Получи документы

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»

Светлана Николаева
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с традиционным бытом русского народа, где достаточно много накоплено предметов старины.

2. Развивать в детях желание изучать, сохранять и беречь накопленное богатство предметов старины, выполненных талантливыми руками мастеров.

3. Формировать в детях интерес к прошлому своего народа, изучать прошлое родного края.

Материалы к занятию :

- виды различных полотенец рушников;

- группа стилизованна предметами и утварью народного быта;

- различные виды иллюстраций и фотографии предметов старинного быта.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Полотно судьбы“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети, мы сейчас с вами побеседуем о том, что каждый народ не должен забывать своё прошлое, не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, историей. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью вашей души. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых воплотилось всё самое ценное из народных культурных достижений.

В старинном доме у каждой вещи своё место и дело. Бесполезных вещей не было. И всегда в каждой вещи соединялись вместе польза и красота. Каждая вещь украшала дом. Смотри: там древо чудесное раскинулось, здесь – хоровод цветов улыбается, птицы поют. И везде – радостные солнечные знаки. Словно навечно поселились весна и лето в доме. Защищают они людей от мрака и холода, бед и печалей. Славно мастера потрудились над домашней утварью. Многое служит нам верой и правдой, а много бережно хранится в музеях. И радует нас несказанной красотой.

Часто самые простые на первый взгляд вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю в народной традиции. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, у славян сопровождало и оберегало человека всю жизнь.

Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней были готовка, стирка, уборка, другими словами – дом.

Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садится за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось тридцать – сорок, а иногда и до ста расшитых полотенец, ширинок, столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, подарки родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах.

Во время больших церковных праздников, заготовленные для приданого полотенца, развешивались по стенам дома, и гости могли по ним знать о трудолюбии девушки, её художественном вкусе и аккуратности. Естественно, в такие дни ухажеры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались их рукоделием.

Полотенца были важнейшим атрибутом во время свадьбы: им одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были метрической выпиской невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись фактически знаком родства женщины по материнской линии. Ведь у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду относится женщина.

С помощью полотенец молодая жена входила в новую семью, обозначая своё пространство. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца молодой жены. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага опять же – на вышитом полотенце.

Полотенца вешали на окна, зеркала, спицы или крючки по стенам. Отсюда их называли занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники и т. д. Длина полотенец составляла обычно от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.

Некоторые полотенца, например обыденое, изготавливали сообща, коллективно и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким испытанием это было для юных барышень? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий.

Мало кто сейчас воспринимает полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало для всех нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторых из традиций полотенце используют до сих пор. Например, встречая гостей хлебом – солью, каравай выносят на полотенце. И если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека.

Русский народ испокон веков отличался своим трудолюбием, смекалкой, стремлением украсить свой быт. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ вносил в свою повседневную жизнь красоту. Замечательные рукодельницы и мастера в долгие осенние и зимние вечера, свободные от полевых работ, терпеливо воплощали свои чудесные фантазии – богатые узоры из цветов и листьев, вязали, ткали прекрасные ткани, делали посуду, которыми украшали дом и одежду.

Талантливые народные умельцы передавали из поколения в поколение свои секреты мастерства. Благодаря им и ныне мы можем видеть эту красоту.

Конспект

открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Полотно судьбы»

Воспитатель: Николаева С. В.

2017-2018 учебный год

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет» Составила воспитатель 1 квалификационной категории Шуткова Марина Юрьевна.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, грамоте и математике Дата : Класс Цели задачи ОУД: Называть способы ориентирования в своем населенном пункте и свой адрес. Выявить степень усвоения детьми знаний.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Зимушка-Зима»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Зимушка-Зима» Тема : «Зимушка-Зима». Цель: формировать у детей представление о зимних изменениях в природе, воспитывать заботливое отношение к животным.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в младшей группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в младшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки. Материал. Картинки.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Все живем мы по часам» Возраст: 3-4 года Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гости к дымковской игрушке» Тема: «В гости к дымковской игрушке» Задачи: Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом,.

Занятие «Заповедные места Мордовии» по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Заповедные места Мордовии». Цель: Дать детям понятие «заповедные места», «заповедник»; познакомить детей с заповедниками Мордовии;.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме «Овощи» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме “Овощи" Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Профессия-парикмахер» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Профессия – парикмахер» Цель: Раскрытие смысла деятельности.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Весна пришла» МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк» МО «Пинежский муниципальный.

Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 17:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД