Ирина Брюхачева
Конспект занятия по математике для старшего возраста «Волшебное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебное путешествие».
Дата проведения:
Воспитатель:
1. Тема: «Волшебное путешествие».
2. Цель: Способствовать формированию элементарных математических представлений.
3. Задачи:
Публикация «Конспект занятия по математике для старшего возраста „Волшебное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Обучающие: обеспечивать уточнение знаний о счете в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.
Развивающие: содействовать развитию умений логически мыслить, воображению, любознательности, взаимопомощи, внимания.
Воспитательные: вызывать желание занятию к математике.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4. Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».
5. Оборудование:
Демонстрационный материал : Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок.
Раздаточный материал : наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков – Семицветиков.
6. Подготовка к ОД: Перед проведением НОД была проведена влажная уборка и проветривание группового помещения.
Длительность:
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть- 20 минут
Заключительная часть – 2 минуты
Общая длительность НОД – 25 минут.
Организация и методика проведения
(25 минут)
Структура
ОД
Деятельность воспитателя Деятельность
детей
Вводная часть
(3 минуты)
Методы и приемы
• Художественное слово
• Словесный
Основная часть
(20 минут)
Методы и приемы
• Художественное слово
• Словесный
• Наглядный
• Поощрение
• Практический
Физкультминутка
Дыхательная гимнастика.
Методы и приемы
• Художественное слово
• Наглядный
• Поощрение
• Практический
Дидактическая игра
на тему «Мост из геометрических фигур»
Методы и приемы:
• Словесный
Заключительная часть
(2 минуты)
Методы и приемы
• Словесный
• Поощрение Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание.
Как вы думаете, что это за цветок?
Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка.
А вы, хотели бы иметь такой цветок?
Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы?
Я вижу, что вы готовы к путешествию.
Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.
А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь – далёк,
Лишь оставили гудок.
Правильно, это поезд.
Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.
- Сколько всего вагонов у поезда?
- Каким по порядку стоит голубой?
- Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?
- Каким по порядку стоит зелёный вагон?
Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.
Вправо-влево посмотри,
Что увидишь – назови!
Всё в пути случиться может
Надо быть внимательным.
Всё у нас получится,
Будет замечательно!
Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток.
Какого он цвета?
Вагончики весёлые
Бегут, бегут, бегут.
Их круглые колёсики
Всё тук, да тук, да тук.
Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.
Здорово ребята, у нас уже два лепестка.
Вот болотце на пути
Тут ребятам не пройти!
Надо мост построить нам,
Чтоб проехали мы там.
Ребята вам нужно продолжить логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые вам необходимо разложить.
Дети, что-то ветер опять начинает дуть.
Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее
Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.
Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»
Ребята я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вам нужно быстро на него ответить
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….
- Солнце светит днём. А луна….
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы?
- Ужинаем мы вечером, а спим…
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Как называется первый рабочий день?
- Как называются выходные дни?
Ребята посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?
Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.
Дети, вы сможете им помочь?
Беритесь, ребята, скорей за работу –
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту.
Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?
А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?
Так сколько ещё нам надо найти лепестков?
Отправляемся дальше в волшебную страну.
Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых.
Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!
Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось?
В сад девять пчёлок прилете
Одна из них на клумбу села,
Все остальные через сад
К себе на пасеку спешат.
Так сколько ж пчёл летит из сада?
Нам сосчитать тех пчёлок надо.
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?
А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну. Какого он цвета?
Ребята, сколько лепестков нам ещё не хватает?
Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок.
Как же его нам открыть?
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая –
Руки всем нужны друзья.
Графический диктант «Ключик»
Я буду называть вам количество клеточек и куда считать, а вам нужно на своих листочках чертить линии так как я диктую, и так6
8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.
Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть.
Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?
Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего вам понравилось во время путешествия?
Какое задание для вас оказалось самым сложным?
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Это Цветик-Семицветик.
Ответы детей
ответы детей
Это поезд.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Лепесток красного цвета.
Дети произносят звук - ту-тууууууууууу
Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.
Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.
Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток.
Утром
Ночью
Вечером
ночью
Среда
Вторник
Понедельник
Суббота, воскресенье
Лепесток зелёного цвета.
Ответы детей
Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.
В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета
Мы нашли пять лепестков.
У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.
Нам надо найти ещё два лепестка.
4
8
8
4
7
Лепесток синего цвета
Нам не хватает одного лепестка, фиолетового.
Надо найти ключ и открыть сундучок.
Дети выполняют задание под диктовку воспитателя
Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток.
Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.
Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»
Самоанализ организации НОД по ФЭМП в старшей группе
Критерии самоанализа
Содержание самоанализа Рекомендации
1. длительность занятия, его частей; Вводная часть – 3 минуты
Основная часть- 20 минут
Заключительная часть – 2 минуты
Общая длительность НОД – 25 минут. Уменьшить вводную часть, увеличить заключительную
2. соответствие поставленных задач требованиям программы, возрастным особенностям детей; Поставленные задачи соответствовали требованиям программы «От рождения до школы», поставленные задачи соответствовали возрастным особенностям детей
3. структура занятия, содержание каждой части, целесообразность и соответствие поставленным задачам; НОД состояла из трех частей. Во вводной части детей мотивировали при помощи художественного слова и упражнений в соответствии с читаемым текстом. На вводную часть отводилось 3 минуты.
В основной части дети решали задачу, которую перед ним поставил воспитатель. Дети отвечали на поставленные вопросы, связанные с темой НОД, искали транспорт, на котором поедут, попутно искали решение на поставленную задачу собрать цветок. В основной части присутствовала дыхательная гимнастика, дидактическая игра и игра малой подвижности. На основную часть отводилось 20 минут.
В заключительной части детей попросили вспомнить, что им понравилось, и какое задание на их взгляд оказалось самым сложным. Также детей поблагодарили и похвалили за внимательность, сообразительность и другие качества. На заключительную часть отводилось 2 минуты.
4. методы и приемы, используемые на занятии; В вводной части использовались такие методы и приемы как:
• Художественное слово
• Словесный
В основной части использовались такие методы и приемы:
• Художественное слово
• Словесный
• Наглядный
• Поощрение
• Практический
В заключительной части были такие методы и приемы
• Словесный
• Поощрение
В заключительной части можно обвить вопросы к детям
5. наглядный материал : правильность подбора, грамотность использования, эстетичность, роль наглядности в решении поставленных задач; Наглядный материал подобран правильно, в соответствии возраста детей, использовался грамотно и по назначению, выглядел эстетично, наглядный материал позволяет в полной мере выполнить поставленные задачи при обучении детей во время ОД, детям гораздо интереснее при наличии наглядного материала они более заинтересованы во время ОД.
6. активность детей на занятии, методические приемы, способствующие ее поддержанию, использование физкультминутки; Дети были активны во время проведения ОД. Были использованы разные методики во время проведения ОД для поддержания активности детей такие как: словесный, наглядный, поощрение, практический. Также в основной части были использованы дыхательная гимнастика, дидактическая игра и игра малой подвижности для смены видов деятельности детей.
7. осуществление индивидуальной работы с детьми в ходе занятия, ее эффективность; Детям задавались индивидуальные вопросы в ходе НОД, вопросы были точными и касались темы НОД. Проводить индивидуальную работу с детьми
8. подведение итогов занятия, оценка деятельности детей на занятии. В заключительной части НОД были заданы общие, оценки деятельности детей не проводилось. Проводить оценку деятельности детей.
Использование дидактической игры «Найди столько же предметов»
1 МБДОУ «Ковригинский детсий сад»
2 с. Ковригино
3. возрастная группа – старшая группа, количество воспитанников – 5человек
Воспитатель: Ребята хочу вам предложить новую игру, которая называется «Найди столько же предметов», хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, На каждом листе по 6 картинок на них изображены разные предметы и их разное количество вам нужно, найти одинаковые по количеству предметов картинки.
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Итак, кто хочет начать.
Никита: Я. У меня на картинках есть котята, бананы полотенца, солнышки, кастрюли и кляксы.
Воспитатель: Ты их почитал?
Никита: Да. У меня 3 котенка и 3 банана, 4 кастрюли и 4 солнышка, 5клякс и 5 полотенец.
Воспитатель: Хорошо молодец. Кто следующий.
Аня: Я. У меня на картинках нарисовано сердечки, флакончики, бабки коробки, мячики, машины, зубные щетки.
Воспитатель: Ты почитала?
Аня: Да, у меня 6сердечек и 6 бабок коробок, 3 флакончика и 3 зубных щетки, 9 машинок и 9 мячиков.
Воспитатель: Очень хорошо, молодец…
Маша: А теперь я можно?
Воспитатель: Конечно Машенька
Маша: У меня на картинках нарисовано воробушки, земляничка, карандаши, ноты, бабочки и одежда.
Воспитатель: Хорошо и сколько таких же?
Маша: У меня на картинках 9 воробушков и 9нот, 10 карандашей и 10 бабочек, 6 земляничек и 6 предметов одежды.
Воспитатель: Молодец очень хорошо. Кто следующий?
Илья: Я. У меня на картинках нарисовано подушки и микробы, бабочки и ежик, сыр и приборы что бы кушать.
Воспитатель: Хорошо, посчитал?
Илья: Да. У меня получилось 6 подушек и 6 приборов и что бы кушать, 4 микроба и 4 ежика, 5 бабочек и 5 кусочков сыра.
Воспитатель: Молодец. Алеша может, попробуешь?
Алеша: Хорошо. На моих картинках нарисованы конфеты, бабочки, кубики, деревья, тюбики и краской, карандаши. Я посчитал и у меня получилось 3 конфеты и 3 карандаша, 9 бабочек и 9 кубиков,6 тюбиков с краской и 6 деревьев.
Воспитатель: Молодец у тебя очень хорошо получилось.
Воспитатель: ребята вы так хорошо играли у меня осталось еще несколько листочков и я предлагаю вам поиграть самостоятельно.
Дети: Ура.