Папки-передвижки

Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт»

татьяна ленковец
Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт»

Транспорт.

Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет)

Программные задачи: систематизировать представления детей о разных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный, определять его назначение; упражнять в образовании относительных прилагательных и наречий; учить образовывать существительные путем сложения слов; совершенствовать умение употреблять в речи приставочные глаголы; закреплять умение согласовывать порядковые числительные с существительными и прилагательными в роде и числе; воспитывать доброжелательность, чувства взаимовыручки, взаимопомощи, самостоятельность.

Публикация «Занятие по ОО „Развитие речи и культура речевого общения“ в старшей группе для детей с ТНР по теме „Транспорт“» размещена в разделах

Материал и оборудование:

посылка; конверт с письмом; игрушка «Незнайка»; картинки различных видов транспорта; иллюстрации для классификации транспорта «водный, наземный, воздушный, подземный»; макет дороги, игрушечный автомобиль; билеты; цифры, схемы «Сложи слово», «Предмет, признак, число», разрезные картинки транспорта, звезды, таблица для занесения экзаменационных результатов, игрушки милиционера, водителя, пожарного, водительские права.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход занятия:

Дети, построенные паровозиком во главе с учителем-дефектологом, заезжают в группу.

Учитель-дефектолог (У. -д.). Остановка группа «Радуга». Пассажиры могут выйти из вагонов и подышать свежим воздухом (Вдох – выдох).

Стук в дверь. Посылка с Незнайкой и письмом внутри.

У. -д. Ребята, к нам пришла посылка. Посмотрим, что там? (Да).

Учитель-дефектолог достает Незнайку с завязанным вокруг шеи шарфом и письмо, читает текст.

Здравствуйте, ребята, у меня очень болит горло, поэтому не могу вам сам сказать, решил написать письмо. Я недавно купил автомобиль, но для того, чтобы им управлять, мне необходим какой-то документ. Вы знаете, как он называется? (Водительское удостоверение). Что бы мне его получить, нужно сдать экзамены по билетам. Ребята, вы мне поможете? (Да). У вас в группе не обычные гости, а члены аттестационной комиссии (игрушки милиционера, водителя, пожарного, если мы правильно будем отвечать на вопросы, то комиссия оценит нас и поднимет звезды. И тогда я получу свое заветное водительское удостоверение.

У. -д. Ребята, поможем Незнайке? (Да).

БИЛЕТ №1. Дидактическая игра «Угадай транспорт»

Материал: картинки разных видов транспорта, иллюстрации «земля, вода, воздух, подземное пространство.

Учитель-дефектолог задает вопросы по иллюстрации, а дети полными предложениями отвечают.

- На чем можно передвигаться по воздуху? (По воздуху можно передвигаться на самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называется воздушным).

- На чем можно ехать по дороге? (По дороге можно ехать на машине, автобусе, грузовике).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по дороге? (Транспорт, на котором передвигаются по дороге, называется автодорожным).

- На чем можно ехать по железной дороге? (По железной дороге можно ехать на поезде, электричке).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по железной дороге? (Транспорт, на котором передвигаются по железной дороге, называется железнодорожным).

- Как можно назвать железнодорожный и автодорожный транспорт одним словом? (Автодорожный и железнодорожный транспорт можно назвать наземным).

- На чем можно передвигаться по воде? (По воде можно передвигаться на пароходе, паруснике, лодке).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде? (Транспорт, на котором передвигаются по воде, называется водным).

- На чем можно передвигаться под землей? (Под землей можно передвигаться на метро).

- Как называется транспорт, на котором передвигаются под землей? (Транспорт, на котором передвигаются под землей, называется подземным).

- Распределите картинки с изображением транспорта на иллюстрациях, в соответствии со способом их передвижения.

Детям раздаются картинки транспорта, которые следует развесить по определенным иллюстрациям: небо – самолет, вертолет; море – корабль, пароход, лодка и т. д. После выполненного задания комиссия, в составе игрушек показывает звезды (таблички с ручками с изображением звезды).

У. -д. С заданием первого билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры один.

БИЛЕТ №2. Упражнение «Образуй слово»

У. -д. Вот задачки мы решаем

И словечки получаем.

Части слова мы слагаем,

в играх транспорт повторяем.

Учитель-дефектолог показывает схему, задает вопросы детям, а дети отвечают полными предложениями, опираясь на карточки.

- По луне ходит? (По луне ходит луноход).

- На пару ходит? (На пару ходит пароход).

- Везде ходит? (Везде ходит вездеход).

- По снегу ходит? (По снегу ходит снегоход).

- На пару везет? (На пару везет паровоз).

- Бензин возит? (Бензин возит бензовоз).

- Молоко возит? (Молоко возит молоковоз).

- Хлеб возит? (Хлеб возит хлебовоз).

- Летает к звездам? (Летает к звездам звездолет).

- Сам летает? (Сам летает самолет).

- Сам катится? (Сам катится самокат).

У. -д. С заданием второго билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры два.

БИЛЕТ №3. Упражнение «Сравни предметы»

У. -д. Я начну предложение, а вы повторите и закончите.

Учитель-дефектолог начинает предложение, а дети повторяют и добавляют сравнение с другим предметом, с опорой на наглядность.

- Самолет летит высоко, а ракета….? (Самолет летит высоко, а ракета выше).

- Самолет летит далеко, а ракета? (Самолет летит далеко, а ракета дальше).

- Самолет летит быстро, а ракета? (Самолет летит быстро, а ракета быстрее).

- Самолет мощный, а ракета? (Самолет мощный, а ракета мощнее).

- Самолет большой, а ракета? (Самолет большой, а ракета больше).

- Самолет тяжелый, а ракета? (Самолет тяжелый, а ракета тяжелее).

- Самолет просторный, а ракета? (Самолет просторный, а ракета просторнее).

- Самолет длинный, а ракета? (Самолет длинный, а ракета длиннее).

- Самолет быстроходный, а ракета? (Самолет быстроходный, а ракета быстроходней).

У. -д. С заданием третьего билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры три.

БИЛЕТ №4. Упражнение «Вождение»

Учитель-дефектолог показывает движение игрушечной машинки на макете с речевым сопровождением, далее просит детей повторить этот пусть, правильно употребляя приставочные глаголы.

У. -д. Машина из гаража выехала, к мосту подъехала, на мост заехала, с моста съехала, дерево объехала, по дороге поехала, в гараж въехала. Кто сможет повторить путь машины? (Ответы нескольких детей).

У. -д. Ребята, мы с вами так успешно сдаем экзамены, что можно немножко отдохнуть.

У. -д. С заданием четвертого билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры четыре.

Физминутка

«Кораблик»

Волны плещут в океане

(машут руками, изображая волны,

Что там чудится в тумане?

(вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей

(вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей!

(приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем

(ходьба на месте,

Ищем ракушки в песке

(наклоны,

И сжимаем в кулаке

(дети сжимают кулачки,

Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать

(приседания).

У. -д. Отдохнули? А теперь садитесь за столы и продолжим.

БИЛЕТ №5. Упражнение «Разгадай загадки»

(Схемы с изображением цифры, признака предмета, предмета транспорта)

У. -д. Ребята, в этом билете нужно разгадать загадки на карточках по плану:

1) назвать слово, обозначающее транспорт, вопрос что? (Такси);

2) назвать слово, обозначающее число, вопрос сколько? (Пять);

3) назвать слово, обозначающее признак предмета и отвечающее на вопросы какой, какая, какое, какие? (Желтый).

Что? – такси; сколько такси? – пять такси; пять такси каких? – пять желтых такси.

Дети по очереди разгадывают схемы, правильно согласовывая существительные с числительными и прилагательными в роде, числе.

Пять желтых такси.

Три почтовых вертолета.

Семь грузовых самолетов.

Два больших автобуса.

Девять пассажирских поездов

У. -д. С заданием пятого билета мы справились, судя по звездочкам нашей аттестационной комиссии, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры пять.

Билет №6. Упражнение «Сложи разрезную картинку»

У. -д. И последний билет, нам нужно правильно сложить разрезные картинки транспорта и назвать полным предложением, что вы сложили.

Чтобы подготовить наши пальчики выполним следующее упражнение.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Будем пальчики сгибать – (показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами,

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт (сгибают пальчики начиная с мизинца,

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали (поднимают сжатые кулачки вверх,

Пять видов транспорта назвали (разжимают ладошки обеих рук).

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены разрезные картинки и складывают их.

У. -д. Ребята, что вы сложили? (Я сложил самолет, это воздушный вид транспорта. Я сложил пароход, это водный вид транспорта).

У. -д. С заданием шестого билета мы справились, судя по звездочкам нашей аттестационной комиссии, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры шесть.

У. -д. Уважаемая комиссия, скажите, пожалуйста, Незнайка при помощи наших детей сдал экзамены?

Комиссия: Да, сдал и мы вручаем ему права.

Незнайка: Ура! Благодаря Вам, ребята, я получил права и теперь могу водить автомобиль, даже горло перестало от радости. Напомните, ребята, какие задания мы выполняли? Что было трудно? Что запомнилось больше всего? Спасибо, что Вы были такие внимательные, умные, добрые. А за вашу помощь от меня вам угощение. А сейчас садитесь, я вас прокачу: рррррр.

Дети становятся паровозиком за учителем-дефектологом с Незнайкой в руках и, произнося длительно звук «Р», выезжают из группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

2. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю. Н. Кислякова, М. В. Былина. – Минск: Нар. асвета, 2014.

3. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Лексика и грамматика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю. Н. Кислякова, М. В. Былина. – Минск: Нар. асвета, 2014.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» на тему «Весна» Программное содержание: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Развитие навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованных играх В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок.

Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения для детей средней группы «Садовые цветы» ЦЕЛЬ: — развивать интерес к развитию и росту растений на клумбе, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление. Познакомить.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Занятие по развитию речи и культуре речевого общения во второй младшей группе «Потерялся Колобок» Цель занятия: Развитие связной речи детей. Задачи: 1. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности; 2. Развивать интонационную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт»
Опубликовано: 13 марта 2018 в 15:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД