Дементьева Галина
Занятие по развитию речи в старшей группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе
по теме: «Дикие животные зимой»
Цель:
Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных нашего леса.
Задачи:
-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей ;
-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему;
Образовательная область:
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие (экология)
-закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках, жилище;
– определять следы диких зверей;
– развивать тактильные ощущения;
– узнавать голоса животных и птиц.
Физическое развитие (физкультминутка, дыхательные упражнения);
– развивать двигательную активность детей, общую и мелкую моторику обеих рук;
Художественно – эстетическое развитие (использование музыкального сопровождения, иллюстраций с изображениями зимнего леса.
-развивать чувство прекрасного, опираясь на картины зимнего пейзажа;
Речевое развитие
-обогащать словарный запас детей,
– развивать связную, грамматически правильную речь,
– учить применять прилагательные, глаголы, предлоги по сюжету картины,
– формировать умение составлять рассказ описательного характера, опираясь на картинно-графическую схему;
-закрепить в речи детей названия диких животных.
Социально-коммуникативное развитие
– воспитывать любовь и бережного отношения к природе.
– формировать навыки взаимопонимания и доброжелательности.
Оборудование: презентация, набор картинок диких животных, схема рассказа о диких животных, картины зимнего леса, снежинка, следы зверей, магнитные доски, 2 конверта, письмо из Африки, музыкальное сопровождение :пение птиц в лесу.
Предварительная подготовка: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери к зиме готовились».
Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход:
(Дети с воспитателем входят в группу)
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
-С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
-Давайте улыбнемся друг другу, гостям и подарим им хорошее настроение.
-Ребята, сегодня утром почтальон принес для нас письмо. Давайте откроем конверт и прочтем его. (воспитатель открывает конверт, достает и читает).
-Посмотрите в конверте письмо, интересно от кого?
"Здравствуйте, ребята!
Пишут вам дети из Африки!
Мы живем в стране, где круглый год лето. И нам очень хочется узнать, что такое зима? Какие у вас есть дикие животные в вашей стране и как они выживают в холодную зимнюю пору?"
-Ребята, дети из какой страны нам написали?
-А мы, ребят, в какой стране с вами живем?
-В нашей стране есть зимой снег и морозы, а у людей в Африке зимой такая же жара, как и летом.
-О чем они просят?
-Давайте расскажем детям о зиме и о диких животных и отправим им фотографии. (воспитатель берет пустой конверт)
-Где живут дикие животные? (в лесу)
-У меня есть волшебная снежинка и если нам с вами дружно произнести волшебные слова, снежинка нам покажет зимний лес и мы сможем понаблюдать за животными и поиграть с ними.
-Вы согласны? Тогда закрывайте все глаза и начинаем произносить волшебные слова
-Раз, два, три
Зимний лес нам покажи!
(звучит музыка, дети произносят слова, в это время на доске появляется слайд зимнего леса).
-Ребята, открывайте глаза, вот мы и в лесу.
Восп. : Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит!
-Ребята, какое сейчас время года? (зима)
-Назовите приметы зимы, которые вы знаете.
Дети: солнце светит, но не греет, длинные ночи и короткие дни, сильные морозы, земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают метели.
1. Игра «Опиши красоту природы»
Ребята, полюбуйтесь красотой зимнего леса. Правда красиво зимой в лесу?
Предлагаю поиграть в игру у кого в руках окажется наша волшебная снежинка, тот скажет красивое слово о лесе. Как выглядит зимний лес, какой он? Например: Лес – волшебный. (таинственный, заснеженный, белый, пушистый, укрытый снегом, красивый, большой, густой)
2.«Загадки – отгадки».
-Ребята, я предлагаю узнать какие же звери живут в этом лесу.
1. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно это …
(Белка)
2. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Волк)
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
(Заяц)
Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
(Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее …. (Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
– Кто живет в лесу? (медведь, лиса, волк, белка, еж, заяц и т. д.)
– Как одним словом назвать этих животных? (дикими)
–Почему они так называются? (сами добывают себе еду, строят свои жилища, выкармливают детенышей).
-Подумайте и скажите, всех ли диких животных мы можем увидеть зимой?
Дети. Нет, не всех.
-Каких животных мы не встретим в лесу и почему?
Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
3. Рассказы про животных по схеме.
-А сейчас я вам предлагаю по схеме рассказать о животных (составление рассказа про животных по картинно-графическому плану, дети подходят к столу где лежат картинки с изображениями животных, берут любую карточку и описывают выпавшее животное, опираясь на схему, слайд схемы которой выводится на интерактивной доске)
Варианты ответов детей. По описанию животных проводится предварительная работа. (3-4 рассказа)
-Это заяц. У него круглая голова и длинные уши, короткий хвост. Задние лапы длиннее передних, это помогает ему при беге. Зимой меняет шубку на белую, чтобы можно было прятаться на снегу от хищников. Норку заяц не делает и живет под кустом. Зимой заяц ест кору деревьев, а летом траву, морковку, капусту. Для человека полезен заячий мех.
-Это медведь. У него большая круглая голова, маленькие круглые уши, большое туловище, короткий хвост. На лапах у медведя длинные когти. Лапы медведь ставит когтями внутрь, а пятками наружу, поэтому про него говорят - косолапый. Шерсть у медведя бурого цвета или коричневая. Живет медведь в берлоге. Летом и осенью медведь ест малину, грибы - накапливает жир.
-Это лиса. У лисы круглая голова, длинная мордочка, острые уши. Лапы тонкие, хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Живет лиса в норе. Охотится на зайцев и мышей. Польза человеку, это лисий мех. Из меха лисы шьют шапки, шубы, воротники.
-Это волк. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. У волка сильные лапы с крепкими когтями. Живет волк в логове, которое устраивает у водоема. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это волка прозвали "санитаром" леса.
-Это еж. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвостик. Тело ежа покрыто жесткими колючками. При опасности еж сворачивается в комок, и его нельзя взять, можно уколоться. Зимует еж в норке под корнем большого дерева. Питается еж грибами, ягодами, фруктами, жучками и червячками.
-Это белка. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах. Большой хвост, размером с саму белку. Осенью белка делает запасы на зиму. Запасает в дупле орехи, шишки, желуди, сушит грибы на сучках деревьев. Зимует белка в дупле.
-Молодцы,ребята! А сейчас давайте немного отдохнем. Вставайте в круг на ковре.
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (встать со стульев)
Наши пальчики встряхнуть. (встряхиваем кистями рук)
Поднимайте руки-вверх, (поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (подвигать ладонями вперед- назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках (ходьба на месте на носках)
Как лисы бродят по лесочку. (движения руками перед собой)
Волк озирается кругом (руки на пояс, повороты голлвы)
И мы головки повернем (влево, вправо)
Теперь садимся тише, тише (сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу (ходьба вперевалку)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда (погладить себя по животу)
А где достать не знал. (поднять плечи вверх и показать удивление)
5. «Четвертый лишний» (работа парами за столами)
-Ребята, а сейчас подойдите к любому столу. На каждом столе лежат карточки с изображением животных, вам нужно выложить диких животных в ряд перед собой, а карточку с лишним животным, который живет не в лесу взять в руки и рассказать почему это животное лишнее.
4. «Рассели животных.» (игра с мячом) Мы уже знаем с вами, что у каждого из лесных зверей в нашем лесу свое жилище. Давайте мы с вами расселим наших животных по своим местам, пусть они отдохнут.
Медведь живет, где? (в берлоге)
Волк живет где? (в логове)
Лиса живет где? (в норе)
Заяц живет где? (под кустом)
Еж живет где? (в норке)
-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями и рассказали все о зиме и о диких животных зимой. Спасибо нашей волшебной снежинке, что помогла нам все это увидеть.
Рефлексия.
Восп. : – Вам понравилось наше занятие?
-Что мы с вами видели?
- О ком мы с вами говорили?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Давайте подумаем, какие фотографии мы пошлем детям в Африку? (показ иллюстраций)
– Я пойду домой распечатаю фотографии отправлю письмо по почте детям в африку.
– У нас еще сюрприз. Тут орехи в корзинке. Угощайтесь дети. Это подарок от белки из леса.
– Спасибо большое!