Валентина Ендальцева
Конспект интегрированного занятия деятельностью «Дыхание и воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим и опытнической деятельностью по теме :
“Дыхание и воздух”
Воспитатель: Ендальцева Валентина Анатольевна
п. Мулино, Володарский р-н, д\с № 5
2015 г.
Программное содержание:
1. Показать детям необходимость дыхания для жизни всего живого на Земле: человека, растений, рыб, птиц, насекомых, животных.
2. Закрепить знания детей о процессе дыхания человека, растений, их главном органе дыхания.
Публикация «Конспект интегрированного занятия деятельностью „Дыхание и воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
3. Дать детям знания о том, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для дыхания людям, рыбам, животным, птицам, насекомым.
4. Показать детям условия, необходимые для роста комнатных растений: свет, вода, тепло.
5. Закрепить у детей правила полива и ухода за комнатными растениями.
6. Закрепить с детьми названия комнатный растений: кактус, колеус или крапивка, фикус, амазонская лилия, папоротник, глоксиния, узумбарская фиалка, китайская роза, герань.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
8. Поддерживать у детей интерес к опытнической деятельности.
Оборудование: лейки с водой, таз с водой, тряпочки, щеточки, опрыскиватель, салфетки, фартуки.
Демонстрационный материал: карточки-модели на тему “Дыхание человека”, “Условия, необходимые для роста растений”, комнатные растения: кактус, колеус или крапивка, фикус, амазонская лилия, папоротник, глоксиния, узумбарская фиалка, китайская роза, герань, карточки с изображением животных, насекомых, птиц.
Ход занятия
I часть
У всех людей, у всех зверей,
Имеются носы,
Носы важны, носы нужны
Не только для красы!
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен нос?
Дети: Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.
Воспитатель: Давайте устроим чемпионат природы по чутью среди животных, кто же окажется чемпионом?
Дети: На 1-м месте собака-ищейка, на 2-ом - волк, а на 3-м – лиса.
Воспитатель: А птицы могут стать чемпионами?
Дети: Обоняние у птиц плохо развито.
Воспитатель: Птицы в нашем соревновании, конечно же, проиграют.
Кто среди насекомых отлично распознает запахи?
Дети: Отлично распознают запахи мухи, пчелы, муравьи и некоторые жуки.
Воспитатель: Кто среди насекомых может стать чемпионом?
Дети: Чемпионские медали заслужили бы бабочки.
Воспитатель: Да, бабочки чувствуют запахи за несколько сотен метров. А некоторые ночные бабочки чувствуют своих соплеменниц за 10 километров.
Чем чувствуют запахи насекомые?
Дети: Насекомые чувствуют запахи усиками-антеннами.
Воспитатель: В морях и океанах обитают тоже очень чуткие животные-рыбы. Стоит морякам бросить за борт кусок свежего мяса, очень скоро в воде появляются акулы. Акулы чувствуют наживу за несколько километров.
ОПЫТ:
Воспитатель: Ученые решили провести опыт. В лаборатории стояло 2 аквариума. В одном жили пескари, в другом – щука. Ученые взяли в пипетку несколько капель воды из аквариума со щукой и капнули эти капли в аквариум с пескарями. Капнули и даже растерялись: в пескарином царстве началась паника, рыбешки метались по аквариуму, выпрыгивали из воды, не зная, куда спрятаться от страшной зубастой щуки.
Тогда ученые набрали в пипетку воды из пескариного аквариума и накапали в аквариум щуки. Сонная щука немедленно проснулась, встрепенулась, рванулась вперед и долго пыталась разыскать пескарей-невидимок.
Мы с вами тоже умеем узнавать запахи.
ОПЫТ:
Что же лежало в этом пакете? (дети узнают запах хлеба, рыбы).
Носы у всех разные и неповторимые.
Многим животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Для чего нужен нос-клюв дятлу?
Дети: Дятел долбит клювом дерево, вытаскивая из-под коры насекомых-вредителей.
Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны не ясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и белом халате
Лечит деревья заботливый дятел.
Воспитатель: Для чего нужен нос свинье?
Дети: Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки растений.
Воспитатель: Для чего комару нужен нос?
Дети: Комар своим носом-иголочкой сосет кровь.
Воспитатель: Что же слону служит носом?
Дети: У слона хобот – это рука, и нос, и душ в жаркую погоду.
Воспитатель: А попугаю как помогает крючковатый клюв?
Дети: Цепляясь крючковатым клювом, попугай лазает по веткам деревьев.
Воспитатель: А для чего нужен длинный клюв цапле?
Дети: Длинным клювом цапля ловит лягушек в болоте, опуская его под воду.
Воспитатель: А чем хорош нос у пеликана?
Дети: Пеликан рыбку поймает и в мешок отложит про запас, другую поймает – и опять в мешок. Какой запасливый!
Воспитатель: Чей же нос лучше?
Дети: Носы нужны не только для красы, носы помогают чувствовать запахи и добывать пищу.
II часть
Воспитатель: Носы помогают нам дышать. Дышим мы постоянно и не можем не дышать, даже если захотим. Давайте на несколько секунд задержим дыхание – надолго задержать его не возможно.
Назовите главный орган дыхания человека. (легкие) Легкие, как и сердце должны работать постоянно. Сердце перегоняет кровь, а легкие – воздух. В воздухе есть кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.
Дети, расскажите, как мы дышим.
Дети: Попадая в нос, воздух, обогащенный кислородом, очищается и согревается. В носу есть мельчайшие реснички, к которым прилипают пылинки и не дают им попасть в легкие. Дальше он попадает в трахею и бронхи, а потом в легкие – главный орган дыхания человека. Легких два. Они состоят из множества пузырьков, покрытых сетью кровеносных сосудов. Когда легкие заполняются воздухом, кровеносные сосуды всасывают весь кислород и отдают его крови. С кровью кислород разноситься по всему телу, чтобы оно могло дышать. Затем легкие выдыхают уже использованный воздух, в котором находится углекислый газ.
ОПЫТ:
Воспитатель: Легкие похожи на 2 воздушных шарика. Давайте глубоко вдохнем – легкие наполнились воздухом, грудь поднялась. А теперь выдохнем – воздух вышел, грудь опустилась. (руки детей на груди). Чувствуете, как поднимается и опускается грудь при дыхании?
ОПЫТ:
Воспитатель: Дышат ли растения?
Возьмите зеркальце и подышите на него. Что вы видите?
Дети: Зеркало запотело.
Воспитатель: А теперь посмотрите на растения. Мы его 3 дня назад накрыли банкой. Почему стенки банки запотели, покрылись капельками воды?
Дети: Растение дышит, поэтому стенки банки запотели.
Воспитатель: Людям для дыхания необходим кислород, а растениям? (углекислый газ). Расскажите, с помощью чего дышат растения, ведь у них нет носа.
Дети: Растения дышат листьями. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания.
Воспитатель: Какой опыт доказывает, что растения дышат с помощью листьев?
ОПЫТ:
Дети: Мы намазали с 2-х сторон лист амазонской лилии вазелином. Через некоторое время он завял. Ему стало трудно дышать.
Воспитатель: Как мы помогли листочку?
Дети: Мы убрали салфеткой вазелин с листа, и он опять стал упругим и здоровым.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Листья растений поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый всем живым существам для дыхания.
Физкультминутка
III часть
Загадка: Он нам нужен для того,
Чтобы сделать вдох и выдох.
А когда он очень пыльный,
А когда он очень грязный,
Говорим: “Ах! Ох! Ух!”
Очень нужен всем на свете
Свежий, чистый… (воздух)
Воспитатель: Очень важно дышать чистым воздухом. Что мы для этого делаем?
Дети: Мы проветриваем комнату, ухаживаем за комнатными растениями.
Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные растения?
Дети: Комнатные растения очищают воздух и обогащают его кислородом.
Воспитатель: Для чего в нашей группе и здесь в экологической комнате много комнатных растений?
Дети: Комнатные растения очищают воздух, увлажняют его и обогащают кислородом.
Воспитатель: Ребята, чтобы комнатные растения очищали воздух и радовали нас, мы должны ухаживать за ними. Посмотрите, нуждаются ли наши комнатные растения в уходе?
Дети: Землю нужно порыхлить, растения полить, помыть и подкормить.
Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?
Дети: Чтобы вода и питательные вещества быстрее проникали к корням.
Воспитатель: Как нужно рыхлить землю?
Дети: Рыхлить землю нужно палочкой не глубоко, чтобы не повредить корни.
Воспитатель: Какие растения можно помыть под душем или побрызгать из опрыскивателя?
Дети: Растения с мелкими листьями можно побрызгать из опрыскивателя.
Воспитатель: Назовите эти растения.
Дети: Папоротник, колеус, аспарагус, бальзамин.
Воспитатель: Листья каких растений можно протереть тряпочкой?
Дети: Листья фикуса, амазонской лилии, кливии можно протереть тряпочкой и побрызгать на них.
Воспитатель: Как ухаживать за растениями с бархатистыми листьями?
Дети: Листья можно почистить щеточкой.
Воспитатель: Назовите растения с бархатистыми листьями.
Дети: Узумбарская фиалка, глоксиния, бегония.
Воспитатель: Как определить, нуждается ли растение в поливе?
Дети: Нужно потрогать пальчиком землю, если она сухая, то нужно растение полить.
Воспитатель: Можно ли поливать растения холодной водой из-под крана?
Дети: Нельзя поливать холодной водой растения, они могут заболеть и погибнуть. Вода должна отстоятся, согреться, насытиться воздухом.
Воспитатель: Как нужно поливать растения?
Дети: Воду нужно лить вокруг стебля, а не под корень, чтобы не смыть с них землю.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поухаживаем за нашими комнатными растениями. Оденьте фартуки. (воспитатель распределяет работу, контролирует деятельность детей, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с работой).
Воспитатель: Я добавила в воду удобрения – это витамины и питательные вещества для растения. Давайте польем их.
Ты водичка лей-лей,
Ты цветочек пей-пей.
Какие чистые стали наши комнатные растения.
Мы полили их и подкормили. Растения благодарят нас за заботу о них. Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.
Психологическая разгрузка
(звучит легкая музыка)
Воспитатель: Сели поудобнее, расслабились. Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим чистым, свежим воздухом и вдыхаем аромат чудесных цветов. Мы защитники этих растений и будем ухаживать за ними. А растения будут радовать нас своей красотой. Откройте глаза. Посмотрите, какая изумрудная, нежная зелень вокруг нас. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красот.
Вот мы и отдохнули.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Носы помогают нам дышать и чувствовать запахи, а животным добывать пищу.
Мы говорили о том, что главный орган дыхания человека – легкие. А растения дышат листьями. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем – углекислый газ. А растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Для роста растениям необходимы: свет, тепло, вода и питание. Мы ухаживали за комнатными растениями, ведь они очищают воздух и обогащают его кислородом, необходимым нам для дыхания.
Воспитатель: Мы с вами будем настоящими защитниками природы, будем ухаживать за комнатными растениями, и тогда воздух вокруг нас будет намного чище.