Елена Павельева
Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 163 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе
"Путешествие в зимний лес"
Воспитатель:
Павельева Елена Александровна
Тюмень, 2014
Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе
"Путешествие в зимний лес"
Публикация «Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей «Познание», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Физическое».
Место проведения: игровая комната группы.
Пояснительная записка
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
•ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
•усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
•развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
•развития творческих способностей.
Что такое «Логические блоки Дьенеша»? Золтан Дьенеш – известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. [2. с. 16]
Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот набор предназначен для детей от двух - трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой".
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время занятий.
Вот один из вариантов организации непосредственно образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни с использованием блоков Дьенеша.
Цели:
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Знакомить с правилами поведения в природе.
«Познавательное развитие»
Учить составлять группы из однородных предметов. Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы. Учить правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (высоте); отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (выше-ниже). Учить группировать геометрические фигуры по двум признакам (величине и цвету; форме и цвету). Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольником.
Расширять представление о правилах поведения в общественных местах. Расширять представления детей о природе.
«Речевое развитие»
Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться. Пополнять и активизировать словарь детей. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
«Физическое развитие»
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить подлизать. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Виды деятельности: игровая, познавательная, музыкально - ритмическая, двигательная, труд, коммуникативная.
Оборудование: Логические блоки Дьенеша и комплект карточек с символами свойств; две елки разной высоты, дуга, конверт с письмом от старичка Лесовика, проектор, экран, презентация с картинками леса и животных, игрушка ежик, поднос, две тарелки разного цвета, корзина и снежки для метания, игрушка в подарок детям.
Ход деятельности:
Дети любят путешествовать и всегда с удовольствием соглашаются куда-нибудь отправиться.
Детям предлагается отправиться в путешествие в зимний лес.
-Чтобы не замерзнуть в лесу, что нужно сделать? (Теплее одеться).
С детьми проводиться игровое упражнение «Одеваемся».
Выполняем имитацию одевания, при этом дети совершают имитацию движений как при одевании. Во время «одевания» воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них.
(-Зачем одевать варежки? – Что лучше одеть валенки или ботинки? и т. п.)
Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша "Билеты на автобус"
Цель: закреплять умения различать геометрические фигуры, абстрагировать их по цвету, размеру. Формировать представление о символическом изображении предметов.
Воспитатель: Мы с вами тепло оделись и я вас ребята, приглашаю отправиться в путь. Воспитатель спрашивает: - «А что нужно, для того, чтобы поехать в путешествие?»
Ответы детей (купить билеты)
Посмотрите необычный автобус – поедим на нем. (автобус – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры).
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
- Сколько колес у автобуса?
- Кто главный в автобусе?
- На какую геометрическую фигуру похож автобус?
Молодцы! Получите билет и займите место в автобусе, согласно купленным билетам.
Билетами на поезд являются блоки, и каждое место обозначено определённым блоком.
(Выбираем кто из детей будет водителем, а кто кондуктором при помощи считалки).
Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!
- Какого цвета Ваш билет?
- Какой формы Ваш билет?
- Покажите только синие билеты.
Дети рассаживаются.
Воспитателю создаё т проблемную ситуацию: перепутывает место и занимает чужое. Кондуктор и пассажиры помогают разобраться и разрешить конфликт. Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению. Дети едут, поют и выполняют действия под музыку.
(Во время поездки на автобусе используется аудиопособие из серии «Музыка с мамой», разработанные по уникальной авторской методики Сергея и Екатерины Железновых)
Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим – все глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везет – не везет?
(5)Колеса закружились – вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились – вот так вот!
(6)А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик
Все капельки смести хотят - вжик, вжик, вжик!
(7)И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би
Мы громко-громко все гудим - би, би, би!
(8)Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед – вот так вот!
(9)Мы громко-громко все гудим - би, би, би!
( вариант проведения:
1 - качаемся
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него.
3 - оборачиваясь то влево, то вправо, смотрим из «окошечка».
4 - пожимаем плечами
5 - выполняем вращательные движения руками перед собой
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом («дворники»).
7 - крутим руль и бибикаем
8 - подпрыгиваем
9 – крутим руль и бибикаем)
В конце стихотворения выполняют звуковибрационное упражнение со звуком " у", поколачивая по груди кулачками (1-2 мин.)
- Вот и привёз нас автобус в зимний лес, посмотрите какие высокие сугробы намел снег. Давайте пойдем по дорожке перешагивая через сугробы.
На экране медиапроектора лес.
«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от метели и вьюги, раскрывает множество загадок. Лес – это дом для многих лесных зверей и птиц».
Обращаем внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовика.
Читая письмо вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы прогостите у меня в лесу. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Предлагаем детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку.
Давайте с вами посмотрим, кто же живёт в лесу, кого мы здесь можем встретить!
Ели на опушке – до небес макушки.
Слушают, молчат, смотрят на ребят.
Подходим к двум елкам (разной высоты).
Ребятки, посмотрите, какие красивые елочки растут. А елочки разной высоты или одинаковой?
Под елочками спрятались лесные зверушки. Отгадайте кто?
Игровое упражнение "Кто живёт в лесу?"
Воспитатель загадывает загадки. На экране появляются картинки с изображением диких животных.
1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
- Волк какой? Ответы детей (серый, лохматый, большой, дикий, умный и т. д.).
- Как называется его дом?
Ответы детей (логово).
2. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Дети отгадывают, появляется изображение белки.
- Белка какая?
Ответы детей (рыжая, пушистая, маленькая и т. д.).
- Как называется домик, в котором живёт белка?
Ответы детей (дупло).
3. Хвост пушисты, мех золотистый
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (Лиса.)
Появляется изображение лисы.
- Лиса какая?
Ответы детей (рыжая, пушиста, хитрая).
-Как называется домик лисы?
Ответы детей (нора).
4. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Появляется изображение зайца.
-Расскажите, какой заяц?
Ответы детей (маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый и т. д.).
-А как называется дом зайца? Есть ли у него дом?
Дети перечисляют все известные им домики (нора, логово, пенёк и т. д., но воспитатель поясняет: - Зайчата у зайчихи появляются в гнезде, которое она делает в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.
Появляется изображение медведя. Воспитатель спрашивает:
- Расскажите про медведя. Какой медведь?
Ответы детей (большой, огромный, лохматый, косолапый, неуклюжий и т. д.).
- Как называется дом медведя?
Ответы детей (берлога).
-Правильно, но в ней он находится только зимой, а летом его домом становится весь лес!
5. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто это? (Ёжик)
Дети находят ёжика.
Воспитатель: Дети, под какой ёлочкой спрятался ёжик? Под низкой или под высокой?
Проблемная ситуация: А ёжик похож на ёлочку? Чем похож?
Дети: У ёлочки веточки колючие и ёжик – колючий.
Ё жик: Здравствуйте, дети.
Воспитатель: Здравствуй, ёжик, мы пришли на прогулку в лес.
Ё жик: Заходите, дорогие гости!
Воспитатель: Ребятки, давайте с ёжиком поиграем.
Физкультминутка: Ёжик топал по тропинке и грибочек нес на спинке
Ёжик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка, длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьем-то ловко раздобыл косой морковку. (Прыжки)
Дидактическая игра "Угощенье"
Цель: развитие умение сравнивать предметы по одному - двум свойствам. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Ежик предлагает зайти к нему в гости. Чтобы зайти в домик надо подлезть под дугой.
Ё жик: Хотел я на праздник леса угостить своих друзей – ежей печеньем, да вот беда, не могу выбрать. Оно у меня необычное, посмотрите. (На подносе лежат логические блока Дьенеша. На тарелках лежать карточки с символами свойств).
Воспитатель: Дети, давайте поможем ёжику. Как вы думаете, на красную тарелочку нужно положить какое печенье? А на синюю? (Дети отвечают и выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы: Хорошие вы помощники. А вы помните, под какой елочкой от нас ёжик прятался, под низкой или под высокой?
Дети: Под низкой.
Воспитатель: Правильно, под низкой. Она самая маленькая в лесу. Ёжик тоже маленький. И любит все маленькое, соберите для ёжика все маленькие печенья. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какого размера осталось печенье на тарелочках.
Дети: Большого.
Ёжик и лиса благодарят детей и дарят детям игру.
Мы прощаемся с ежиком и выходим из его домика.
Игровое упражнение «Снежки»
Посмотрите, какая прекрасная погода так и хочется поиграть в снежки.
Детям предлагается взять по 3 снежка и постараться их закинуть в корзину.
Воспитатель: «Посмотрите, дети стало темнеть на улице и нам нужно возвращаться в детский сад!»
Занимаем места в автобусе и под музыку «Возвращаемся в детский сад»
Рефлексия:
Спрашиваем у детей, где они сегодня побывали? Что нового узнали о лесе?
Что понравилось больше всего? Удалось ли наше путешествие?
Ответы детей. Воспитатель благодарит детей.
Список используемой методической литературы:
1. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч. 1/ О. И Артюкова, Т. В. Теличко. -- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (средний возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ "Учитель, 2006
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет). - М. : ТЦ "Сфера", 2008
4. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа "Я - человек"). Кн. 1. Младшая и средняя группы. - М. : Школьная Пресса, 2006
5. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни [Текст] / Г. Н. Аксенова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/авт. Е. Н. Панова. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-79с.
7. Соломенникова О. А. ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М. :
Интернет-ресурсы
https://dohcolonoc.ru
https://bebygarden.ru/igryi-s-blokami-denesha-v-starshem-doshkolnom-vozraste/
https://dohcolonoc.ru/conspect/2459-konspekt-zanyatiya-istoriya-pro-myshej.html
https://podsnezhniksad.ucoz.com/index/igry_s_blokami_denesha/0-510