРР детского сада №2507

Тема: СЧЁТ ДО ЧЕТЫРЁХ. ЧИСЛО И ЦИФРА 4.

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырёх, соот-носить цифру 4 с количеством;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения спо-собом «спросить у того, кто знает»;

3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и составление пар, умение видеть и продолжать закономерность чередование фигур, отличающихся цветом;

Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Счет до четырех, Число и цифра 4“» размещена в разделах

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способно-сти, формировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Карточка с изо «орнамента».

Раздаточный: 4 котёнка: серый, белый, чёрный, рыжий; 4 круга – блюдца; карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка и с цифрами от 1 до 6 по 3 штуки; тарелочки, на которых лежат треугольники – бантики от 1 до 4; листы для посылки на каждого ребёнка

Накануне занятия надо прочитать детям сказку В. Сутеева "Три котёнка"

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей около фланелеграфа и предлагает им вспомнить сказку В. Сутеева "Три котёнка. "

- Понравилась вам эта сказка?

- Хотите снова встретиться с этими котятами?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра "Накормим котёнка"

Дидактические задачи:

1) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помо-щью составления пар и пересчётом, сравнение предметов по цвету;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.

Дети садятся по 4 человека садятся за столы, на которых лежат изображения котят разного цвета (чёрный, белый и серый) и по три кружочка (блюдца) на каждого.

Воспитатель предлагает каждому взять по одному котёнку разного цвета.

Дети выполняют задание, воспитатель ненавязчиво контролирует выполнение зада-ния детьми.

- Чем отличаются котята? (цветом)

- Покажите белого котёнка. Все нашли белого котёнка? (Да.)

-Покажите чёрного котёнка. Все нашли чёрного котёнка? (Да)

- Какого цвета котёнка мы ещё не называли? (Серого) Покажите серого котёнка.

-Молодцы!

Детям предлагается посчитать котят. (Дети самостоятельно пересчитывают котят пальчиком, проговаривая при этом: один, два, три - всего три котёнка)

- Сколько у вас котят? (3)

-Ребята, что любят котята лакать? (Молочко)

Детям предлагается взять кружочки-блюдечки, налить в них молочко и угостить ко-тят.

-Сколько блюдечек надо вам взять? (3)

-Почему? (Потому что 3 котёнка)

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Всех котят накормили? (Да)

- По сколько у нас котят и блюдечек? (По три- поровну)

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1 Игра "Накормим котёнка" продолжение

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырёх;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.

Далее воспитатель сообщает детям, что пришёл ещё один котёнок и раздаёт детям по одному рыжему котёнку.

- Какой котёнок пришёл? (Рыжий)

- Сосчитайте, сколько всего у нас котят?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого котёнка: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать котят? (Нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра «Накормим котёнка» (окончание)

Дидактические задачи:

1) Закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыду-щего, сформировать представление о числе четыре умении считать до четырёх, срав-нивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение о обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Кто знает, какое число следует при счёте за числом три?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создаёт доброжелательную творческую атмосферу. Если в ответах детей появились правильные версии, то воспитатель хвалит детей.

- Молодцы! Вы нам очень помогли!

Затем он просит всех детей посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовы-вая числительные с существительными: один котёнок, два котёнка, три котёнка, четы-ре котёнка. Всего четыре котёнка.

Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления за-труднения «спросить у того, кто знает»:

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)

После вопроса детей, Воспитатель подводит итог: при счёте за числом3 идёт число 4.

- Как получилось 4 котёнка? (Было три, пришёл ещё один)

- Поровну ли теперь котят и блюдечек? (Нет)

- Чего больше? (Котят больше, а блюдец меньше)

- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (Надо добавить блюдце или убрать одного котёнка)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные кружочки. Дети должны взять по од-ному кружочку и уравнять группы котят и блюдец.

- Сколько блюдец?

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх: при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз приговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «Всего четыре предме-та».

- Как получилось 4 блюдца? (Было три, принесли ещё одно, стало 4)

- Сколько котят? (Тоже 4)

Котят – 4, блюдец 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1 Игра «Весёлые котята»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Наелись котята и решили пойти погулять. Воспитатель предлагает детям встать и отправиться на прогулку.

- Что котята любят делать на улице? (Прыгать, бегать, играть в мячик, ловить мышку, бантик)

- Совершенно верно. Превращаемся в котят и занимаемся любимым делом.

Играет фонограмма весёлой мелодии.

5.2 Игра «Посылка для бабушки»

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.

Дети садятся на свои места. Воспитатель кладёт на столы карточки с цифрами от 1 до 6, причём карточек с цифрой 4 столько же, сколько детей. Каждому ребёнку даётся чистый лист. Это коробка.

- Ребята, как вы думаете, где котятам будет лучше в тесной квартире или у бабушки на даче? (У бабушки на даче)

- А почему?) Правильно! Свежий воздух, есть где побегать …. Давайте наших ко-тят тоже отвезём к бабушке на свежий воздух! (Давайте) Но вот беда, у бабушки нет блюдец для котят. Из чего же она будет их кормить? (ответы детей).

Воспитатель выслушивает все ответы детей и предлагает упаковать наши блюдца в коробку и отправить бабушке.

- Возьмите вот столько (1) блюдец и аккуратно положите в коробку, чтобы оно не разбилось. Дети дерут один круг и кладут его на лист – «в коробку».

- Возьмите вот столько (3) блюдец.

- Сколько всего блюдец вы положили в коробку? (Четыре)

Воспитатель предлагает детям закрыть коробку крышкой и заколотить её. Ребята, перед тем, как нести коробку на почту необходимо записать, сколько же в ней блюдец. Возьмите цифру 4 и прикрепите на коробке. Возникает затруднение.

- Смогли вы выполнить задание? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число четыре)

6. Преодоление затруднения.

6.1 Игра «Посылка для бабушки» (Окончание)

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с цифрой 4;

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто зна-ет»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)

После вопроса детей воспитатель показывает им цифру 4.

- Это значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру 4 и кладут её на лист (крышку посылки)

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Поход в магазин»

Дидактические задачи: закрепить счёт до четырёх, умение соотносить цифру 4 с количеством.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, давайте сделаем нашим котятам подарок?

Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 4.

На столах стоят тарелочки, на которых лежат треугольники (бантики) от1 до 4, при-чём тарелок с 4-мя бантиками столько же, сколько детей. Дети должны подойти к сто-лам и выбрать тарелочку с тем кол-вом треугольников (бантиков, которое показывает находящаяся в руках цифра – цифра 4.

После проверки задания воспитатель предлагает детям встать в пару с тем, у кого «бантики» другого цвета. На группу из 14 детей должно быть по 7 тарелок с «бантика-ми» двух цветов, например, зелёным и синим.

7.2. Игра «Собери бусы»

Дидактические задачи: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета.

Дети садятся за столы парами. Воспитатель предлагает им «бантики» собрать на ниточку и сделать котятам бусы.

На фланелеграфе он выставляет карточку на которой нарисовано начало «орнамен-та», например: синий, зелёный, синий, зелёный. Дети должны вдвоём выложить такой же «орнамент» и продолжить его.

Для проверки задания можно предложить детям проговорить «узор».

Дети называют цвет «бантика» хором, дотрагиваясь пальцем до каждого.

- Сколько на ваших бусах синих (зелёных) «бантиков»? (Четыре)

8. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Кого мы с вами сегодня кормили?

- Смогли мы послать бабушке посылку?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то мы бы не смогли накормить рыжего котёнка и послать бабушке посылку.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план по математике для старшей группы по программе «Детский сад 2100» Календарно-тематическое планирование Математика Месяц № п/п Тема непосредственно-образовательной деятельности Кол-во часов Содержание СЕНТЯБРЬ.

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 21:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД