Получи документы

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»

Елена Фатеева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: Помочь детям понять духовную культуру русских и бурят, формировать представление об обычаях, традициях этих народов, воспитывать патриотические и нравственные чувства.

Предварительная работа: беседы с детьми о Сагалгаане, о Масленице. Чтение художественной литературы, рассматривание карты России.

Работа с родителями: Составление рассказов о Сагалгаане и о Масленице.

Материалы и оборудование: презентация «Традиции и обычаи русских и бурят», аудиозапись «Ехор», звуки балалайки и хура, пазлы «Национальные костюмы»

Ход занятия

Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русских и бурят“» размещена в разделах

1. – Ребята, древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

А вы как понимаете, что такое Родина? (ответы детей)

Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.

Прочтение стихотворения Т. Боковой «Родина» (Алиса)

Родина слово большое большое

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес

В нем уменьшается ровно пол-мира

Мама и папа, соседи, друзья

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я.

Зайчик солнечный в ладошке

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина!

-У каждого человека есть Большая Родина – это страна, в которой он живет и Малая Родина – это край, в котором он родился. У нас с вами Большая Родина – это (Россия, а малая Родина – это? (Бурятия).

Прочтение стихотворения Цыден Житмитова «Бурятия» (Оюна)

За Байкалом страна в три солнца

Расстелилась и тут и там

Где улусов твоих оконца

Ярко светятся по утрам

Солнца блик в Селенге играет

Нет на свете тебя родней

По земле я родной шагаю

Что зовется – Бурятией.

Не любить тебя невозможно

Я влюбилась в твои края

И люблю я тебя безбожно,

Дорогая Бурятия!

-Ребята, посмотрите на карту, вот наша страна Россия, а вот наша Республика Бурятия. Бурятия – многонациональная республика, в ней проживают применрно170 национальностей, таких как татары, эвенки, украинцы, армяне и еще многие другие. Но конечно основные национальности – это русские и буряты.

Прочтение стихотворения «Русский и бурят»

Как гласит преданье

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят

Русский земледелец

Возле Ангары

Ковырял лопатой

Кочки да бугры

Пас бурят отару

Где-то в стороне

И к нему подъехал

Русский на коне

«Санбайну!» - гортанно

Прокричал бурят

Это означало «Здравствуй, русский брат»

Русский улыбнулся

И сказал «Привет»

С незнакомым другом

Разделил обед

С той поры частенько

Виделись они

Ближе у обоих

Не было родни!

2. –Ребята, у каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые переходят из поколения в поколение. И сегодня мы с вами поговорим про некоторые из них у русских и бурят.

А начнем мы с национальных праздников этих народов. Сагалгаан – это национальный праздник какого народа (бурят)

Рассказ ребенка о празднике.

«Сагалгаан – это буддийский Новый год или праздник Белого месяца. Он символизирует начало весны, обновление природы и человека. На Сагалгаан обязателно накрывают богатый стол с различными вкусностями. На столе обязательно должна быть беклая пища, символ чистоты.

Первый день Белого месяца встречают дома, в кругу семьи.

На второй день, младшие поздравляют старших и дарят им подарки. Сагалгаан длится один месяц.»

А Масленица – это чей национальный праздник? (русских)

Рассказ ребенка о празднике.

«Скоро конец зимы. Провожать Зимушку будем на празднике, который называется Масленица. Масленица – это веселый, народный праздник, длится он целую неделю. Любят его и взрослые и дети. Люди встречают весну, играют в игры на свежем воздухе и просят прощения друг у друга. А еще обязательно пекут блины. А почему вы думаете пекут именно блины, а не пироги с оладушками? Да потому, что круглый и золотистый блин похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает.

- Вот мы прослушали рассказы о этих двух праздниках, но не надо думать, что каждая народность отмечает только свой праздник, нет, например Сагалгаан омечают и буряты и русские. А почему? (потому что мы живем на одной земле и должны уважать традиции разных национальностей).

(Игра: «Сагалгаан и Масленица»)

3. Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм.

Раньше, лет сто назад и русские и буряты ходили только в своих национальных одеждах. Но и сейчас на праздниках, например таких как Сагалгаан и Масленица можно встретить людей в национальных костюмах.

Давайте рассмотрим эти костюмы:

Русский костюм (девочка) – это рубаха-блузка с объемными рукавами, цветной сарафан, кокошник и высокие сапоги. Мальчик – это рубаха-косоворотка, шаровары, головной убор – картуз и высокие сапоги.

Бурятский костюм: головной убор конической формы – малхэ; дэгэл – род кафтана, из выделанных овчин зимой, а летом из легкой ткани, обувь называлась гуталы.

У бурят есть такой обычай: сначала они одевают гуталы, затем дэгэл, причем застегивают его, начиная с нижней пуговицы, завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают шапку малхэ. Это делается для того, чтобы жизнь была долгой, долгой.

Игра (пазлы «собери костюм»)

4. Есть у каждого народа и свой национальный музыкальный инструмент. А может быть кто-нибудь знает какие национальные инструменты у русских и бурят? У русских – это балалайка, а у бурят – это хур.

- Ребята, я предлагаю вам послушать как звучат эти инструменты и угадать, где какой. Прослушивание.

5. Итоги занятия: - ребята о чем мы с вами сегодня разговаривали? Что узнали нового и интересного? Что вам больше всего понравилось?

6. А в конце нашего занятия я предлагаю вам станцевать бурятский национальный танец – ехор. Это танец дружбы и мира, согласия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Посиделки. Традиции и обычаи наших предков» Цель: Создание условий для приобщения детей к культуре русского народа. 1. Обучающие задачи: Познакомить детей с народными обычаям. Активизировать.

Проект «Традиции и обычаи народов Самарской области» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Высокое муниципального района.

Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа» Методическая разработка педагога дошкольного образовательного учреждения «Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми.

НОД по познавательному развитию «Мои традиции, корни» в старшей группе Цели и задачи: 1. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей; 2. Познакомить детей, посредством.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Край, в котором мы живём». Познавательное развитие: Приобщение к социокультурным ценностям. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы».

Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями)Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями) К нам уже приходили в гости куклы: " Вера, Надежда, Любовь", "Кузьма и Демьян", " Санница", а сегодня к нам пришла кукла " Спиридон Солнцеворот".

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Традиции и обычаи русских праздников. Масленица-краса!Традиции и обычаи русских праздников. Масленица-краса! Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Что такое обида?» ЦЕЛЬ: способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений, развитию чувства коллективизма. ЗАДАЧИ • способствовать формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 05:30
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русских и бурят»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фатеева (УИ 308586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД