МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия деятельностью «Дыхание и воздух»

Валентина Ендальцева
Конспект интегрированного занятия деятельностью «Дыхание и воздух»

Занятие по ознакомлению с окружающим и опытнической деятельностью по теме :

Дыхание и воздух”

Воспитатель: Ендальцева Валентина Анатольевна

п. Мулино, Володарский р-н, д\с № 5

2015 г.

Программное содержание:

1. Показать детям необходимость дыхания для жизни всего живого на Земле: человека, растений, рыб, птиц, насекомых, животных.

2. Закрепить знания детей о процессе дыхания человека, растений, их главном органе дыхания.

Публикация «Конспект интегрированного занятия деятельностью „Дыхание и воздух“» размещена в разделах

3. Дать детям знания о том, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для дыхания людям, рыбам, животным, птицам, насекомым.

4. Показать детям условия, необходимые для роста комнатных растений: свет, вода, тепло.

5. Закрепить у детей правила полива и ухода за комнатными растениями.

6. Закрепить с детьми названия комнатный растений: кактус, колеус или крапивка, фикус, амазонская лилия, папоротник, глоксиния, узумбарская фиалка, китайская роза, герань.

7. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

8. Поддерживать у детей интерес к опытнической деятельности.

Оборудование: лейки с водой, таз с водой, тряпочки, щеточки, опрыскиватель, салфетки, фартуки.

Демонстрационный материал: карточки-модели на тему “Дыхание человека”, “Условия, необходимые для роста растений”, комнатные растения: кактус, колеус или крапивка, фикус, амазонская лилия, папоротник, глоксиния, узумбарская фиалка, китайская роза, герань, карточки с изображением животных, насекомых, птиц.

Ход занятия

I часть

У всех людей, у всех зверей,

Имеются носы,

Носы важны, носы нужны

Не только для красы!

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен нос?

Дети: Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.

Воспитатель: Давайте устроим чемпионат природы по чутью среди животных, кто же окажется чемпионом?

Дети: На 1-м месте собака-ищейка, на 2-ом - волк, а на 3-м – лиса.

Воспитатель: А птицы могут стать чемпионами?

Дети: Обоняние у птиц плохо развито.

Воспитатель: Птицы в нашем соревновании, конечно же, проиграют.

Кто среди насекомых отлично распознает запахи?

Дети: Отлично распознают запахи мухи, пчелы, муравьи и некоторые жуки.

Воспитатель: Кто среди насекомых может стать чемпионом?

Дети: Чемпионские медали заслужили бы бабочки.

Воспитатель: Да, бабочки чувствуют запахи за несколько сотен метров. А некоторые ночные бабочки чувствуют своих соплеменниц за 10 километров.

Чем чувствуют запахи насекомые?

Дети: Насекомые чувствуют запахи усиками-антеннами.

Воспитатель: В морях и океанах обитают тоже очень чуткие животные-рыбы. Стоит морякам бросить за борт кусок свежего мяса, очень скоро в воде появляются акулы. Акулы чувствуют наживу за несколько километров.

ОПЫТ:

Воспитатель: Ученые решили провести опыт. В лаборатории стояло 2 аквариума. В одном жили пескари, в другом – щука. Ученые взяли в пипетку несколько капель воды из аквариума со щукой и капнули эти капли в аквариум с пескарями. Капнули и даже растерялись: в пескарином царстве началась паника, рыбешки метались по аквариуму, выпрыгивали из воды, не зная, куда спрятаться от страшной зубастой щуки.

Тогда ученые набрали в пипетку воды из пескариного аквариума и накапали в аквариум щуки. Сонная щука немедленно проснулась, встрепенулась, рванулась вперед и долго пыталась разыскать пескарей-невидимок.

Мы с вами тоже умеем узнавать запахи.

ОПЫТ:

Что же лежало в этом пакете? (дети узнают запах хлеба, рыбы).

Носы у всех разные и неповторимые.

Многим животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Для чего нужен нос-клюв дятлу?

Дети: Дятел долбит клювом дерево, вытаскивая из-под коры насекомых-вредителей.

Если в лесу захворала сосна,

Если болезнь у сосны не ясна,

Доктор к сосне прилетит на заре,

Сядет на сук, постучит по коре.

В красном берете и белом халате

Лечит деревья заботливый дятел.

Воспитатель: Для чего нужен нос свинье?

Дети: Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивает корешки растений.

Воспитатель: Для чего комару нужен нос?

Дети: Комар своим носом-иголочкой сосет кровь.

Воспитатель: Что же слону служит носом?

Дети: У слона хобот – это рука, и нос, и душ в жаркую погоду.

Воспитатель: А попугаю как помогает крючковатый клюв?

Дети: Цепляясь крючковатым клювом, попугай лазает по веткам деревьев.

Воспитатель: А для чего нужен длинный клюв цапле?

Дети: Длинным клювом цапля ловит лягушек в болоте, опуская его под воду.

Воспитатель: А чем хорош нос у пеликана?

Дети: Пеликан рыбку поймает и в мешок отложит про запас, другую поймает – и опять в мешок. Какой запасливый!

Воспитатель: Чей же нос лучше?

Дети: Носы нужны не только для красы, носы помогают чувствовать запахи и добывать пищу.

II часть

Воспитатель: Носы помогают нам дышать. Дышим мы постоянно и не можем не дышать, даже если захотим. Давайте на несколько секунд задержим дыхание – надолго задержать его не возможно.

Назовите главный орган дыхания человека. (легкие) Легкие, как и сердце должны работать постоянно. Сердце перегоняет кровь, а легкие – воздух. В воздухе есть кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.

Дети, расскажите, как мы дышим.

Дети: Попадая в нос, воздух, обогащенный кислородом, очищается и согревается. В носу есть мельчайшие реснички, к которым прилипают пылинки и не дают им попасть в легкие. Дальше он попадает в трахею и бронхи, а потом в легкие – главный орган дыхания человека. Легких два. Они состоят из множества пузырьков, покрытых сетью кровеносных сосудов. Когда легкие заполняются воздухом, кровеносные сосуды всасывают весь кислород и отдают его крови. С кровью кислород разноситься по всему телу, чтобы оно могло дышать. Затем легкие выдыхают уже использованный воздух, в котором находится углекислый газ.

ОПЫТ:

Воспитатель: Легкие похожи на 2 воздушных шарика. Давайте глубоко вдохнем – легкие наполнились воздухом, грудь поднялась. А теперь выдохнем – воздух вышел, грудь опустилась. (руки детей на груди). Чувствуете, как поднимается и опускается грудь при дыхании?

ОПЫТ:

Воспитатель: Дышат ли растения?

Возьмите зеркальце и подышите на него. Что вы видите?

Дети: Зеркало запотело.

Воспитатель: А теперь посмотрите на растения. Мы его 3 дня назад накрыли банкой. Почему стенки банки запотели, покрылись капельками воды?

Дети: Растение дышит, поэтому стенки банки запотели.

Воспитатель: Людям для дыхания необходим кислород, а растениям? (углекислый газ). Расскажите, с помощью чего дышат растения, ведь у них нет носа.

Дети: Растения дышат листьями. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания.

Воспитатель: Какой опыт доказывает, что растения дышат с помощью листьев?

ОПЫТ:

Дети: Мы намазали с 2-х сторон лист амазонской лилии вазелином. Через некоторое время он завял. Ему стало трудно дышать.

Воспитатель: Как мы помогли листочку?

Дети: Мы убрали салфеткой вазелин с листа, и он опять стал упругим и здоровым.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Листья растений поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый всем живым существам для дыхания.

Физкультминутка

III часть

Загадка: Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный,

А когда он очень грязный,

Говорим: “Ах! Ох! Ух!”

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

Воспитатель: Очень важно дышать чистым воздухом. Что мы для этого делаем?

Дети: Мы проветриваем комнату, ухаживаем за комнатными растениями.

Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные растения?

Дети: Комнатные растения очищают воздух и обогащают его кислородом.

Воспитатель: Для чего в нашей группе и здесь в экологической комнате много комнатных растений?

Дети: Комнатные растения очищают воздух, увлажняют его и обогащают кислородом.

Воспитатель: Ребята, чтобы комнатные растения очищали воздух и радовали нас, мы должны ухаживать за ними. Посмотрите, нуждаются ли наши комнатные растения в уходе?

Дети: Землю нужно порыхлить, растения полить, помыть и подкормить.

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?

Дети: Чтобы вода и питательные вещества быстрее проникали к корням.

Воспитатель: Как нужно рыхлить землю?

Дети: Рыхлить землю нужно палочкой не глубоко, чтобы не повредить корни.

Воспитатель: Какие растения можно помыть под душем или побрызгать из опрыскивателя?

Дети: Растения с мелкими листьями можно побрызгать из опрыскивателя.

Воспитатель: Назовите эти растения.

Дети: Папоротник, колеус, аспарагус, бальзамин.

Воспитатель: Листья каких растений можно протереть тряпочкой?

Дети: Листья фикуса, амазонской лилии, кливии можно протереть тряпочкой и побрызгать на них.

Воспитатель: Как ухаживать за растениями с бархатистыми листьями?

Дети: Листья можно почистить щеточкой.

Воспитатель: Назовите растения с бархатистыми листьями.

Дети: Узумбарская фиалка, глоксиния, бегония.

Воспитатель: Как определить, нуждается ли растение в поливе?

Дети: Нужно потрогать пальчиком землю, если она сухая, то нужно растение полить.

Воспитатель: Можно ли поливать растения холодной водой из-под крана?

Дети: Нельзя поливать холодной водой растения, они могут заболеть и погибнуть. Вода должна отстоятся, согреться, насытиться воздухом.

Воспитатель: Как нужно поливать растения?

Дети: Воду нужно лить вокруг стебля, а не под корень, чтобы не смыть с них землю.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поухаживаем за нашими комнатными растениями. Оденьте фартуки. (воспитатель распределяет работу, контролирует деятельность детей, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с работой).

Воспитатель: Я добавила в воду удобрения – это витамины и питательные вещества для растения. Давайте польем их.

Ты водичка лей-лей,

Ты цветочек пей-пей.

Какие чистые стали наши комнатные растения.

Мы полили их и подкормили. Растения благодарят нас за заботу о них. Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.

Психологическая разгрузка

(звучит легкая музыка)

Воспитатель: Сели поудобнее, расслабились. Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим чистым, свежим воздухом и вдыхаем аромат чудесных цветов. Мы защитники этих растений и будем ухаживать за ними. А растения будут радовать нас своей красотой. Откройте глаза. Посмотрите, какая изумрудная, нежная зелень вокруг нас. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красот.

Вот мы и отдохнули.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: Носы помогают нам дышать и чувствовать запахи, а животным добывать пищу.

Мы говорили о том, что главный орган дыхания человека – легкие. А растения дышат листьями. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем – углекислый газ. А растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Для роста растениям необходимы: свет, тепло, вода и питание. Мы ухаживали за комнатными растениями, ведь они очищают воздух и обогащают его кислородом, необходимым нам для дыхания.

Воспитатель: Мы с вами будем настоящими защитниками природы, будем ухаживать за комнатными растениями, и тогда воздух вокруг нас будет намного чище.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов 1. Экскурсии в краеведческую библиотеку – музей, детскую библиотеку (выставки, посвященные 70-летию Победы) Ноябрь 2014 – май 2015 2 Встречи.

Презентация для детей среднего и старшего дошкольного возраста к Дню города «Мой любимый Петербург» Презентация к тематическому циклу "Мой город" по ознакомлению с родным городом. Презентацию можно использовать на занятиях по развитию речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия деятельностью «Дыхание и воздух»
Опубликовано: 18 января 2015 в 19:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД