Елена Фатеева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру русских и бурят, формировать представление об обычаях, традициях этих народов, воспитывать патриотические и нравственные чувства.
Предварительная работа: беседы с детьми о Сагалгаане, о Масленице. Чтение художественной литературы, рассматривание карты России.
Работа с родителями: Составление рассказов о Сагалгаане и о Масленице.
Материалы и оборудование: презентация «Традиции и обычаи русских и бурят», аудиозапись «Ехор», звуки балалайки и хура, пазлы «Национальные костюмы»
Ход занятия
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русских и бурят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. – Ребята, древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».
А вы как понимаете, что такое Родина? (ответы детей)
Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.
Прочтение стихотворения Т. Боковой «Родина» (Алиса)
Родина слово большое большое
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес
В нем уменьшается ровно пол-мира
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина!
-У каждого человека есть Большая Родина – это страна, в которой он живет и Малая Родина – это край, в котором он родился. У нас с вами Большая Родина – это (Россия, а малая Родина – это? (Бурятия).
Прочтение стихотворения Цыден Житмитова «Бурятия» (Оюна)
За Байкалом страна в три солнца
Расстелилась и тут и там
Где улусов твоих оконца
Ярко светятся по утрам
Солнца блик в Селенге играет
Нет на свете тебя родней
По земле я родной шагаю
Что зовется – Бурятией.
Не любить тебя невозможно
Я влюбилась в твои края
И люблю я тебя безбожно,
Дорогая Бурятия!
-Ребята, посмотрите на карту, вот наша страна Россия, а вот наша Республика Бурятия. Бурятия – многонациональная республика, в ней проживают применрно170 национальностей, таких как татары, эвенки, украинцы, армяне и еще многие другие. Но конечно основные национальности – это русские и буряты.
Прочтение стихотворения «Русский и бурят»
Как гласит преданье
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры
Пас бурят отару
Где-то в стороне
И к нему подъехал
Русский на коне
«Санбайну!» - гортанно
Прокричал бурят
Это означало «Здравствуй, русский брат»
Русский улыбнулся
И сказал «Привет»
С незнакомым другом
Разделил обед
С той поры частенько
Виделись они
Ближе у обоих
Не было родни!
2. –Ребята, у каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые переходят из поколения в поколение. И сегодня мы с вами поговорим про некоторые из них у русских и бурят.
А начнем мы с национальных праздников этих народов. Сагалгаан – это национальный праздник какого народа (бурят)
Рассказ ребенка о празднике.
«Сагалгаан – это буддийский Новый год или праздник Белого месяца. Он символизирует начало весны, обновление природы и человека. На Сагалгаан обязателно накрывают богатый стол с различными вкусностями. На столе обязательно должна быть беклая пища, символ чистоты.
Первый день Белого месяца встречают дома, в кругу семьи.
На второй день, младшие поздравляют старших и дарят им подарки. Сагалгаан длится один месяц.»
А Масленица – это чей национальный праздник? (русских)
Рассказ ребенка о празднике.
«Скоро конец зимы. Провожать Зимушку будем на празднике, который называется Масленица. Масленица – это веселый, народный праздник, длится он целую неделю. Любят его и взрослые и дети. Люди встречают весну, играют в игры на свежем воздухе и просят прощения друг у друга. А еще обязательно пекут блины. А почему вы думаете пекут именно блины, а не пироги с оладушками? Да потому, что круглый и золотистый блин похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает.
- Вот мы прослушали рассказы о этих двух праздниках, но не надо думать, что каждая народность отмечает только свой праздник, нет, например Сагалгаан омечают и буряты и русские. А почему? (потому что мы живем на одной земле и должны уважать традиции разных национальностей).
(Игра: «Сагалгаан и Масленица»)
3. Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм.
Раньше, лет сто назад и русские и буряты ходили только в своих национальных одеждах. Но и сейчас на праздниках, например таких как Сагалгаан и Масленица можно встретить людей в национальных костюмах.
Давайте рассмотрим эти костюмы:
Русский костюм (девочка) – это рубаха-блузка с объемными рукавами, цветной сарафан, кокошник и высокие сапоги. Мальчик – это рубаха-косоворотка, шаровары, головной убор – картуз и высокие сапоги.
Бурятский костюм: головной убор конической формы – малхэ; дэгэл – род кафтана, из выделанных овчин зимой, а летом из легкой ткани, обувь называлась гуталы.
У бурят есть такой обычай: сначала они одевают гуталы, затем дэгэл, причем застегивают его, начиная с нижней пуговицы, завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают шапку малхэ. Это делается для того, чтобы жизнь была долгой, долгой.
Игра (пазлы «собери костюм»)
4. Есть у каждого народа и свой национальный музыкальный инструмент. А может быть кто-нибудь знает какие национальные инструменты у русских и бурят? У русских – это балалайка, а у бурят – это хур.
- Ребята, я предлагаю вам послушать как звучат эти инструменты и угадать, где какой. Прослушивание.
5. Итоги занятия: - ребята о чем мы с вами сегодня разговаривали? Что узнали нового и интересного? Что вам больше всего понравилось?
6. А в конце нашего занятия я предлагаю вам станцевать бурятский национальный танец – ехор. Это танец дружбы и мира, согласия.