Марина Киселева
Занятие по экологическому воспитанию «Зелёные паруса»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Формировать начала экологической культуры.
2. Развивать способность к самоконтролю и самооценке своего поведения в природе.
3. Закреплять причинно – следственные связи в явлениях природы.
4. Совершенствовать умение высказывать свои мысли, выслушивать ответы других детей, находить общее решение.
5. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края.
Пособия для занятия :
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Зелёные паруса“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: макеты деревьев, корабля; озеро; поляна; костюмы: дерево дуб (мальчик, гусеницы (2 девочки); изображение земли (грустной и весёлой); муляж муравейника с муравьём.
Раздаточный материал: карточки: - лес после пожара; план – схема путешествия; карандаши коричневый и зелёный.
Предшествующая работа:
1. Знакомство детей с понятием «экология – это наука».
2. Работа по сюжетным картинкам: лес, озёра, реки, поляна, растения, животные, насекомые.
3. Чтение рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
4. Чтение стихотворения П. Синявский «Зелёная аптека»
5. Разучивание стихотворения В. Степанова «Про меня и муравья».
6. Обсуждение поведения в природе.
Ход занятия.
1 часть. Ситуация успеха.
На доске висит изображение Земли (грустное)
Вос. : Ребята как вы думаете, что такое экология?
Вариан. дет. : это наша природа ; экология знакомит нас с животными, насекомыми, рыбами, пресмыкающимися; с состоянием Земли.
Восп. : Хорошо ребята, правильно вы всё рассказали.
А вот послушайте, как говорит об этом учё нные : Экология – это наука об отношениях животных и растений к друг другу, и к окружающей среде т. е. к тому, что нас окружает на Земле. Вот у меня фотография «Земли». Ой, как вы думаете, почему Земля плачет?
Вариан. дет. : она плачет, потому что её стали загрязнять; много появилось заводов, и они отравляют воздух; вырубать лес, оставлять мусор везде; в реки стали сбрасывать отходы, химикаты; стали много убивать животных; стало происходить много взрывов и. д.
Восп. : А что же делать? Можем ли мы помочь? Вы бы не хотели, помочь нашей Земле.
Дети: Да.
Восп. : Тогда, отправляемся в дорогу. Мы станем экологической агитбригадой «Зелёные паруса». Надевайте зелёные ленты и в путь.
2 часть. Ситуация Поиска.
реб. Если долго–долго–долго
В самолёте нам лететь,
Если долго–долго– долго
На Россию нам смотреть…
реб. То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Обо всё м должны мы знать:
Как природой любоваться,
Как её нам защищать!
Восп. : Пора нам отправляться в путь по родному краю. А что поможет нам, найти правильный путь и не заблудиться.
Дети: План. (обращаются к карте)
Восп. : Правильно. Посмотрите на карту. Вот наш детский сад. Куда мы отправимся?
Дети: к озеру.
Восп. : проходите на корабль. Первая остановка у озера.
1-йреб. : (наклоняется, «зачёрпывает» воду ладошками).
Какая чистая водица!
Так и хочется напиться!
2-йреб. : Ой-ой-ой! Ты что, не знаешь?
Напьёшься - и козлёнком станешь!
1-й реб. Козлёнком? Как же быть?
2-й реб. Воду надо кипятить.
1-й реб. Почему? Не понимаю,
Речка чистая такая!
2-й реб. Потому вода такая,
Что здесь не разрешают…
Восп. : Ребята, скажите, чтоб сохранить озеро, море или речку чистой, чего нельзя делать?
Вариан. дет. : Не бросать мусор; нельзя мутить её; траву не мять; возле моря нужно отдыхать, смотреть, любоваться.
Восп. : А бывает на пути,
можно озеро найти.
Где раньше было так красиво!
И жили лебеди – вот диво!
Но озеро не пощадили
И воду быстро загрязнили.
Восп. : Но мы с вами уже знаем, как себя вести возле озера и расскажите это другим.
Восп. : Посмотрите план – схему. Куда мы дальше отправимся?
Дети: Мы поплывём до леса.
Восп. : Проходите на корабль. (звучит фонограмма «Голоса птиц). Ребята закройте глаза и представьте, что мы уже в лесу. Что вы видите?
Вар. дет. : я вижу дерево а на нём сидит сова; а я вижу под деревом грибы; я вижу белку скачущую по деревьям; я вижу муравейник, а муравьи тащат ветки и листочки; я вижу в лесу идёт дождь; я вижу в лесу ягоды…
Восп. : А что вы слышите?
Вар. дет. : пение птиц; я слышу, как ветерок шумит; я слышу, как сова ухает; я слышу треск деревьев; кто – то наступил на ветку; кто – то заблудился и кричит «Ау» и т. д.
Восп. : Что вы чувствуете?
Вар. дет. : я чувствую прохладу; а я чистый воздух; я чувствую как ветерок касается моей руки; чувствую страх, радость, а на меня упала капля дождя.
реб. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что ты шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
реб. (смотрит в бинокль). Вижу пожар! Лес горит!
Дети исполняют «Танец огня» (муз. А. Вивальди) с красными и жёлтыми лентами.
Вос. : Все на тушение огня!
Сколько деревьев сгорело!
Восп. : Ребята, а что нужно сделать чтоб вырос новый лес?
Дети: посадить.
Восп. : Давайте, попробуем посадить деревья так, чтобы было красиво. Какие могут расти деревья (лиственные, хвойные). Проходите к столу, там лежат карточки. На них изображено место, где был пожар. Вы нарисуете деревья, где бы вы хотели их посадить (работа по подгруппам).1-я гр. рисуют сами; 2-я гр. по контуру; 3-я гр. по трафаретам; 4-я гр. выкладывают фигуры.
Появляется «дубок» в центре зала.
В зале появляются две «гусеницы» - девочки.
1-я гусеница: Наконец – то мы у цели…
2-я гусеница: Доползла я еле – еле,
Утомилась, похудела…
Ведь с зимы совсем не ела.
1-я гусеница: Оглянись по сторонам!
2-я гусеница: Ну и что ты видишь там?
1-я гусеница: Вижу я зелёный лес.
Нас здесь ждут деликатесы.
Вон деревья – тут растут,
И листочки тут как тут.
2-я гусеница: Мы тихонько подползём
И все листочки обгрызём!
Направляются к деревьям, но останавливаются.
1-я гусеница: А вдруг, сестрица, птицы
Нас с тобой склюют?
2-я гусеница: Где ты птиц – то видишь тут?
1-я гусеница: Где ж они? Нет их!
2-я гусеница: Суди сама.
Нынче, говорят, зима
Очень лютая была,
Столько снега намело!
Птицы долго корм искали…
1-я гусеница: А потом?
2-я гусеница: А потом они пропали
Ну, так что, ползёшь, иль нет?
Уж заждался нас обед.
Подходят к дереву.
5-й реб. (дерево) Спасите нас! Спасите нас!
Они погубят нас сейчас.
Пташечки, голубушки,
Летите на подмогушку! (влетают вороны)
1-я гусеница: Ой – ой- ой! Спасите нас!
Птицы заклюют сейчас!
2-я гусеница: Ничего не понимаю…
Птичья стая!
реб. Мы о птицах не забыли,
Всю зиму долгую кормили.
И в кормушке их всегда
Ждала вкусная еда.
Вам наказ даё м такой:
Не забывайте птиц кормить зимой.
Дети расходятся, гусеницы вздыхают, убегают.
Восп. : Пора продолжить путь. Посмотрите на карту, куда наш путь лежит.
Дети: На поляну.
Реб. Ручеёк звенит в овражке,
На лугу цветут ромашки.
Сосны кронами шумят,
В лес гулять зовут ребят.
Глядь, по узенькой тропинке
Муравей несёт травинку.
Помогли б, детишки,
Трудно муравьишке!
Дети исполняют танец «Не обижайте муравья» (под песню «Про меня и муравья», муз. Л. Абелян, сл. В. Степанова)
Реб. Нет, не трогай, не трогай никогда
Муравьиные большие города.
Пусть спокойно все на свете муравьи
Перестраивают улицы свои.
Восп. : дети мы побывали на природе. Были на полянке, побывали возле озера, в лесу.
Реб. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Восп. : как вы думаете, о чём это стихотворение.
Дети: о лесе.
Восп. : Ребята, как вы думаете, можно ли обозначить лес в форме многоэтажного дома.
Вар. дет. : не похож; похож и т. д.
Восп. : А я попробовала, и вот что у меня получилось (обсуждение модели).
Давайте наш дом заселим жителями. Куда бы вы поселили бабочку, птицу, муравья, пчелу.
Вар. дет. : муравья на первый этаж; птицу на 3-й и на 1-й (так как она может на первом искать еду, а на третьем летать и строить гнездо) и т. д.
Восп. : А что бы вы поместили на верхнем этаже? (солнце, тучу с дождём)
Восп. : Природа наш большой общий дом, где мы живём. Здесь есть свои правила, которые каждый из нас должен неукоснительно соблюдать (использование знаков).
Вар. дети: не сорить, не шуми, не ломай ветки, не губи животных, не разоряй гнёзда, не рви цветы.
Восп. : Природа, ребята, не для забавы!
Это богатство нашей страны.
Все деревья в ней, реки и травы
Нам на пользу и радость даны.
Вос. : Нам пора возвращаться.
Поют песню «Край родной» (муз. и сл. Е. Гомоновой)
3 чась. рефлексия.
Восп. : Ой, ребята, а как изменилась наша планета Земли?
Вар. дет. : Земля стала улыбаться.
Восп. : Как вы считаете, почему она перестала плакать?
Вар. дет. : Мы ей помогли;
А теперь возьмите карточку и отметьте, то место на карте, где был вы хотели побывать ещё раз. Встаньте сюда, те кому понравилось возле озера, здесь станьте те кому понравилось путешествие в лесу, а сюда кому на поляне.