Ольга Мусаева
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию
в старшей группе : «Волшебный календарь.»
Подготовила и провела: воспитатель Мусаева О. Л.
Цель: закрепить конкретные представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об основных признаках времён года.
2. Учить детей видеть красоту природы и воспитывать желание беречь её. С помощью дидактического материала закрепить знания детей о домашних и диких животных.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Волшебный календарь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
3. Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе, любовь к родному краю.
4. Продолжать развивать диалогическую речь детей, активизировать и обогащать словарь детей.
Методы и приё мы: вводная беседа, вопросы, игровые приёмы, художественное слово (загадки, стихи); показ картин о временах года, музыка.
Материал к занятию : картины по сезонам года, два макета (зимний лес, дом, костюм Незнайки, набор игрушек (дикие и домашние животные, дидактическая игра «Овощи и фрукты», игра «Собери картинку», дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание серии картин «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты», «Грибы».
Ход занятия:
Воспитатель:
Я узнала, у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это всё моё, родное
Всех люблю на свете я
Это Родина моя!
Воспитатель задаё т вопрос детям: «Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?»
Ответы детей: моя семья, мой дом, моя страна, мой город, мой детский сад.
Воспитатель: Вы всё сказали правильно: и дом, и семья, и город –всё это наша Родина. А вы знаете, что природа, растения животные –это тоже наша Родина. И вот сегодня, для того, чтобы больше узнать о нашей Родине, где мы живём, мы отправимся на экскурсию. Вы поделитесь своими знаниями, возможно что-то узнаете нового. Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: А как вы думаете, на чём можно отправиться путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы сегодня отправимся на поезде, только он не простой, а волшебный. Он может нам показать все времена года за одно путешествие. Ведь это нельзя сделать на простом поезде. Ну что, отправляемся?
(стук в дверь, входит Незнайка)
Незнайка: Ой, здравствуйте! Как вас здесь много, кажется я попал не туда.
Воспитатель: Ребята, это же Незнайка, который ничего не знает и всё всегда путает. Незнайка, ты попал в детский сад. А куда ты шёл?
Незнайка: Я шёл к друзьям на день рождения, вот сейчас нарву цветов и побегу дальше.
Воспитатель: Незнайка, а ты думаешь сейчас растут цветы?
Незнайка: Конечно.
Воспитатель: Что ты, Незнайка. Сейчас зима. Ребята, сейчас можно найти цветы? Если нет, то почему?
Дети: (объясняют)
Незнайка: А вот я этого не знал.
Воспитатель: Ну если хочешь, то поехали с нами в интересное путешествие, ты много интересного узнаешь о временах года. Согласен?
Незнайка: Согласен.
Воспитатель: Ну что, ребята, оправляемся? Но чтобы поезд наш сдвинулся с места, нам надо назвать все времена года.
(дети называют, поезд движется под музыку)
Воспитатель: Остановка! Приехали! А чтобы узнать какое сейчас время года, отгадайте загадку.
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, раз это зима, то как называется эта остановка?
Дети: Зимняя.
(дети рассматривают картину с изображением зимы)
Воспитатель: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете?
Дети: (предположительные ответы)-снегопад, мороз, реки покрыты льдом, снег белый, деревья стоят «голые».
Воспитатель: Молодцы! А скажите, какие цвета преобладают зимой.
Дети: Белый, голубой, коричневый.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие два вида животных бывает (дикие и домашние). Ребята, вот здесь (показывает на стол) находятся животные: и дикие, и домашние. Но есть одна проблема, они все перепутались. Не знают, кто где живёт. Давайте возьмём по одному животному и поселим их в свои дома. Поможем животным? Незнайка, помогай нам тоже.
Дети: Да.
(дети берут по одному животному и располагают их туда, где они живут. Объясняя своё решение.)
Воспитатель: Сейчас посмотрим. (задаёт детям вопросы) А чем отличаются дикие животные от домашних, кому жить тяжелее?
Дети: Домашние животные живут рядом с человеком, без него они пропадут. А дикие живут сами по себе, сами себя кормят.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что есть такие медведи, которые не спят зимой. Это медведь-шатун. (рассказ о нём) Ну что Незнайка, тебе не скучно с нами?
(стихотворение ребёнка)
Воспитатель: Вот и пора нам, поезд отправляется. Остановка (рассматривание картины с изображением весны, звучит музыка, загадка)
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
Дети: Остановка весенняя (дети называют признаки весны-становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляется трава, распускаются листья на деревьях)
Воспитатель: Вы сказали всё правильно, становится теплее, всё тает, появляются первые цветы, выходят из своих укрытий насекомые. А вот какие цветы и какие насекомые, вы узнаете, выполнив ещё одно задание.
(дети собирают картинки-на столе на подносах лежат детали, даны целостные образцы (бабочка, ландыш, божья коровка)
Вы справились с заданием. Какие первые цветы вы знаете? Каких первых насекомых?
Дети: Цветы-мать и мачеха, ландыш, подснежник. Насекомые-божьи коровки, муравьи, бабочки.
Воспитатель: Ребята, все насекомые очень маленькие и беззащитные. А сколько радости они нам приносят, появляются с первыми весенними лучами. А радость и доброту мы с вами несём окружающим нас людям и это наша маленькая Родина, без любви к которой невозможна жизнь на Земле. Ну а ты Незнайка, понял, какие первые цветы появляются весной, их очень мало и их не надо рвать. Сорванные цветы быстро гибнут.
(стихотворение ребёнка о весне)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы в лесу вчера гуляли
И животных там видали.
Заяц прыгал и скакал,
Волк бродил его искал,
А медведь в берлоге спал.
Лиса хвостиком махала
И следы все заметала.
Белка прыгнула в дупло
Там и сухо, и тепло.
Всех, кого в лесу видали,
Мы сейчас вам показали.
(дети выполняют движения, соответствующие словам текста, имитируют движения диких животных)
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше. Остановка (рассматривание картины с изображением лета, звучит музыка)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Дети: Лето. Остановка «летняя».
Воспитатель: Давайте вспомним об основных признаках лета (солнце, жарко, много бабочек, жуков, птиц). Ребята, у вас у многих есть дачи и огороды. Вы знаете, что летом выращивают овощи и фрукты. Знаете, что фрукты растут в саду на деревьях, овощи в огороде на грядках. И вот вам ещё такое задание (в корзинке лежат овощи, фрукты и ягоды, вам надо распределить их по принципу «Что, где растёт.» Т. е. найти место каждому овощу и фрукту, где они растут. Незнайка, присоединяйся к нам.
(дидактическая игра)
Воспитатель: Ну, а теперь ты, Незнайка, скажи, как раскрашена природа летом.
Незнайка: отвечает.
(стихотворение ребёнка о лете)
Воспитатель: Вот ребята, осталась у нас с вами последняя остановка. Поехали.
Пустые поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает?
Дети: Осень. Остановка «осенняя» (рассматривание картин с изображением осени, звучит музыка, дети рассказывают об основных признаках осени (холодно, дожди, изменяется окраска листьев, листопад)
Воспитатель: Давайте назовём основные цвета осени.
Дети: Красный, жёлтый, оранжевый, коричневый.
Воспитатель: Все вы, наверное, ходили в лес за грибами. Какие 2 вида грибов бывают?
Дети: съедобные и несъедобные.
Воспитатель: А что значит съедобные?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Вот здесь у нас находится волшебная поляна, на ней растут разные грибы: и съедобные, и не съедобные. Вам надо собрать съедобные грибы и положить их в корзинку. А несъедобные пусть растут дальше. Незнайка помогай нам.
Воспитатель: Ну вот, Незнайка и ребята, наше путешествие закончилось. Много интересного мы увидели, вспомнили времена года. А ты, Незнайка, узнал, когда начинают появляться первые цветы и когда их больше всего?
Незнайка: Узнал, и не только это, а много ещё интересного.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Воспитатель: Правильно Незнайка, ты всё понял. А сейчас ребята помогут тебе сделать подарки для друзей-цветы. Только не живые, а из бумаги, изготовленные руками детей.
(аппликация, дарят Незнайке)
Незнайка: (благодарит детей)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось, как вы занимались сегодня. Вы у меня очень умные и очень добрые. Я поняла, что вы любите природу и знаете, как её беречь. Вы сможете помочь везде, где это потребуется.