МААМ-картинки

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Антонова Татьяна
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Занятие по развитию речи знакомство с литературным произведением «Стрекоза и муравей».

Подготовительная группа.

Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России!Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И. А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Знакомство с басней И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“» размещена в разделах

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и всеми любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Картинки «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет :

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она :

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».—

«А, так ты.» — «Я без души

Лето целое всё пела».—

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

Беседа по басне :

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?

Почему муравей отказал в помощи?

Чем занималась стрекоза все лето?

Чем занимался муравей?

Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физкультминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил.

А как вы думаете, что общего есть в этих литературных произведениях? Чем похожи их главные герои?

- Правильно, герои этих произведений умели и любили трудиться. Ребята, а что означает слово «трудиться»?

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

- Вспомните, какими словами говорят о людях, которые все умеют делать очень хорошо?

О ком говорится в басне?

- О чём просила Муравья Стрекоза?

- Что ей ответил Муравей?

В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни.

А кого можно назвать Стрекозой?

- Басня – это поучительная история. Чему учит басня Крылова?

-Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:

- «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?

- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

- А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

-Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

-А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза О каком человеке так говорят? Показать движения стрекозы.

Физкульт минутка

Предлагаю детям показать попеременно полёт стрекозы, работу муравья

- А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

-Что же делать Стрекозе? Пусть каждый подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

- Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?

- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

-Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

У вас разные мнения и взгляды. Вы разные и мнения у вас разные.

-Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у И. А. Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка?

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Предлагаю детям разыграть басню по ролям. Подчеркиваю, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.

-Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?

-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?

-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?

Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья.

А как вы понимаете выражение «помертвело чисто поле»?

Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до Муравья

(Злой тоской удручена, к Муравью ползет она).

Как Стрекоза жила летом? Покажите.

А в басне она ползёт к Муравью, покажите, как.

А как же понять – «злой тоской удручена». На кого она злится?

Кто виноват? Давайте попробуем передать её мысли.

Что же делать Стрекозе? Есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем её подсказать, посоветовать.

А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

Почему он всё-таки не помог Стрекозе, не пожалел её?

Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую – кто считает, что он не прав. Потом мы эти решения обсудим.

Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются. А у Муравья можно найти плохие черты?

Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, петь весёлые песни? А у Муравья какая жизнь, всё лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, всё запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать.

Изобразите, как он работал летом.

Мне почему-то и Муравья жалко.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»? И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал – отдохни. Дети дают свои ответы только в микрофон.

Дети показывают «Стрекозу»

Заключительная часть

Деятельность детей Деятельность педагога Примечание

Я очень довольна вами: как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-своему, помогали друг другу.

Сегодня с нашей полки уйдут произведения Льва Толстого и займут место басни Крылова.

А так как басня учит трудолюбию, то здесь поставим ещё пословицы и поговорки о труде.

А вы довольны нашим занятием? Вам было интересно, трудно, непонятно?

Интересно – красная линия

Интересно, но трудно – зелёная

Скучно - коричневая Дети на листочках белой бумаги рисуют своё настроение фломастерами.

Публикации по теме:

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Осенние декорации к театрализованной постановке «Стрекоза и муравей»Осенние декорации к театрализованной постановке «Стрекоза и муравей» На днях в нашей подготовительной группе компенсирующей направленности " Золотой ключик" прошел осенний праздник, который мы (педагоги группы).

Мюзикл «Стрекоза и муравей», постановка детей подготовительной (разновозрастной) группы Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Постановка Спектакля «Стрекоза и Муравей»Постановка Спектакля «Стрекоза и Муравей» «Стрекоза и муравей». Сценарий музыкального спектакля по мотивам одноименной басни И. А. Крылова Выбегает под музыку сказочница «Цветочек».

Праздник осени в саду по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»Праздник осени в саду по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий осеннего праздника по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» старшей группы «Золотая рыбка». Ведущий: Снова осень, Снова.

Сценарий осенней сказки в старшей группе «Стрекоза и Муравей»Сценарий осенней сказки в старшей группе «Стрекоза и Муравей» Сценарий осенней сказки в старшей группе: «Стрекоза и Муравей» Цели и задачи праздника: развивать музыкальные способности детей в исполнении.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 20:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД