Папки-передвижки

Занятие по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) «Вулкан на яйцах»

Ольга Федорако
Занятие по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) «Вулкан на яйцах»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Приморского района

Санкт-Петербург

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ВУЛКАН НА ЯЙЦАХ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Воспитатель: Федорако Ольга Игоревна

г. Санкт-Петербург,

2021 г.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Речевое развитие :

Публикация «Занятие по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) „Вулкан на яйцах“» размещена в разделах

расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. ;

Познавательное развитие :

развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана);

Социально-коммуникативное развитие :

воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Физическое развитие :

развивать крупную моторику, выполнять движения в соответствии с текстом

Художественно-эстетическое развитие :

развивать фантазию, восприятие цвета

Материал:

Яйцо в подставке, сода, пищевые красители, уксус, шприцы большие и малые, трубочки, перчатки.

Оборудование: видеозапись «Детям о вулканах», иллюстрации с изображениями строения вулкана и горной местности, запись физминутки Чударики, раскраски с изображением вулканов, карандаши цветные.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, беседа «Что такое глобус?».

Ход :

Вводная часть: попросить помочь, выставить на столы материалы для опыта и большую коробку. После того как дети заинтересуются, что и для чего загадать загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Как изучишь все бока

Расписного колобка,

Так узнаешь, где Дунай,

Где Кавказ, а где – Китай

(ответ детей)

Основная часть:

Глобус – это уменьшенная копия нашей Земли

В- Верно. Давайте вспомним, что означают разные цвета на глобусе (синий – реки, моря и океаны, зелёный – леса, жёлтый – степи и пустыни, а коричневый – это горы).

В- Ребята, как вы думаете, почему у на столе у нас сегодня снова стоит глобус?

Ответы детей…

В- Да, мы сегодня отправимся в путешествие в горы. В этом нам поможет глобус. На земном шаре горы занимают около половины суши, мы это видим на глобусе коричневым цветом.

Возможные высказывания детей, о том, что они их видели или бывали на горах с родителями.

( Рассказ воспитателя о крупных горных массивах нашей страны: Уральские горы, Кавказские горы. Рассказ сопровождается показом иллюстраций с изображением гор.)

Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в Уральских горах – уральском поясе богатств не сосчитать.

С севера на юг протянулись Уральские горы, это очень древние горы. С ними связано много легенд и преданий, которые дошли до наших времён. Вот одна из них: «Легенда об Уральских горах»

В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви. Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке.

Однажды, приехал в эту страну чужеземец с именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и увидел там красавицу сестру братьев Аэлиту. Влюбился чужеземец в красавицу и решили они бежать из страны каменных людей. Утром братья бросились в погоню, и догнали их на вершине одной из гор, Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.

С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань-Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев».

В- Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Они производят на людей впечатление, запоминающееся на всю жизнь. Каждая вершина неповторима, каждый поворот ущелья кажется интересным и притягивает к себе. Хочется подниматься в горы все выше и выше, туда, где на вершинах сверкают снега, переливаются на солнце ледники, воздух хрустально чист и прозрачен, и оттуда, с высоты птичьего полета, посмотреть на окружающий мир. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди.

В- А как нам лучше это сделать?

Ответы детей…

В- Все верно мы с Вами полетим на самолете, предлагаю нам пристегнуть ремни (дети образно пристёгивают ремни) и отправиться в горы.

Звучит аудиозапись взлетающего самолёта. Физминутка Чударики-Самолет.

В- Вот мы и в горах. Посмотрите, как красивы и величественны горы! Горы хранят в себе много запасов глины, нефти, песка, мела, воды и многое другое. Послушайте, а что еще может происходить в горах:

В- Загадывает загадку

Снаружи-снежная гора, внутри-огонь и жуткая жара.

Как вырвется огонь наружу, заполонит дым всю округу.

Так кто же этот великан? Он называется ***

(ответы детей)

В- Все верно, молодцы. Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится внутри нашей земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.

В- Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

- Давайте рассмотрим строение вулкана.

Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус, треугольной- ответ детей). На самой вершине вулкана находится кратер.

Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Дети рассматривают картинку с изображением вулкана.

- А сейчас давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана.

Дети смотрят видеозапись извержения вулкана : вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

- Интересно! Хотите самостоятельно проделать опыт, который раскрывает суть извержения вулкана? (Да, ответ детей)

- Давайте посмотрим, что для этого нам понадобиться:

- Нашу гору, нам заменит яйцо, которое мы заготовили заранее, насыпаем ложку соды, капаем краситель.

- Из чего сделаем жерло вулкана? Посмотрите на предметы лежащие перед Вами.

Ответы детей…

В- Все верно, вставляем аккуратно. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.

После того, как дети заполнят яйца содой и нальют краситель, вставят трубочку, воспитатель берет большой шприц с уксусом, просит детей немного отойти от столов и наливает уксус в трубочки.

В- Что мы наблюдаем? Мы с вами видим самое настоящее извержение вулкана.

В- Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается, бурно, а после спокойно.

Ответы детей…

В- Ну вот и пришло время возвращаться обратно: звучит аудиозапись взлетающего самолёта. Дети приземляются снова в садике.

Заключительная часть:

В- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными или путешественниками! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

В- А что запомнилось вам больше всего из нашего путешествия?

(ответы детей)

В- На память о нашем знакомстве с вулканами предлагаю вам нарисовать самим или раскрасить самые красивые горы и вулканы! Воспитатель раздает раскраски, листы и карандаши детям.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Опытно-экспериментальная деятельность  «Статическое электричество и свет»Опытно-экспериментальная деятельность  «Статическое электричество и свет» Электричество — это одно из самых странных понятий для дошкольников. На вопрос: «Что такое электричество?», каждый из нас легко получит.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом» Методическая разработка. Опытно –экспериментальная деятельность: вода под микроскопом с использованием цифрового микроскопа Levenhuk Цель.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность с мандарином «Оранжевое чудо»Опытно-экспериментальная деятельность с мандарином «Оранжевое чудо» Предновогодний эксперимент с плавучестью Для опыта нам понадобиться три прозрачных стакана, вода и мандарины. 1. Берем один мандарин и.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) «Вулкан на яйцах»
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 14:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД