Брыкалова Нина
Занятие по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
Поздняя осень
Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;
- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;
Развивающие :
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;
- развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;
Воспитательные:
- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;
- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность
художественного образа, передаваемого в музыке, художественном слове.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; Книга с дикими животными, аудиозаписи - музыка осени со звуками дождя.
Предварительная работа:
• Наблюдения за живой и неживой природой.
• Рассматривание картин и репродукций об осени.
• Чтение художественной литературы.
• Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие.
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй - встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждёт,
Когда друг к нему придёт.
«Здравствуй»,- я тебе скажу-
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
Это мой привет
Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» читает стихи:
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)
Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.
Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…
(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)
Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.
Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)
А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.
Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)
Как же одеваются люди в такую погоду?
- Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)
У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это?
(Ветер)
Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).
Физминутка:
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)
Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)
А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»
Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).
Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».
Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».
Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.