Папки-передвижки

Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Марина Разгуляева
Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

Конспект НОД в старше - подготовительной группе

с нарушениями речи на тему :

«Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Публикация «Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи „Составление описательного рассказа с опорой на схему“» размещена в разделах

Разгуляева М. Г.

Февраль 2024 г.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закреплять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Животные севера»

-Уточнить и активизировать словарь по темам.

-Учить детей самостоятельно составлять последовательность рассказа в графическом изображении.

-Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов с опорой на схему.

-Учит детей заучиванию стихов по мнемотаблице.

-Закреплять и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

-Формирование грамматической стороны речи : согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

-Формирование навыков чтения и письма

Коррекционно-развивающие задачи :

-Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, мелкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Коррекционно - воспитательные задачи:

-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, дружелюбия, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Аудиозапись песни синички, презентация, мнемотаблица «Белый мишка», конверт с письмом от Зимы, схемы-квадраты, простой карандаш, листы белой бумаги, шарики с заданием, дощечки для звукового анализа и составления букв и геометрических фигур, подарки, 2 корзинки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, скоро вы пойдёте в первый класс, давайте с вами вспомним правила поведения на занятиях. К чему мы должны стремиться, чтобы быть послушными и умными первоклассниками.

Дети:

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На занятье не зевать,

А работать, отвечать.

Чисто, верно говорим

И за речью мы следим!

Логопед: Итак, начнём. Сегодня мы с вами поговорим ( Аудиозапись: «Песня синички»)

Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? Чья это песенка, как вы думаете?

(дети предполагают, отгадывают, что это поет синичка)

Давайте посмотрим, действительно ли это так?

Слайд № 1 : «Синичка»

Логопед (обращает внимание на синичку) :

Дети, смотрите синичка. Она принесла нам письмо.

Вы хотите узнать, что в этом письме? (Да)

Сейчас мы узнаем от кого же нам синичка письмо принесла? Внимание!

Здесь загадка, отгадав ее, вы узнаете от кого это письмо.

Кто поляны белит мелом

И на окнах пишет?

Шьет пуховые перины,

Разукрасила витрины?

Дети: (Зима).

Слайд № 2: «Зима»

Логопед: Правильно. Внимательно слушайте, что нам пишет Зима.

Дорогие ребята! Я потеряла свою волшебную палочку. Помогите мне её найти. А помогут вам в этом волшебные комочки.

Логопед: Что будем делать ребята? Поможем Зиме?

Дети (озадачены, где взять снежки в комнате без снега, задают вопросы).

Логопед: Ребята, предлагаю вам найти у себя на столе, то, что напоминает вам снег.

Дети: (находят листы бумаги)

Логопед: Давайте вообразим, что это снег и будем делать из бумаги комочки-снежки, приговаривая волшебные слова.

(Дети вместе с логопедом мнут бумажные листы, делают комочки для игры)

Логопед и Дети:

«Ты снежок катай, катай

Зиме-матушке помогай!»

(Дети мнут бумагу руками, превращая её в шарик.)

Логопед: Вот наши воображаемые снежки готовы, повторяйте за мной волшебные слова:

«Ты катись, катись снежок!

Укажи нам путь, дружок.»

…Вот мы с вами и в лесу.

Слайд №3 «Зимний лес»

Логопед:

Давайте поиграем в снежки.

Придумывайте слова - признаки к слову снег и бросайте снежок в корзинку.

Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, липкий, нелипкий, твёрдый, мягкий, скрипучий, глубокий, ледяной, блестящий, лебединый, ослепляющий, алмазный, жемчужный…

Логопед: Какой свежий морозный воздух в лесу. Сделаем глубокий вдох носом, а выдох ртом.

… Ой, ребята мне показалось или на самом деле стало очень-очень холодно.

Слайд №4 «Северный полюс с белым медведем»

Логопед: Да, ребята, действительно мы оказались на Крайнем севере, и нас встречает хозяин снега и льда, кто?

Дети: Белый медведь.

Логопед: Белый медведь ждёт нашего рассказа о нём. И мы с вами должны, самостоятельно составить схему описательного рассказа.

Я буду задавать вам вопросы, вы будете отвечать и ответы размещать в квадратиках схемы. А Белый медведь будет следить за правильностью выполнения задания. Приготовились (у каждого ребенка карточки-схемы).

Логопед (выполняет работу на доске) :

- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)

Нарисуйте в квадрате №1 снежинку.

- Какой белый медведь? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).

Нарисуйте в квадрате №2 знак «?»

- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (продолговатое, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью).

Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.

- Какая голова у медведя? Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные.

Нарисуйте в квадрате №4 голову

- Какие у белого медведя лапы(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).

Нарисуйте в квадрате №5 лапы медведя.

- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, морские водоросли, иногда охотиться на тюленей, маленьких пингвинов).

Дети рисуют в кружочке №6 тарелку

- А как медведица заботится о медвежатах? Назовите слова-действия? (мама медведица заботится о медвежатах, кормит, согревает, роет берлогу из снега, учит охотиться.)

Напишите в квадрате № 7 слово мама (подгот., .

- А в последнем квадрате №8 мы нарисуем книгу. Догадались почему? (Белых медведей осталось очень мало. Охота на них запрещена, поэтому белые медведи занесены в Красную книгу.)

Дети рисуют в квадрате №8 книгу.

Логопед: - А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему – модель и самостоятельный рассказ детей со схемой и без неё).

Рассказ. Белый медведь.

Белый медведь живёт на севере, где много снега и льда, в Арктике.

Белый медведь большой, сильный, ловкий, хищный. Тело медведя покрыто густой, белой, пушистой шерстью. На вытянутой морде есть маленькие овальные уши, глазки – бусинки и носик чёрного цвета. Лапы у медведя сильные и когтистые, покрыты шерстью, поэтому не мёрзнут на льду и холодном снегу. Медведь питается рыбой, водорослями и мясом северных обитателей: слабыми тюленями и маленькими пингвинами. Медведица, мама белого медвежонка заботится о своих детках. Она учит их охотиться, согревает, роет берлогу в снегу, кормит. Белых медведей осталось мало. Охота на них запрещена. Белый медведь занесён в Красную книгу России.

Физминутка «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи, стоя в кругу)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,

руки разводят в стороны)

и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками, бегут по кругу)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Логопед: Порадуем Белого Мишку. Выучим стихотворение. А поможет нам таблица.

Белый мишка на рыбалку,

Не спеша идёт вразвалку.

Чует мишка-рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Логопед: Отправляемся дольше за снежком. Нам же надо найти волшебную палочку.

(берёт в руки снежок) :

«Ты катись, катись снежок!

Укажи нам путь, дружок.»

Слайд №5 «Ёлочка»

Логопед: Ребята, какая красивая елочка. На ней ещё остались шарики.

Думаю, ждёт нас задание, и правильность его выполнения поможет нам в поиске волшебной палочки.

На ваших шариках задания, постарайтесь выполнить правильно.

У каждого ребё нка на шарике задание: расставить согласно цифрам буквы и вписать слово в схему (подгот., раскрась цифры в соответствии с кружками (старшая).

Дети читают свои слова: зима, мороз, снег, сани, лыжи, шуба, валенки, снегоход, снеговик, холод, санки, каток.

Логопед: Молодцы, ребята. Много слов мы угадали, написали, прочитали. Все эти слова относятся к какому времени года? (Зиме).

Снимем усталость и проведем себе массаж.

Самомассаж

Вот на улице мороз! (дети потирают лобик)

Все потрите щеки, нос! (трут щеки нос)

Ни к чему нам бить баклуши, (постукивают подушечками пальцев по бороде)

Ну-ка, все потрите уши, (трут ушки)

Покрутили, повертели вот и уши отогрели (разминают уши)

По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)

По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)

Ножками потопали. (топают ногами).

Логопед:

И снова в путь.

Ты катись, катись снежок

Покажи нам путь дружок!

Слайд № 6 : «Лесная школа»

Снежок привёл нас в лесную школу.

Надо выполнить задание вместе с учениками - зверятами.

Для этого нам понадобятся волшебные дощечки.

Сейчас я буду называть вам звуки, а вы превращая звуки в буквы выкладывать их на волшебной дощечке.

Приготовились, ловите первый звук : З Дети с помощью резиночек выкладывают данную букву (подгот., старшая подгруппа выкладывают геометрические формы.

Второй звук: И

Третий: М

Четвё ртый: А

Логопед: Какое слово у нас получилось?

Дети: Мы получили слово ЗИМА

Логопед: Молодцы. Друзья, пока мы отдыхали, на полянке вырос сугроб снега. Ой, ребята, здесь кажется, под снегом что-то есть.

Дети: (откапывают волшебную палочку и корзинку со снежками)

Логопед: Наконец - то мы отыскали волшебную палочку Зимы. Зима будет очень рада, что мы ей помогли. А мы рады совершать добрые поступки. Вам понравилось?

А что больше всего вам понравилось? (выслушивает ответы детей)

Логопед: Но верится мне, что должно произойти ещё какое-то чудо!

Если есть волшебная палочка, то попробуем поколдовать.

(Логопед берёт корзинку с комочками из бумаги, сделанными детьми в начале занятия)

Логопед: обводить вокруг корзинки волшебной палочкой, произносит слова:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахну

И комочки снежные

В конфеты превращу.

Дети берут снежки разворачивают… и получают сюрприз (конфетка, спрятанная в снежке из бумаги)

Логопед:

Нам уже пора возвращаться в детский сад.

До свиданья, зимний лес.

Много было здесь чудес,

Но и нам пора прощаться

В детский сад наш возвращаться!

Прикреплённые файлы:

zanjatie_qdlif.pptx | 1007,37 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке» Цели: - Формировать умение детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старше-подготовительной группе по развитию речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
Опубликовано: 5 марта 2024 в 08:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД