Антонина Салаева
Занятие по развитию речи «Зима» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
учить отвечать на вопросы, пересказывать текст, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи различные синтаксические конструкции ;
упражнять образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;
обогащать речь детей образными словами, выражениями, упражнять в подборе родственных слов к словам «снег», «зима», «лёд», активизировать словарь детей;
развивать логическое мышление;
прививать любовь к поэтическому слову;
воспитывать любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе.
Публикация «Занятие по развитию речи „Зима“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках, экскурсии.
Материал:
- иллюстрации с изображением зимнего леса;
- картинки животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка и домашних животных
-рисунок-схема «лес» и «дом», мяч, запись (звуки ветра).
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне и посмотрим в окошко. Какое время года у нас? Давайте вспомним некоторые особенности зимы. Я бросаю мяч и говорю слово, а вы продолжаете.
1. Игра «Продолжи».
Ударили. (морозы, хрустит. (снег, бушует. (вьюга, замерзли. (реки, скрипит. (снег, метут. (метели, падает. (снег, реки покрылись. (льдом, кружатся. (снежинки, намело большие. (сугробы,дети катаются на (санках,любим играть в. (снежки).
Теперь сядьте все красиво и покажите и мне, что вы готовы к занятию.
2. Отгадывание загадок.
Воспитатель: И начнем мы занятие со сказочной загадки,
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму, и подумайте, какие образные выражения, сравнения используются в загадке: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
- С кем сравнивается зима в этой загадке?
- Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь.
3. Подбор эпитетов.
Воспитатель: Ребята, представьте,что мы оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
деревья зимой какие? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий).
А еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала.
Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Давайте повторим, какие явления бывают зимой?
- Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите?
Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей)
4. Дидактическая игра «Чей хвост?».
Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост -. У лисы. У волка.
Поселите теперь животных в свой домик : домашних и диких (рисунки домиков).
Физминутка
Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. (Машут руками перед собой).
Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши, («ловят»).
Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).
5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне падает на землю. (снег).
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки).
На поселки, на лужок все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад) .
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки) .
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик) .
Рядом снежная фигурка - это девочка -. (снегурка) .
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири) .
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег).
- Какие слова вы добавляли? (снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).
- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.
Воспитатель. Такие слова называют родственные, они похожи по звучанию
6. Подберите похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
Воспитатель: Ребята,послушайте загадку:
Он совсем седой без ног,
На затылке – чугунок!
Вместо носа – шишка,
И метла под мышкой!
В какое время года мы можем слепить снеговика? (зимой)
Вам, наверное, будет интересно узнать, как снеговик кормил птичек? Об этом вы сейчас узнаете из рассказа «Веселый снеговик», который я вам прочитаю! (читаю рассказ)
7. Чтение рассказа «Веселый снеговик»
Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те кто по старше -большие комки катают, кто помладше – маленькие.
А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают.
Большой снеговик получился. Недели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц – глаза.
В руки снеговику дали дощечку. На нее насыпали семечек и хлебных крошек.
Увидели это птички – прилетели. Сели на дощечку. Стали крошки клевать, на ребят поглядывать.
Радуются ребята - вот как наш снеговик птичек кормит! А снеговик стоит, смотрит на всех и улыбается.
В этом рассказе передан забавный случай из жизни снеговика.
Что дали ребята в руки снеговику, которого слепили?
Что они насыпали на дощечку?
Кого кормил снеговик?
Подумайте, и покажите, как снеговик радуется, наблюдая за птичками?
(дети показывают)
Расскажите - какой он? (добрый, радостный, веселый)
Я прочитаю рассказ еще раз, а вы подготовитесь к пересказу.
Дети пересказывают текст 2-3 человека.
Понравилось вам, как пересказал текст Паша?
Слушайте внимательно, и скажите мне – кто рассказывал особенно интересно и выразительно?
8. Подведение итогов.