МАРИНА ПАНИНА
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Звук Ц.
• продолжать учить выделять звук «ц» в речи;
• продолжать учить определять его место в слове (в начале, в середине, в конце);
• закреплять навык проведения звукового анализа слова;
• развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
• упражнять в образовании множественного числа существительных;
• учить подбирать слова со звуком «ц»
Индивидуальные схемы, сигнальные фонарики, индивидуальные конвертики с заданием, мяч, картинки: «скворец», «скворечник».
1. Организационный момент
Публикация «Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
У каждого ребёнка карточка, с написанным слогом: по, ло, но, со, хо, во.
- Ребята, прочитайте свои слоги. Каждый из вас поднимет карточку, если услышит этот слог в слове. Слова: хохот, цветной, собирать, тепло, почки, первоцвет.
2. Знакомство со звуком Ц.
- Доскажите словечко:
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь… (весной)
- Весной возвращаются домой перелётные птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? (Дети перечисляют названия перелётных птиц). Одними из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает: ц – ц – ц.
3. Характеристика звука Ц.
- Давайте повторим песенку скворца: ц – ц – ц.
- Расскажите, какой звук Ц?
4. Упражнения в произношении.
Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытами стучит: «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.
- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап – цап – цап». И вторит ей: «цап – цап – цап». Повторите за скворцом.
- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып – цып – цып». Скворец вторит ей. Произнесите также.
5. «Сигнальщики».
- Посмотрите, какой сигнал показал скворец? Почему он не показал зелёный сигнал?
- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове услышите звук Ц.
Солнце птенцы весна
Тепло первоцвет листья
Цветной зелёные птицы
Скворцы скворечник
6. «Не ошибись».
- Скворец принёс вам приветики в конвертике. Откройте. Прочитайте задание. Определите, где живёт звук. Закрасьте квадрат тем цветом, которым мы обозначаем звук Ц. (Дети выполняют задание).
Физ. минутка:
Птички полетели
Крыльями махали
На деревья сели, вместе отдыхали
7. «Доскажи словечко»
-
Пока мы отдыхали, скворец придумал задание для вас. Вам нужно угадать слово, которое я пропущу в предложении. Будьте внимательны слово начинается со звука Ц.
На болоте живёт …. (цапля)
Курица зовёт своих… (цыплят)
В вазу поставили… (цветы)
У мамы на шее висит… (цепочка)
8. Звуковой анализ.
- Составьте схему слова птица
9. Формирование грамматического строя речи.
- Пока вы работали скворец наш заскучал. Давайте поиграем с ним в новую игру (игра с мячом).
«Один – много»
Скворец – скворцы цыплёнок – цыплята
Цапля – цапли яйцо – яйца
Птица – птицы птенец – птенцы
- Какой звук вы произносили в этих словах?
- Давайте ещё раз расскажем, какой звук Ц?
- Занятие наше закончилось, поблагодарите скворца за интересные задания, которые он для вас приготовил.