Ольга Самарина
Занятие по ознакомлению с кухонной утварью «Бараночки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с кухонной утварью
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
Тема «Знакомство с кухонной утварью»
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения и обобщения знаний о кухонной посуде древней Руси, ее использовании и русско-народных традициях.
Задачи:
1. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
Публикация «Занятие по ознакомлению с кухонной утварью „Бараночки“» размещена в разделах
2. создать условия для освоения детьми устной диалогической и монологической речи (речевое развитие);
3. обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность (познавательное развитие);
4. обеспечить условия для развития познавательных интересов (познавательное развитие);
5. обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей (познавательное, социально-коммуникативное развитие);
6. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
7. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнеров, материалов (социально-коммуникативное развитие);
8. создать условия для развития причинно-следственных связей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие);
9. создать условия для усвоения правил взаимодействия друг с другом и взрослыми (социально-коммуникативное развитие);
10. обеспечить развитие положительного отношения к старине, к русско-народным традициям (социально-коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- дидактическая игра;
- двигательная деятельность.
Ход занятия:
На мультимедийной установке сюжетная картинка с обстановкой русской избы. Воспитатель в фартуке месит тесто. Входят дети.
Вос-ль: Здравствуйте дорогие помощники мои, давно вас жду в своей русской избе, уже успела тесто для угощения замесить, а вас все нет и нет. Любите вкусное угощение? Поможете мне его приготовить? А вы умелые, справитесь? А вот что мы сегодня приготовим, отгадайте:
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
(баранки, бублики, калачи)
Мы с вами приготовим баранки – это лакомство очень любили ваши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. А готовили их с маком, сахаром, кунжутом. Кто с чем будет готовить?
Проходите, надевайте фартуки и рассаживайтесь за столами (на столах лежат досточки, на них кусочки теста) Что делаем с тестом сначала? (раскатываем колбаску, а затем? (соединяем концы колбаски, а теперь кладем их на лист и отправляем в печь.
А пока баранки пекутся, давайте рассмотрим мою избу. В ней много всего интересного. Да вот хоть печка. Про нее раньше говорили «Печь нам мать родная»«Без печи и изба не изба». Как вы думаете, почему печь была такая важная в доме? (зачем топили печь? Где готовили еду)А еще на печи сушили одежду и обувь, грелись, лечились при простуде, - уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет.
Дидактическая игра: «Скажи, какая печь?»
Воспитатель предлагает детям описать печь, какая она. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает. Задает наводящие вопросы:Много места печь занимала в избе? Значит она какая? Если печь затопили, то какая она станет через некоторое время? Значит они какие?А какого цвета были деревенские печки?А вы знаете, из чего делали печи? Значит они. (кирпичные).
- Человек, занимающийся кладкой печи, называлсяпечником.
.
В-ль: Приглашает детей подойти к столу, на котором лежат сито, чугунок, туесок, крынка. Посмотрите, сколько необычных вещей стоит на нем.
(Берет сито, Что это и для чего нужно? (ответы детей). Перед приготовлением теста муку нужно просеять от соринок, чтобы она наполнилась воздухом, тогда выпечка получалась вкусная и пышная. Из чего оно изготовлено»? Стенки деревянные, а решетка – из конского волоса. Люди, которые изготавливали сита, назывались ситниками.
(Воспитатель дает возможность потрогать сито,показывает детям, как им пользовались).
- Давайте сейчас вместе с вами просеем муку. (Детям предлагается встать в круг или полукруг в удобном месте)
Физминутка «Сито»
Сито бито, сито бито
Под бока, под бока,
Проходи-ка через сито
Просевайся мука.
Ты пеки, пеки, пеки!
Из просеянной муки
Баранки и сушки,
Бублики, ватрушки!
В-ль: (Подходят к столу) Что у нас еще стоит на столе (Берет чугунок). Вы знаете, что это?Как вы думаете, почему его так назвали? (сделан из металла, который называется чугун) Для чего он был нужен? А что сейчас мы используем вместо чугунка? Что же готовили в чугунке? Приготовленные в чугунке супы и каши особенно вкусные.
- Вы слышали такую поговорку «Щи да каша – пища наша».А какие поговорки о едевы знаете?
Педагог называет поговорки, дети их повторяют и объясняют, как они понимают значение поговорки. Педагог корректирует ответы, дает правильное пояснение.
Давайте сейчас поиграем в игру «Закончи поговорку»
Я поговорку начинаю, а вы ее заканчиваете
• Хороша кашка, да мала чашка.
• Хлеб – всему голова.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Щи да каша, пища наша.
В-ль: Что же у нас еще на столе? Берет туесок. Знаете, что это? (Туес - короб или ёмкость (контейнер)Как он использовался в старину (Для сыпучих продуктов (крупы, муки, соли, сахара). Как вы думаете, из чего он изготовлен (Из бересты березы с деревянным дном и крышкой).
А это чтотакое (Как называется? Крынка (Кувшин). Для чего его можно использовать? Как вы думаете, из чего она сделана? (Из глины). Люди, которые изготавливают глиняные изделия, называются гончарами.
(на экране картинка – гончар изготавливает крынку).Что еще из глины можно сделать?
Игра «Что из чего»
Перед началом игры детей делят на подгруппы. Для этого детям предлагается выбрать ленту с понравившимся цветом (красную, желтую, зеленую).
Детям предлагается распределить картинки по группам: посуда, мебель, игрушки, а затем обобщить и охарактеризовать предметы (Из чего сделан предмет?Например, кукла из соломы – соломенная кукла, крынка из глины – глиняная крынка и т. д.)
Посуда: ложки, туес, крынка, самовар;
Мебель:сундук, стол, лавка, кроватка (люлька);
Игрушки: соломенная и тряпичная кукла, глиняная, деревянная
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)
(Воспитатель обращает внимание детей на Самовар)
А к чаю всегда подавали что?
Дети: баранки!
Воспитатель: Правильно! Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
«Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки. Предлагаю вам попить чаю с баранками.
Что вам больше всего запомнилось сегодня? А что понравилось? Узнали что-нибудь новое? А что нового узнали? Придете еще в гости в русскую избу? Пора и нам с вами прощаться, много дел у нас с вами еще сегодня, у вас свои, а у меня свои. Приходите, буду рада вас видеть!