Занятие по ИЗО «Каменный цветок» в ЦДТ для родителей. Викторина по сказам П. Бажова. Симметрия. Работа углём и сангиной

Забирова Татьяна
Занятие по ИЗО «Каменный цветок» в ЦДТ для родителей. Викторина по сказам П. Бажова. Симметрия. Работа углём и сангиной

Открытое занятие по изобразительному искусству для родителей

«Каменный цветок»

Обобщить знания учащихся о сказах Бажова. Закрепить знания о «симметрии», навыки и умения работы с графическими материалами: уголь, сангина.

Педагог: Забирова Татьяна Алексеевна ПДО высшей категории

Состав обучающихся: школьники 8 – 10 лет

Место проведения: МБУ ДО Центр дополнительного образования для детей «Заречье» Кировского района г. Казани

Цели и задачи:

Образовательные:

Обобщить знания учащихся о сказах Бажова. Закрепить знания о «симметрии», навыки и умения работы с графическими материалами: уголь, сангина.

Развивающие:

Развить кругозор и умение видеть красоту в окружающем мире.

Воспитательные:

Воспитать чувство патриотизма и гордость за российских писателей.

Методы и приемы: информационно - рецептивный, репродуктивный, беседа.

Тип занятия: итоговое.

Предварительная работа

- Читаем дома сказы П. Бажова: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Серебряное копытце»;

- Занятие на тему: «Сказы Бажова» (декоративная лепка: цветной пластилин, фольга пищевая и цветная, паетки, стеклярусы).

Используемая литература

- Живое русское слово П. П. Бажов Горный мастер Москва «Советская Россия» 1992

- «Образование и творчество» А. Лопатина М. Скребцова Начала мудрости Москва «Амрита-Русь» 2007

- Каменное царство земли Занимательная минералогия Светлана Лавронова Белый город Воскресный день

Материалы и оборудование:

- декорация к уроку: работы детей, выполненные на предыдущих занятиях на тему «Сказы Бажова» (пластилиновая картина, экспозиция выставлена в виде каменного цветка

- тонированная ксероксная бумага (лимонная, желтая, зеленая, синяя, карандаш, уголь, сангина, ножницы, ластик;

- интерактивная доска для презентации «Каменный цветок» (викторина, где использованы работы учащихся;

- магнитофон;

- диск «Vangelis», для музыкального сопровождения;

- проводить викторину педагогу помогает ученица (слова заучивает заранее дома) в образе Хозяйки медной горы.

1. Введение

- Организационный момент

• Посещаемость детей

• Готовность рабочих мест

• Правила работы с ножницами

• Приветствие

Педагог: Цель нашего занятия подытожить знания ребят по произведениям уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Сегодня мы с вами будем работать поэтапно:

I – Викторина «Каменный цветок», где ребята продемонстрируют свои знания;

II – Практическая часть, где ребята будут не только художниками, но и «скульпторами»;

III – Заключительная часть: просмотр работ, фотосессия.

2. Основная часть

Хозяйка Медной горы:

Ой, вы камни мои, самоцветики,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле зародилися

И в шкатулке приютилися.

Педагог: Начнём наше занятие с викторины «Каменный цветок» вот мы и проверим, хорошо ли вы, ребята, знаете сказы Павла Петровича Бажова.

Хозяйка Медной горы: За ответы на вопросы мудреные вы, ребята, будете получать из моей шкатулки камни-самоцветы (конфеты).

(Начинается презентация-викторина «Каменный цветок», приложение №1)

- 27 слайд: фото кварца «Волосатик»

Хозяйка Медной горы: Полюбуйтесь моим удивительным камнем – кварц «Волосатик».

Педагог: Вот кварц «Волосатик». Посмотрите, видите внутри камня, будто спрятаны волосы? По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

Хозяйка Медной горы: Красивая легенда Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например: Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Если глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит – сердце золотое, доброе, чуткое, внимательное….

Хозяйка Медной горы: А руки, что значит – руки золотые? ….

3. Сообщение темы

Педагог: Я думаю, что у наших ребят у всех руки золотые! Ваши прекрасные пластилиновые картины сопровождали всю нашу викторину! А сегодня мы попробуем себя в роли горного мастера. Задача нашего занятия смастерить каменный цветок. Давайте-ка представим, что цветная бумага это наши драгоценные камни – лазурит (синий, малахит (зеленый, кварц (желтый). Первое, что мы должны будем сделать

- придумать форму каменного цветка, т. е на бумаге нарисовать эскиз;

- выбрать цвет для будущего изделия.

Но прежде чем выбрать цветную бумагу предлагаю вам посмотреть слайды, где вы увидите, как художники создавали свои каменные цветы (слайды 28 –32) и карандашом набросать эскиз будущего «Каменного цветка».

(Просмотр слайдов: 28 слайд – «Каменный цветок» А. В. Ковалёв, Г. К. Буреев; 29, 30 слайды – фонтан «Каменный цветок» Добрынин, К. Топуридзе

ВДНХ г. Москва; 31 слайд – балет «Каменный цветок»; 32 слайд – работы учащихся, выставка «Каменный цветок»)

Педагог: Эскизы готовы! Предлагаю вам немного отдохнуть: с рабочего стола взять для работы уголь, сангину и выбрать себе понравившейся минерал (цветная бумага). Позже продолжим нашу работу.

Педагог: Эскизы готовы! «Драгоценный камень» выбран! Прежде чем приступить к его обработке внимание на экран, отгадайте загадку без чего не возможно художнику-скульптору творить красоту!

33 слайд:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь,

другие находят меня скучной.

Но все признают,

что я – элемент красоты.

Как вы думаете, о чем идет речь? (Симметрия)

Педагог: Симметрия! Казалось бы, что здесь сложного: справа – такое же, как слева. Сверху – такое же, как снизу. Но симметрия бывает разная:

- Поворотная симметрия есть в снежинках и цветочках, когда один элемент повторяется много раз;

- Переносная симметрия встречается чаще всего в искусстве, во всевозможных орнаментах;

- Зеркальная симметрия. Объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. С ней человек и встречается чаще всего, и работать сегодня мы будем именно с ней (слайд 34, 35).

Педагог: (слайд 36) Нам нужно – создать каменный цветок из цветной бумаги при помощи закона симметрии, украсить его УЗОРАМИ используя природный минерал: уголь, сангину. Для этого цветную бумагу складываем пополам, смотрим на эскиз и рисуем половинку цветка, внимание обращаем на сгиб бумаги, когда мы вырежем изделие, чтобы оно у нас осталось цельным, а не разбежалось на две половинки! Кто затрудняется, попросите помощи у меня или у своих соседях.

3. Практическая часть

(Дети приступают к работе, педагог напоминает, что нужно вспомнить правила работы на тонированной бумаге, кто затрудняется, к тому педагог приходит на помощь, звучит спокойная музыка - диск «Vangelis»).

4. Итог

Педагог: Вот и закончилась наша встреча. Вы узнали много нового и интересного. Надеюсь, что вы еще больше полюбите сказы Бажова и будете с интересом возвращаться к ним снова и снова.

Приложение №1

Презентация - викторина «Каменный цветок»

1 слайд: «Каменный цветок», работа Григорьевой Полины;

2 слайд: Картина - Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства»;

3 слайд: В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь.

Что это за горы? (Уральские горы, работа Ахметчина Родиона;

4 слайд: Фото пещеры;

5 слайд: Горный дух – дух хранитель ценных минералов, Азовка-девка, персонаж легенд уральских горняков (Медной горы хозяйка, работа Калмыковой Ксении;

6 слайд: Как называют в народе Хозяйку Медной горы? (Малахитница, работа Патрикеевой Дарьи;

7 слайд: Фото мозаичная Малахитница;

8 слайд: Я - владычица горных недр, драгоценных каменных залежей, окружают меня верные помощницы (змейки да ящерки, работа Шайдуллиной Амалии;

9 слайд: Как звали мастера, вызнавшего тайну цветка и смастерившего каменный цветок невиданной красы (Данило Недокормыш, работа Барсукова Ивана;

10 слайд: Сама на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень… Вместо рук-ног – лапы у нее зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья…

О ком идет речь? (Медной горы хозяйка, работа Культяповой Дарьи;

11 слайд: Работа Тазетдинова Даниса;

12 слайд: Что наказала передать приказчику Хозяйка Медной горы? (Чтобы убирался с Красногорского рудника, работа Храмовой Амелии;

13 слайд: Как звали парня, который на богатство не позарился, за что в награду получил малахитовую шкатулку? Степан, работа Корпачёвой Лизы;

14 слайд: Как звали старика, девочку-сиротку и кошку? (Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, работа Шаймуллина Диана;

15 слайд: женщина живущая в недрах уральских гор, обладает сверхвозможностями - влияет на судьбы людей, дарит богатые подарки или наоборот наказывает, изменяет количество и качество добываемой руды и удивительно - она никогда не стареет. (Малахитница, Каменная Девка, работа Гизатовой Элины;

16 слайд: Главные качества Хозяйки Подземного царства (суровость и справедливость, благосклонность к добрым людям и безжалостность к злым, работа Ванякиной Ульяны;

17 слайд: «Худому с ней встретиться — горе и доброму — радости мало».

П. П. Бажов, работа Усмановой Алии;

18 слайд: Кому принадлежат эти вещи: Малахитовые серьги? Шапка с зелёными камешками? (Танюшке, "Малахитовая шкатулка" Коковане, "Серебряное копытце, работа Корпачёвой Кати;

19 слайд: Из скольких веточек рожки у козла? (Из пяти, работа Масловой Софьи;

20 слайд: Как называются драгоценные камни, которые выбивает своим серебряным копытцем козлик? (Хризолиты, работа Мухаметгареева Ранеля;

21 слайд: Угадай, кто это?

"Сиротка круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки"

Угадай, кто это?

"Сиротка круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки"

(Данилка Недокормыш из сказа "Каменный цветок");

22 слайд: "Такую звонкую: не взять. Вместо балалайки она у нас в избе будет".О ком это? (О кошке);

23 слайд: Она покровительница шахтеров и рудокопов. Захочет — подведет доброму работнику жилу с редкими камнями и богатой рудой, прогневается — обрушит штольню или затопит выработку. А уж если кто сильно ей насолит, то месть может быть и вовсе ужасной (Каменная девка,

Азовка-девка, работа Ванякиной Ульяны;

24 слайд: Богата Хозяйка Медной горы: в покоях её золотые ковры, хрустальные люстра, алмазные арки… Какие, представьте, нужны ей подарки, если у этой хозяйки гора полна малахита и серебра! (Вежливость, доброта, заботливость, красота души, поиск прекрасного, работа Миляшовой Ульяны;

25 слайд: В нем застыл зеленый след, ящерок весёлый бег, чудный камень, минерал, всех узором удивит наш Уральский… (Малахит, работа Култышевой Инессы;

26 слайд: Назвать минералы, которые изображены на фото (малахит, лазурит);

27 слайд: фото кварца «Волосатик»

Занятие по ИЗО «Каменный цветок» в ЦДТ для родителей. Викторина по сказам П. Бажова. Симметрия. Работа углём и сангиной

Прикреплённые файлы:

kamenyi-cvetok_5uncq.pptx | 24267,05 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «По сказам Павла Бажова»Фотоотчет «По сказам Павла Бажова» Наша Родина большая и необъятная. Среди ее просторов есть уникальное место - край, где голубые озера, быстрые реки, горы, покрытые лесами.

Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. БажоваДидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова"Малахитовая шкатулка" представляет собой не одну игру, а три дидактические.

Фотоотчет «Творческие работы по сказам П. П. Бажова детей подготовительной к школе группы»Фотоотчет «Творческие работы по сказам П. П. Бажова детей подготовительной к школе группы» Уважаемые коллеги! В предыдущей публикациии я познакомила вас с фотоотчетом о продолжении нашего знакомства с творчеством уральского писателя.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Цветы
Автор публикации:
Занятие по ИЗО «Каменный цветок» в ЦДТ для родителей. Викторина по сказам П. Бажова. Симметрия. Работа углём и сангиной
Опубликовано: 12 июля 2019 в 20:19
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...
Посиделки у самовара
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 78 ГОРОДА ЛИПЕЦКА ФЦКМ «Посиделки у самовара» Выполнила: Злобина Юлия Александровна...
«Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик»
"Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик" Одним из трудных участков работы современной школы является...