Евгения Брагина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
-познакомить детей с понятием древо (дерево) семьи;
-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Моя любимая семья!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
- учить понимать предложно – падежные конструкции : кем приходится девочка маме? и т. д.
-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
-побуждать согласовывать действия с речью.
- учить детей определять и находить родственные связи, составлять дерево своей семьи.
- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
- воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.
Методы:
Методы наглядные: рассматривание картинок, фотографий;
словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;
игровые: дидактические игры, игровое упражнение.
Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, древо;
добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый; родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая;
мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить.
Оборудование и инвентарь: сюжетная картина на тему : «Семья»; ребус «7 + Я»; предметные картинки: мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка, «кто, что делает», мяч, корзина, клей, заготовки-портреты близких людей, шаблоны дерева семьи.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевая игра «Семья», рисование медалей с членами своей семьи.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие друг друга «Доброе утро».
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Садитесь, пожалуйста. А чем же мы сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться, сами. На доске ребус, попробуйте его отгадать.
Ребус «7 +Я». Отгадайте – «Семья»
Сегодня мы будем говорить о семье.
2. Сегодня мы с вами поговорим о семье.
Как вы понимаете слово «семья»? ( Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы) :
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший)
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры)
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
3. Игра: «О ком я говорю?»
У вас на столе лежат картинки. Возьмите их в руки и расскажите по картинкам, кто у вас занимается этим в семье.
Например:
Кто вам варит кашу, супчик? (мама)
На машине кто везёт? (папа)
Кто покупает сладости? (мама)
Кто ходит на рыбалку? (папа)
Кто моет посуду? (мама)
Кто пылесосит ковер? (папа) и т. д.
А всех вместе как можно их назвать? Что это? (семья)
И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков (Движения сопровождаются текстом.)
4. Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире (разжимание и сжимание пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать. (руки в стороны, сжимаем пальцы)
Папа, мама, брат, сестренка (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки).
5. «Фотоальбом»
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нём
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых –
У нас у семейства большого.
Воспитатель. А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья).
Может, кто - нибудь хочет рассказать о своей семье : кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Расскажите и о них тоже.
Каждый рассказывает о своей семье по плану :
Наша семья состоит из … человек.
Мою маму зовут …. Она работает ….
Моего папу зовут …. Он работает ….
У меня есть брат, сестра …. Она учится или работает …
Меня зовут …. Я….
Наша семья …. (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)
Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.
Семья-это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
6. Разгадывание загадок.
А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?
Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.
Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.
Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это …»
(мама)
Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.
Свяжет варежки. Носки, напечет ватрушек.
Вы ответьте дружно мне. Кто же это?
(бабушка)
Руки сильные, большие, вихры как у меня.
Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.
Ну, вдруг обидит кто-то – защиту встанет он.
Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?
(папа)
Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.
Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.
У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.
Он, как мама и, как папа очень – очень любит вас.
(дедушка)
7. А сейчас хотите поиграть.
Физкультминутка «Мамины помощники»
Маме дружно помогаем (наклоны вперед - машем руками)
Сами в тазике стираем
И рубашки, и носочки,
И для сына, и для дочки
Через двор растянем ловко (потягивание – руки в стороны)
Для одежды три веревки.
Светит солнышко-ромашка, (потягивание – руки вверх)
Скоро высохнут рубашки (хлопки).
Молодцы, вот и поиграли. Садимся на места.
8. Дидактическая игра «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный).
У вас на столах лежат кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду и т. д.
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
9. Рассматривание плакатов «Родословное древо (дерево)»
- Мы сейчас с вами рассмотрим семейное дерево.
- Скажите пожалуйста, в семье кто, по вашему мнению, главный? (Тот, кто старше.)
Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом.
-Кто располагается на верхнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
- Кто располагается на нижнем ярусе древа? – дети.
- А какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.
10. Выполнение аппликации на тему «Моя семья».
Воспитатель предлагает, составить свое семейное древо, наклеив в пустых кружочках медальки с портретами своих близких, которые раннее вы нарисовали., возьмите их в конвертиках (Дети делают аппликацию).
Какие красивые, замечательный работы получились! Теперь у вас составлено настоящее древо вашей семьи.
11. Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? (ответы детей)
Давайте вспомним пословицы о семье.
«В своем доме и стены помогают.»
«В семье и каша гуще.»
«В гостях хорошо, а дома лучше.»
«Вся семья вместе, так и душа на месте.»
«Семейное согласие всего дороже.»
«При солнышке тепло, при матери – добро.»
«Нет милее дружка, чем родная матушка».
Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!
Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
А сейчас я вас сфотографирую вместе. Возьмите в руки ваши древа (деревья). И улыбнитесь.
Наше занятие закончено.