МААМ-картинки

Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской. Лен-долгунец»

Татьяна Макаренкова
Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской. Лен-долгунец»
▼ Скачать + Заказать документы

«Синеглазая поросль земли Смоленской»

Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской»

Цель: Расширение представлений детей о Смоленщине, о традиционной сельскохозяйственной культуре - льне долгунце.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с культурным наследием земли Смоленской - выращиванием льна для одежды, еды, предметов быта.

2. Учить детей отличать эту культуру от других семян, показать предметы из льна.

Публикация «Занятие в рамках программы „Социокультурные истоки“ на тему „Культурное наследие земли Смоленской, Лен-долгунец“» размещена в разделах

3. Развивать чувства гордости за родной край, наш народ.

4. Вызвать интерес к творческой работе и эмоциональный отклик у детей.

Ход занятия:

Под музыкально сопровождение («Камаринская» М. И. Глинка) воспитатель с куклой в традиционном костюме Смоленской губернии встречает детей, становимся в кружок приговаривая «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся» Объявляю тему занятия. Сегодня занятие посвящено культурным традициям, ценностям нашей малой родины - Смоленщины.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла. Её зовут Смоляночка. Почему она так называется как вы думаете? У Смоляночки характерное для Смоленщины платье. Оно льняное, украшенное характерным геометрическим, красным рисунком. Это платье, как и другие костюмы: рубашки, сарафаны, нижнее белье сделано из растения, которое очень давно выращивают на Смоленщине.

Ребята, раньше люди к земле обращались как к матери. Поэтому говорили, «Матушка Земля». Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения, Михаила Александровича Дудина, а вы попробуйте догадаться о каком растении, я вам уже дала подсказку, что это будет растение, пойдет речь?

«И звонкой радостью колышет

Над полем полог навесной.

А в поле лен цветет. И дышит

Весь мир его голубизной».

Ребята, вы догадались, о какой идет речь?

Правильно – это говориться о льне, еще иначе говорят про лен -синеглазая поросль матери земли. Поля цветущего льна – особые, невероятные по красоте. Посмотрите на экран, какая красота, как будто небо спустилось на землю. На самом деле цветы у льна бывают разных оттенков от бордового, до желтого. Но на Смоленщине лен – долгунец цветет именно так, синим и голубым цветом. (показ слайда или картину).

Почва и климат Смоленской земли очень благоприятна для данного растения. Смоленский край называют «пасмурным оазисом» из – за многочисленных дождей и туманов. Наш смоленский поэт, Юрий Васильевич Пашков, в своем стихотворении писал:

«Родным подзолам

Скудным глинам,

Как сын он предан до конца,

У льна характер Славянина,

Достоинства и честь бойца!»

Он говорит о плохой почве, в которой может родиться только стойкое и сильное растение по духу. И этим растением оказался лен.

Лен очень древнее растение, его выращивают более двух тысяч лет.

Семена льна очень мелкие, гладкие, блестящие.

Игра «Найди семя льна» Сядьте за стол. На столе в чашечках семена, может вы знаете какие? (гречиха, горох, лен) Потрогайте все и подумайте где лен? (Дети трогают семена и изучают лен)

Сеяли лен мужчины, а вот все остальное делали женщины. Поэтому лен называют еще «бабий». То есть лен выращивать было женским занятием. Выращивание льна, эта трудоемкая сельскохозяйственная работа. Даже есть пословицы: «лен любит поклон», «лен вымотает – лен озолотит». К выращиванию, уборке и переработке льна привлекались все жители Смоленщины, начиная со школьного возраста. Лен не косят, его выдергивают с корнем, и теребят. Раньше это делали в ручную, а сейчас уже это делает сельскохозяйственная техника.

Воспитатель: Сейчас попробуем посеять лен.

Дети поют песенку про лен и выполняют логоритмичекие упражнения. (На ковре)

"Я посеяла ленку"

1 куплет

Я посеяла ленку при дорожке в уголку. (идут по кругу друг за другом имитируя бросания зернышек)

Припев:

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой

2 куплет

Вырос лён пребольшой, (стоят на месте поднимают руки вверх)

лён кудрявый зеленой. (вращают кисти рук над головой)

Припев.

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой

3 куплет

По дорожке кто ходил, кто мой лён повалил (ручки кладут на щечки и качают головой)

Припев.

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)

Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой

4 куплет

По дороженьке по той

Три да молодца прошли.

Привет: Ой лен,ты мой лен, лен кудрявый зеленой

Воспитатель:Ребята, а теперь внимательно посмотрите на герб нашего Смоленского края, что вы видите? Изображено ли там растение о котором мы сегодня с вами говорили? (показ герба, Смоленской области)

Совершенно верно, лен изображен на государственном символе Смоленской области. А стебель льна символизирует трудовые достижения смолян. Ведь наша Смоленщина взрастила много людей, которые трудились и трудятся во блага нашей с вами Смоленской земли.

Лен нас одевает. Изо льна получают очень ценную по своим свойствам ткань. Для наших предков никакая, рубаха не могла сравниться с льняной: зимой льняная ткань хорошо согревает, летом –охлаждает. У меня есть полотенца, которые остались от бабушки.

(Покажу красивые льняные вещи)

В наше время гости города считали, что приехав в Смоленск, нельзя не приобрести льняной сувенир или небольшой набор льняных изделий.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Из льняных веревок плели лапти. Лен нас кормит. Люди пекли вкусный хлеб и пышки. А льняное масло добавляли в пищу, оно тоже очень полезно и по сей день. А так же семя льна используют в лечебных свойствах: лечат нарывы, ожоги, желудочно-кишечные заболевания. Даже льняные отходы используют в качестве дров. Как говорили люди про лен «Сколько в поле не родиться, все в доме пригодиться».

Воспитатель: Вот такое прекрасное растение растет у нас на Смоленщине - синеглазая поросль земли Смоленской.

Давайте нарисуем льняное поле. Берите фломастеры.

(Звучит музыка. русскую народную песню «Уж мы сеяли, сеяли ленок»)

Публикации по теме:

«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Занятие проводится на основе книги для развития детей 3-4 «Добрая книга» Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Тип проекта: информационный Вид проекта: фронтальный (дети средней «Б» группы «Игралочка») Продолжительность: долгосрочный (на 2020-2021.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (Май) Май Категория «Труд души» Совместная деятельность с воспитателем -чтение рассказа Н. С. Шмелёва «Троица»; -чтение рассказа И. Д. Ушинского.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской. Лен-долгунец»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 22:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской. Лен-долгунец»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Макаренкова (УИ 888227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД