Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая семья!»

Евгения Брагина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая семья!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

-познакомить детей с понятием древо (дерево) семьи;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Моя любимая семья!“» размещена в разделах

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции : кем приходится девочка маме? и т. д.

-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

- учить детей определять и находить родственные связи, составлять дерево своей семьи.

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

- воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Методы:

Методы наглядные: рассматривание картинок, фотографий;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактические игры, игровое упражнение.

Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, древо;

добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый; родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая;

мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить.

Оборудование и инвентарь: сюжетная картина на тему : «Семья»; ребус «7 + Я»; предметные картинки: мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка, «кто, что делает», мяч, корзина, клей, заготовки-портреты близких людей, шаблоны дерева семьи.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевая игра «Семья», рисование медалей с членами своей семьи.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Приветствие друг друга «Доброе утро».

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Садитесь, пожалуйста. А чем же мы сегодня будем заниматься, попробуйте догадаться, сами. На доске ребус, попробуйте его отгадать.

Ребус «7 +Я». Отгадайте – «Семья»

Сегодня мы будем говорить о семье.

2. Сегодня мы с вами поговорим о семье.

Как вы понимаете слово «семья»? ( Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы) :

- С кем ты живёшь?

-Кто у вас в семье старший (младший)

- Для мамы с папой ты кто?

- А у тебя есть сестрёнка или братик?

- А для бабушки с дедушкой ты кто?

- У кого есть братья (сёстры)

- Они старше или младше вас?

- Чем занимаются твои мама и папа?

- Как ты помогаешь взрослым?

- С кем из членов семьи ты любишь играть?

- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

3. Игра: «О ком я говорю?»

У вас на столе лежат картинки. Возьмите их в руки и расскажите по картинкам, кто у вас занимается этим в семье.

Например:

Кто вам варит кашу, супчик? (мама)

На машине кто везёт? (папа)

Кто покупает сладости? (мама)

Кто ходит на рыбалку? (папа)

Кто моет посуду? (мама)

Кто пылесосит ковер? (папа) и т. д.

А всех вместе как можно их назвать? Что это? (семья)

И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков (Движения сопровождаются текстом.)

4. Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире (разжимание и сжимание пальчиков)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать. (руки в стороны, сжимаем пальцы)

Папа, мама, брат, сестренка (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки).

5. «Фотоальбом»

Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых –

У нас у семейства большого.

Воспитатель. А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья).

Может, кто - нибудь хочет рассказать о своей семье : кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Расскажите и о них тоже.

Каждый рассказывает о своей семье по плану :

Наша семья состоит из … человек.

Мою маму зовут …. Она работает ….

Моего папу зовут …. Он работает ….

У меня есть брат, сестра …. Она учится или работает …

Меня зовут …. Я….

Наша семья …. (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Семья-это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

6. Разгадывание загадок.

А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?

Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.

Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.

Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это …»

(мама)

Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.

Свяжет варежки. Носки, напечет ватрушек.

Вы ответьте дружно мне. Кто же это?

(бабушка)

Руки сильные, большие, вихры как у меня.

Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.

Ну, вдруг обидит кто-то – защиту встанет он.

Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?

(папа)

Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.

Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.

У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.

Он, как мама и, как папа очень – очень любит вас.

(дедушка)

7. А сейчас хотите поиграть.

Физкультминутка «Мамины помощники»

Маме дружно помогаем (наклоны вперед - машем руками)

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки,

И для сына, и для дочки

Через двор растянем ловко (потягивание – руки в стороны)

Для одежды три веревки.

Светит солнышко-ромашка, (потягивание – руки вверх)

Скоро высохнут рубашки (хлопки).

Молодцы, вот и поиграли. Садимся на места.

8. Дидактическая игра «Радость или огорчение?»

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный).

У вас на столах лежат кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду и т. д.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

9. Рассматривание плакатов «Родословное древо (дерево)»

- Мы сейчас с вами рассмотрим семейное дерево.

- Скажите пожалуйста, в семье кто, по вашему мнению, главный? (Тот, кто старше.)

Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом.

-Кто располагается на верхнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

- Кто располагается на нижнем ярусе древа? – дети.

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.

10. Выполнение аппликации на тему «Моя семья».

Воспитатель предлагает, составить свое семейное древо, наклеив в пустых кружочках медальки с портретами своих близких, которые раннее вы нарисовали., возьмите их в конвертиках (Дети делают аппликацию).

Какие красивые, замечательный работы получились! Теперь у вас составлено настоящее древо вашей семьи.

11. Итог занятия

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? (ответы детей)

Давайте вспомним пословицы о семье.

«В своем доме и стены помогают.»

«В семье и каша гуще

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

«Вся семья вместе, так и душа на месте.»

«Семейное согласие всего дороже.»

«При солнышке тепло, при матери – добро.»

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

А сейчас я вас сфотографирую вместе. Возьмите в руки ваши древа (деревья). И улыбнитесь.

Наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группе Цели: способствовать накоплению и обогащению представлений о семье, о празднике «День семьи, любви и верности», о его символе - ромашке;.

Конспект НОД по развитию речи «Моя любимая игрушка» в старшей группе Задачи: Учить составлять рассказ-описание о своей любимой игрушке, рассказывая последовательно, выразительно; Формировать уважительное отношение.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья» Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая семья!»
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 10:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя любимая семья!»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Брагина (УИ 2437495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД