Елена Желтышева
Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Кот, петух и лиса» (пересказ русской народной сказки)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжать учить детей пересказывать сказку по цепочке, с опорой на план-схему.
2. Учить передавать эмоциональное состояние героев.
3. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
4. Продолжать работу над построением грамматически правильных предложений.
5. Расширять словарный запас.
6. Развивать высшие психические процессы.
Оборудование:
Публикация «Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе, Тема: „Кот, петух и лиса“ (пересказ русской народной сказки)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Кот, петух и лиса». Сказка
- Темочки
Игра: «Отгадай сказку», иллюстрации к сказке, текст сказки, план-схема, символы, музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 часть: Вводная.
- Дети, мы отправляемся в страну сказок. Какие сказки вы знаете?
- Назовите героев сказок?
- Молодцы. Сейчас мы окажемся на сказочной поляне, на ней прячутся названия сказок. Давайте рассмотрим верхний ряд.
- Что здесь нарисовано? (треугольники)
- Какого они цвета? (7 белых и 1 серый)
- В какой сказке мы читаем про семь одинаковых героев? («Волк и семеро козлят») /в случае затруднения переворачивается первая картинка/.
- Что изображено на второй полке? (3 коричневых квадрата) Как они расположены? (от большого к маленькому). В какой сказке 3 одинаковых героя разных по величине? (Три медведя)
- А кто отгадает, что за сказка прячется за тремя розовыми кругами? («Три поросенка»)
- А сколько фигур в следующем ряду? Как они называются? (прямоугольники). Какого цвета первый прямоугольник? (желтый) Как расположены прямоугольники? (От большого к маленькому)Что это за сказка в которой персонажи стоят друг за другом по росту. А в самом начале предмет желтого цвета? (Репка).
- Молодцы все сказки узнали.
2 часть: Основная.
- Сейчас мы с вами вспомним русскую народную сказку. Кто ее герои, узнаем отгадав загадки:
У кого усатая,
Морда полосатая
Спинка словно мостик,
За мостиком хвостик (КОТ)
- Как вы догадались?
Белые перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
Это? (ПЕТУШОК)
- Как вы узнали?
- Молодцы. Сказка наша называется «Кот, петух и лиса». Послушайте сказку. (Чтение сказки с показом иллюстраций).
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко-
Дам тебе горошку.
Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.
Петушок испугался. Закричал:
- Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.
На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку :
- Смотри, Петя не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то унесет тебя далеко. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела.
Петушок слушает и не выглядывает. Лиса говорит :
- Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?
Петя выглянул, а лиса его – цап – царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
- Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!
Кот услышал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.
На третий день собирается кот на охоту и говорит:
- Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь – не услышу.
Ушел кот на охоту. А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет.
А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит :
-. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано.
Петушок поверил, выглянул. А она его цап-царап – схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал – не слыхал его кот, и унесла петушка к себе домой.
Приходит кот домой, а петушка и нет.
Погоревал, погоревал кот – делать нечего. Надо идти выручать товарища – наверное, его лиса утащила.
Взял кот гусли и пошел товарища выручать.
И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот кот встал на крылечко, ударил в струны и запел. Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда – блины печет. Говорит лиса петушку :
- Ступай, Петя, погляди, кто там меня зовет, да скорей возвращайся!
Петушок выскочил на крыльцо, а кот схватил петушка, да и понесся домой что было мочи.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.
- Кто третий герой нашей сказки? (Лиса)
ИГРА : «Лисонька» сочетание речи с движением.
У лисы острый нос.
(Дети показывают двумя руками нос, соединяя пальцы ладоней уголком)
У нее пушистый хвост
(Волнообразные движения руками)
Шуба рыжая лисы
Удивительной красы
(Поглаживание воображаемой лисы)
Лиса павою похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
(Важно ходят, подняв голову, руками поглаживают грудь, живот).
(Игра проводится 2 раза).
- Понравилась вам сказка?
Давайте попробуем ее пересказать? Обозначить героев сказки помогут символы.
ИГРА: «Признаки животных»
- Давайте вспомним, какой петух в этой сказке? (.)Его мы обозначим красным треугольником. (Вводим символ).
- Что можно рассказать о коте, какой он? (.) Его мы обозначим серым кругом.
- Ну а что можно рассказать о лисе? (.) Ее будет обозначать оранжевый треугольник.
- Где жили кот и петух? Дом – это черный квадрат.
Послушайте эту сказку еще раз и запомните.
- А теперь при помощи схем составим план пересказа. С чего начинается сказка? Какая схема нам понадобится?
- Кто уходил утром из домика на охоту, а кто оставался? Какую схему возьмем?
- Кто пришел за петушком? Сколько раз приходила лиса за петушком? Какой схемой воспользуемся?
- Что случилось с петушком, куда унесла его лиса? Подберем схему.
- Что делал кот, как выручал товарища? Покажите нужную схему.
- Чем закончилась сказка, как стали жить кот и петух? Поставьте последнюю схему.
- Молодцы, вот план и готов. Кто хочет, опираясь на план пересказать сказку. (Пересказ по цепочке 1 раз)
3 часть: Итог.
- Кот и петух прислали нам свое фото. Давайте его соберем("Разрезные картинки" из иллюстраций). Молодцы.
- Ребята, понравилась вам в стране сказок?
- Какую сказку пересказывали? ("Кот, петух и лиса")
- Кто ее сочинил? (Русский народ)
- Что помогло вам ее пересказать? (План-схема)