Агиева Фанзия Фанузовна
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о магните.
2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие :
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Закреплять умение работать в команде.
Здоровье сберегающие:
1. Сохранять правильную осанку.
2. Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование: Технические средства – компьютер, проектор, экран. Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы для опытов (скрепки, монеты, шайбы, предметы из пластмассы, дерева, ткань, стаканы с водой, тарелки с крупой (на каждого ребенка, игрушка – солнце, посылка с письмом от Лунтика и т. д.
Ход образовательной деятельности:
Сегодня в нашу группу пришли гости, поздороваемся с ними.
Воспитатель: Посмотрите, к нам заглянуло солнышко и очень хочет поздороваться, согреть вас своим теплом. Поздороваемся с солнышком. (Дети передают друг другу солнышко)
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба - солнечный привет.
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе и солнечное настроение весь день. А сейчас, возьмёмся за руки и подарим друг другу и нашим гостям свою улыбку. Ведь добрая улыбка поднимает настроение. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам Лунтик прислал посылку, да не простую, а с загадкой (достаёте лист, на котором написана загадка)
Этот камень не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Этот камень назовите.
Ответ детей: магнит
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, Лунтик, не знает, что же это за камень такой и обратился к нам за помощью.
Вы хотите помочь Лунтику? Мы поможем ему познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Но прежде чем мы приступим к изучению магнита, нам необходимо узнать откуда же магнит появился? Об этом я сейчас вам расскажу. Хотите послушать?
Воспитатель: Я расскажу вам одну старую легенду (звучит спокойная музыка)
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этими камнями соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».
Понравилась вам легенда? (Ответы детей) Вот теперь можно приступать к изучению магнита. А где мы сможем это сделать? (Ответы детей) : В научной лаборатории.
Воспитатель: Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии?
Ответы детей: (Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники).
Воспитатель: - Что делают в лаборатории?
Ответы детей: (проводят опыты, эксперименты, изучают предметы)
Воспитатель: — Ребята! Вы хотите на некоторое время стать учеными — исследователями?
Воспитатель: Чтобы попасть в лабораторию нужно сказать волшебные слова и выполнить движение. (Топни, хлопни, повернись, в исследователя превратись).
- Посмотрите, я превратилась в старшего учёного, а вы стали моими помощниками и я вам приготовила бейджики с соответствующим обозначением.
Вот мы и пришли в научную лабораторию. Но для начала вспомним правила поведения, правила работы в лаборатории:
- внимательно слушать;
- работать на своих местах, не мешая другому;
- нельзя ничего брать в рот (скрепки, мелкие предметы);
- нельзя бегать, чтобы не уронить со стола предметы, не опрокинуть стаканы с водой.
Воспитатель: (Показывает магнит детям, дает потрогать)
• Какой на ощупь?
Дети: Гладкий, холодный.
• Твердый или мягкий?
Дети: твёрдый
• Какого цвета магнит?
Дети: серый, почти чёрный
• Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, я сейчас опущу магнит в воду, что произошло?
Дети: магнит утонул, значит, он тяжёлый.
Воспитатель: Итак, магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, он почти чёрный, тяжелый».
Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Ответы детей: Магнит притягивает предметы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.
А теперь посмотрите, какие предметы лежат у нас на столах?
Дети перечисляют:
1. кусочек ткани,
2. деревянный карандаш,
3. пластмассовая пуговица,
4. металлические скрепки и гайки.
Опыт № 1.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…
Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, гайка).
А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
металлические скрепки и гайки.
Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.
Опыт№2 «Задача на смекалку»
- Бросьте в стакан с водой железную скрепку. А теперь попробуйте достать скрепку, не намочив при этом рук. Как мы сможем это сделать (Предположения детей) (прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки и двигаем магнит со скрепкой по стенке стакана вверх).
Из этого опыта, что мы узнали о магните?
Вывод: Магнит притягивает через препятствия. Он может действовать через стекло и воду.
Опыт № 3 ТАНЕЦ СКРЕПОК.
(на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).
Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я магнит ставлю под картон и вожу им, что вы заметили?
Дети: скрепки двигаются за магнитом.
(Дети выполняют задание)
— Какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через картон.
Игра «Притягивает не притягивает»
Вы магниты – я буду показывать картинки с предметами, если предмет примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.
Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)
Опыт №4 «Задачка на сообразительность»
- У вас на столах тарелки с крупой. Под крупой что-то спрятано. Как можно быстро найти то, что на дне тарелки? (на ощупь, перебрать крупу, просеять, или с помощью магнита – если оно железное).
(Дети выполняют задание)
Вывод: Магнит притягивает все железное.
- Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.
- Давайте на нашей карте стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит.
— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
— Какими свойствами обладает магнит?
(дети называют свойства)
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Мы выполнили просьбу Лунтика, изучили свойства Магнита, а чтобы Лунтик тоже поближе познакомился с этим удивительным камнем, мы отправим ему посылку с магнитом и нашу карту со схемой.
Воспитатель: Мы с вами сегодня провели много интересных опытов и даже научились делать чудеса. На этом мы с вами не остановимся, ещё много опытов проведём в дальнейшем. Но пришло время возвращаться в детский сад. Давайте произнесём наши волшебные слова. (Топни, хлопни, повернись, снова в садике очутись).
Воспитатель снимает халат, очки, шапочку.
Ребята, предлагаю вам подвести итог занятия. Если вам наши опыты и эксперименты понравились, то вы берёте любую звёздочку – магнит и крепите на доске, а если опыты не понравились, то звезду не ставите. Мне тоже понравилось, как вы занимались и я вам приготовила небольшие подарки, вот такие магнитики – смайлики. (раздача подарков).