Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»

Елена Фатеева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»

Задачи: Помочь детям понять духовную культуру русских и бурят, формировать представление об обычаях, традициях этих народов, воспитывать патриотические и нравственные чувства.

Предварительная работа: беседы с детьми о Сагалгаане, о Масленице. Чтение художественной литературы, рассматривание карты России.

Работа с родителями: Составление рассказов о Сагалгаане и о Масленице.

Материалы и оборудование: презентация «Традиции и обычаи русских и бурят», аудиозапись «Ехор», звуки балалайки и хура, пазлы «Национальные костюмы»

Ход занятия

1. – Ребята, древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

А вы как понимаете, что такое Родина? (ответы детей)

Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.

Прочтение стихотворения Т. Боковой «Родина» (Алиса)

Родина слово большое большое

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес

В нем уменьшается ровно пол-мира

Мама и папа, соседи, друзья

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я.

Зайчик солнечный в ладошке

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина!

-У каждого человека есть Большая Родина – это страна, в которой он живет и Малая Родина – это край, в котором он родился. У нас с вами Большая Родина – это (Россия, а малая Родина – это? (Бурятия).

Прочтение стихотворения Цыден Житмитова «Бурятия» (Оюна)

За Байкалом страна в три солнца

Расстелилась и тут и там

Где улусов твоих оконца

Ярко светятся по утрам

Солнца блик в Селенге играет

Нет на свете тебя родней

По земле я родной шагаю

Что зовется – Бурятией.

Не любить тебя невозможно

Я влюбилась в твои края

И люблю я тебя безбожно,

Дорогая Бурятия!

-Ребята, посмотрите на карту, вот наша страна Россия, а вот наша Республика Бурятия. Бурятия – многонациональная республика, в ней проживают применрно170 национальностей, таких как татары, эвенки, украинцы, армяне и еще многие другие. Но конечно основные национальности – это русские и буряты.

Прочтение стихотворения «Русский и бурят»

Как гласит преданье

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят

Русский земледелец

Возле Ангары

Ковырял лопатой

Кочки да бугры

Пас бурят отару

Где-то в стороне

И к нему подъехал

Русский на коне

«Санбайну!» - гортанно

Прокричал бурят

Это означало «Здравствуй, русский брат»

Русский улыбнулся

И сказал «Привет»

С незнакомым другом

Разделил обед

С той поры частенько

Виделись они

Ближе у обоих

Не было родни!

2. –Ребята, у каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые переходят из поколения в поколение. И сегодня мы с вами поговорим про некоторые из них у русских и бурят.

А начнем мы с национальных праздников этих народов. Сагалгаан – это национальный праздник какого народа (бурят)

Рассказ ребенка о празднике.

«Сагалгаан – это буддийский Новый год или праздник Белого месяца. Он символизирует начало весны, обновление природы и человека. На Сагалгаан обязателно накрывают богатый стол с различными вкусностями. На столе обязательно должна быть беклая пища, символ чистоты.

Первый день Белого месяца встречают дома, в кругу семьи.

На второй день, младшие поздравляют старших и дарят им подарки. Сагалгаан длится один месяц.»

А Масленица – это чей национальный праздник? (русских)

Рассказ ребенка о празднике.

«Скоро конец зимы. Провожать Зимушку будем на празднике, который называется Масленица. Масленица – это веселый, народный праздник, длится он целую неделю. Любят его и взрослые и дети. Люди встречают весну, играют в игры на свежем воздухе и просят прощения друг у друга. А еще обязательно пекут блины. А почему вы думаете пекут именно блины, а не пироги с оладушками? Да потому, что круглый и золотистый блин похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает.

- Вот мы прослушали рассказы о этих двух праздниках, но не надо думать, что каждая народность отмечает только свой праздник, нет, например Сагалгаан омечают и буряты и русские. А почему? (потому что мы живем на одной земле и должны уважать традиции разных национальностей).

(Игра: «Сагалгаан и Масленица»)

3. Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм.

Раньше, лет сто назад и русские и буряты ходили только в своих национальных одеждах. Но и сейчас на праздниках, например таких как Сагалгаан и Масленица можно встретить людей в национальных костюмах.

Давайте рассмотрим эти костюмы:

Русский костюм (девочка) – это рубаха-блузка с объемными рукавами, цветной сарафан, кокошник и высокие сапоги. Мальчик – это рубаха-косоворотка, шаровары, головной убор – картуз и высокие сапоги.

Бурятский костюм: головной убор конической формы – малхэ; дэгэл – род кафтана, из выделанных овчин зимой, а летом из легкой ткани, обувь называлась гуталы.

У бурят есть такой обычай: сначала они одевают гуталы, затем дэгэл, причем застегивают его, начиная с нижней пуговицы, завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают шапку малхэ. Это делается для того, чтобы жизнь была долгой, долгой.

Игра (пазлы «собери костюм»)

4. Есть у каждого народа и свой национальный музыкальный инструмент. А может быть кто-нибудь знает какие национальные инструменты у русских и бурят? У русских – это балалайка, а у бурят – это хур.

- Ребята, я предлагаю вам послушать как звучат эти инструменты и угадать, где какой. Прослушивание.

5. Итоги занятия: - ребята о чем мы с вами сегодня разговаривали? Что узнали нового и интересного? Что вам больше всего понравилось?

6. А в конце нашего занятия я предлагаю вам станцевать бурятский национальный танец – ехор. Это танец дружбы и мира, согласия.

Прикреплённые файлы:

4gr_16og2.pptx | 3162,45 Кб | Скачан: 26
 
Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Посиделки. Традиции и обычаи наших предков» Цель: Создание условий для приобщения детей к культуре русского народа. 1. Обучающие задачи: Познакомить детей с народными обычаям. Активизировать.

Проект «Традиции и обычаи народов Самарской области» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Высокое муниципального района.

Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа» Методическая разработка педагога дошкольного образовательного учреждения «Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми.

НОД по познавательному развитию «Мои традиции, корни» в старшей группе Цели и задачи: 1. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей; 2. Познакомить детей, посредством.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Край, в котором мы живём». Познавательное развитие: Приобщение к социокультурным ценностям. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы».

Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями)Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями) К нам уже приходили в гости куклы: " Вера, Надежда, Любовь", "Кузьма и Демьян", " Санница", а сегодня к нам пришла кукла " Спиридон Солнцеворот".

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Традиции и обычаи русских праздников. Масленица-краса!Традиции и обычаи русских праздников. Масленица-краса! Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Что такое обида?» ЦЕЛЬ: способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений, развитию чувства коллективизма. ЗАДАЧИ • способствовать формированию.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 05:30
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...
Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01. 12. по 31. 12....