Татьяна Вязникова
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Вязникова Татьяна Владимировна
Цели:
1) Познакомить детей с народными промыслами.
2) Научить детей выполнять орнамент.
3) Правильно составлять композицию.
4) Усвоить основные виды хохломского орнамента "травка", "под фон", "кудрина"
5) Запомнить и отразить на листе красками цветовую гамму росписи.
Задачи:
1) Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
2) Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
3) Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.
Материал к занятию.
а) для воспитателя: таблица "Поэтапное выполнение травки", серия плакатов, открытки, репродукции хохломской росписи, наборы хохломской посуды, мел, доска.
б) для детей: краски гуашевые, кисти, листы бумаги, вырезанные из плотной бумаги заготовки ложек, простой карандаш, ластик.
Организация и ход занятия:
Воспитатель:
Есть в районе Ковернинском
Знаменитое село,
Хохломскому промыслу
Оно название дало.
- С давних времен,на Руси,была очень распространена деревянная посуда: деревянные ложки, тарелки, салфетницы, подносы, вазы. Эту посуду, можно было увидеть как на столе у зажиточных бояр, так и у бедных крестьян. Нарядную, дорогую посуду, раскрашивали в золотые и серебряные цвета, она преподносилась богатым семьям в качестве подарков. Но обычные, бедные крестьяне, придумали, как же себе разнообразить быт, чтоб и детям, и взрослым, хоть немного прикоснуться к красоте, чтоб не только богатые бояре могли наслаждаться такой красотой. Но обычную деревянную посуду, нельзя было использовать неокрашенной,т. к от горячей пищи, дерево размокало, и приходило в ненадобность, в ней образовывались трещины. Поэтому местные мастера вывели такую формулу, сначала из белого дерева вырезалось изделие, затем его просушивали, примерно около 15 дней, и покрывали обычной глиной, снова просушивали. После просушки, посуда подвергалась обжигу, затем изделие шлифовали и окунали в специальный масляный раствор, для того, чтоб маслом заполнить оставшиеся поры. После того, как масло впиталось, изделие обсушивали еще раз, и оно было готово для росписи. Расписная золотая посуда была недоступна обычным крестьянам, поэтому они и придумали этот способ изготовления. А деревня, где жили основоположники этого вида росписи, называлась Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтоб сбывать свою продукцию. Ребята, а Вы хотите посетить базар, в деревне Хохлома?
Дети: - Да, хотим!
Воспитатель:- Хорошо, давайте посмотрим, какие товары свезли на базар народные мастера. Посмотрите, здесь и тарелочки,, матрешка, ложечки, подставка- все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждое расписанное изделие, мастер вложил красоту родной деревни Хохлома.
Воспитатель-: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом раскрашены узоры на посуде?
Дети: - Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: - Ребята, это особый узор, он подарен самой природой, ведь вдохновившись ее красотой, мастера из деревни Хохлома сумели воплотить в узорах всю красоту. Посмотрите, здесь и завиток, и усики, капелька, а этот узор называется осочка. И все это – дары красоты русской природы, в деревне Хохлома.
Воспитатель :- Ребята, а скажите какими узорами украшены предметы хохломской росписи?
Дети:- Капельки, усики, завитки, осочки.
Воспитатель: - Верно, и это называется растительный узор. А вы хотите стать мастерами, чтобы уметь украшать посуду основными элементами хохломской росписи?
Дети:- Да, хотим!
Воспитатель: - Хорошо, ребята. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» На столе перед ребятами, разложены карточки, им следует отобрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью. На карточках изображены предметы с росписью Гжель, и дымковские игрушки. Так как раннее изучали эти виды народно-прикладного искусства, предложить ребятам вспомнить их названия.
Воспитатель: - Мы с Вами поиграли, и сейчас я Вам покажу, как происходит процесс росписи. Сегодня мы изучим основные элементы хохломской росписи – усики, капельки, завитки, осочки. Кисточку держим тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Капельку мы рисуем, приемом прикладывания кисти к бумаге, усики рисуем в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, а завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Напоминаю вам ребята, что все элементы растительного узора наносятся сразу кистью, без предварительного наброска карандашом. Смотрите, как я набираю краску, не спеша, держу кисточку у железного наконечника. Осочки рисуем легким движением кисти, сверху вниз. Лишнюю краску снимаю о край баночки, веду кисточкой плавно,и у нас получился завиток. Проделываю снова эти приемы рисования, и для последующего нанесения нового элемента росписи. Обращаю ваше внимание, что все узоры рисуем основными цветами, которые предназначены именно для хохломской росписи.
Воспитатель:Вот такими получились узоры у меня.
Воспитатель:Дети,скажите пожалуйста, с каким видом росписи мы с Вами сегодня познакомились?
Дети: - Хохломская роспись.
Воспитатель: - Но прежде,чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Затем с детьми красками нарисовали на приготовленных заранее бумажных разделочных дощечках несколько орнаментов хохломы.
Воспитатель: Спасибо нашим мастерам за такую красивую посуду, а скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда?
Дети: – Да.
Воспитатель: А вы из нее кушаете?
Дети:– Нет, да и т. д.
Воспитатель: А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.
Уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т. к. они индивидуальны и быстро изнашивались.
Замечательные мастера из нас получились!
Итог занятия.
Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:
– целостность композиции;
– выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;
– аккуратность исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
Все молодцы. Занятие закончено.