Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Елена Павельева
Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 163 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе

"Путешествие в зимний лес"

Воспитатель:

Павельева Елена Александровна

Тюмень, 2014

Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе

"Путешествие в зимний лес"

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Физическое».

Место проведения: игровая комната группы.

Пояснительная записка

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоковкак игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

•ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

•усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

•развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

•развития творческих способностей.

Что такое «Логические блоки Дьенеша»? Золтан Дьенеш – известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. [2. с. 16]

Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот набор предназначен для детей от двух - трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же", "не такой".

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время занятий.

Вот один из вариантов организации непосредственно образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни с использованием блоков Дьенеша.

Цели:

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.

Задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Знакомить с правилами поведения в природе.

«Познавательное развитие»

Учить составлять группы из однородных предметов. Учить считать до 5 (на основе наглядности,пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы. Учить правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (высоте); отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (выше-ниже). Учить группировать геометрические фигуры по двум признакам (величине и цвету; форме и цвету).Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольником.

Расширять представление о правилах поведения в общественных местах. Расширять представления детей о природе.

«Речевое развитие»

Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться. Пополнять и активизировать словарь детей. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

«Физическое развитие»

Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить подлизать. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Виды деятельности: игровая, познавательная, музыкально - ритмическая, двигательная, труд, коммуникативная.

Оборудование: Логические блоки Дьенеша и комплект карточек с символами свойств; две елки разной высоты, дуга, конверт с письмом от старичка Лесовика, проектор, экран, презентация с картинками леса и животных, игрушка ежик, поднос, две тарелки разного цвета, корзина и снежки для метания, игрушка в подарок детям.

Ход деятельности:

Дети любят путешествовать и всегда с удовольствием соглашаются куда-нибудь отправиться.

Детям предлагается отправиться в путешествие в зимний лес.

-Чтобы не замерзнуть в лесу, что нужно сделать? (Теплее одеться).

С детьми проводиться игровое упражнение «Одеваемся».

Выполняем имитацию одевания, при этом дети совершают имитацию движений как при одевании. Во время «одевания» воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них.

(-Зачем одевать варежки? – Что лучше одеть валенки или ботинки? и т. п.)

Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша "Билеты на автобус"

Цель: закреплять умения различать геометрические фигуры, абстрагировать их по цвету, размеру. Формировать представление о символическом изображении предметов.

Воспитатель: Мы с вами тепло оделись и я вас ребята, приглашаю отправиться в путь.Воспитатель спрашивает: - «А что нужно, для того, чтобы поехать в путешествие

Ответы детей (купить билеты)

Посмотрите необычный автобус – поедим на нем. (автобус – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры).

Чтобы получить билет,дайте правильный ответ:

- Сколько колес у автобуса?

- Кто главный в автобусе?

- На какую геометрическую фигуру похож автобус?

Молодцы! Получите билет и займите место в автобусе, согласно купленным билетам.

Билетами на поезд являются блоки, и каждое место обозначено определённым блоком.

(Выбираем кто из детей будет водителем, а кто кондуктором при помощи считалки).

Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!

- Какого цвета Ваш билет?

- Какой формы Ваш билет?

- Покажите только синие билеты.

Дети рассаживаются.

Воспитателю создаёт проблемную ситуацию: перепутывает место и занимает чужое. Кондуктор и пассажиры помогают разобраться и разрешить конфликт. Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению. Дети едут, поют и выполняют действия под музыку.

(Во время поездки на автобусе используется аудиопособие из серии «Музыка с мамой», разработанные по уникальной авторской методики Сергея и Екатерины Железновых)

Автобус

(1)Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

(2)И из окошечка глядим – все глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот

(4)Ну что ж автобус не везет – не везет?

(5)Колеса закружились – вот так вот, вот так вот

Вперед мы покатились – вот так вот!

(6)А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик

Все капельки смести хотят - вжик, вжик, вжик!

(7)И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би

Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

(8)Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем все вперед – вот так вот!

(9)Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

(вариант проведения:

1 - качаемся

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него.

3 - оборачиваясь то влево, то вправо, смотрим из «окошечка».

4 - пожимаем плечами

5 - выполняем вращательные движения руками перед собой

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом («дворники»).

7 - крутим руль и бибикаем

8 - подпрыгиваем

9 – крутим руль и бибикаем)

В конце стихотворения выполняют звуковибрационное упражнение со звуком " у", поколачивая по груди кулачками (1-2 мин.)

- Вот и привёз нас автобус в зимний лес, посмотрите какие высокие сугробы намел снег. Давайте пойдем по дорожке перешагивая через сугробы.

На экране медиапроектора лес.

«Мы с вами пришли в лес.Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от метели и вьюги, раскрывает множество загадок. Лес – это дом для многих лесных зверей и птиц».

Обращаем внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовика.

Читая письмо вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы прогостите у меня в лесу. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».

Предлагаем детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку.

Давайте с вами посмотрим, кто же живёт в лесу, кого мы здесь можем встретить!

Ели на опушке – до небес макушки.

Слушают, молчат, смотрят на ребят.

Подходим к двум елкам (разной высоты).

Ребятки, посмотрите, какие красивые елочки растут. А елочки разной высоты или одинаковой?

Под елочками спрятались лесные зверушки. Отгадайте кто?

Игровое упражнение "Кто живёт в лесу?"

Воспитатель загадывает загадки. На экране появляются картинки с изображением диких животных.

1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

- Волк какой? Ответы детей (серый, лохматый, большой, дикий, умный и т. д.).

- Как называется его дом?

Ответы детей (логово).

2. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Дети отгадывают, появляется изображение белки.

- Белка какая?

Ответы детей (рыжая, пушистая, маленькая и т. д.).

- Как называется домик, в котором живёт белка?

Ответы детей (дупло).

3. Хвост пушисты, мех золотистый

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (Лиса.)

Появляется изображение лисы.

- Лиса какая?

Ответы детей (рыжая, пушиста, хитрая).

-Как называется домик лисы?

Ответы детей (нора).

4. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Появляется изображение зайца.

-Расскажите, какой заяц?

Ответы детей (маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый и т. д.).

-А как называется дом зайца? Есть ли у него дом?

Дети перечисляют все известные им домики (нора, логово, пенёк и т. д.,но воспитатель поясняет: - Зайчата у зайчихи появляются в гнезде, которое она делает в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.

Появляется изображение медведя.Воспитатель спрашивает:

- Расскажите про медведя. Какой медведь?

Ответы детей (большой, огромный, лохматый, косолапый, неуклюжий и т. д.).

- Как называется дом медведя?

Ответы детей (берлога).

-Правильно, но в ней он находится только зимой, а летом его домом становится весь лес!

5. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто это? (Ёжик)

Дети находят ёжика.

Воспитатель: Дети, под какой ёлочкой спрятался ёжик? Под низкой или под высокой?

Проблемная ситуация: А ёжик похож на ёлочку? Чем похож?

Дети: У ёлочки веточки колючие и ёжик – колючий.

Ёжик: Здравствуйте, дети.

Воспитатель: Здравствуй, ёжик, мы пришли на прогулку в лес.

Ёжик: Заходите, дорогие гости!

Воспитатель: Ребятки, давайте с ёжиком поиграем.

Физкультминутка: Ёжик топал по тропинке и грибочек нес на спинке

Ёжик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка, длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьем-то ловко раздобыл косой морковку. (Прыжки)

Дидактическая игра "Угощенье"

Цель: развитие умение сравнивать предметы по одному - двум свойствам. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Ежик предлагает зайти к нему в гости. Чтобы зайти в домик надо подлезть под дугой.

Ёжик: Хотел я на праздник леса угостить своих друзей – ежей печеньем, да вот беда, не могу выбрать. Оно у меня необычное, посмотрите. (На подносе лежат логические блока Дьенеша. На тарелках лежать карточки с символами свойств).

Воспитатель: Дети, давайте поможем ёжику. Как вы думаете, на красную тарелочку нужно положить какое печенье? А на синюю? (Дети отвечают и выполняют задание)

Воспитатель:Молодцы: Хорошие вы помощники. А вы помните, под какой елочкой от нас ёжик прятался, под низкой или под высокой?

Дети: Под низкой.

Воспитатель: Правильно, под низкой. Она самая маленькая в лесу. Ёжик тоже маленький. И любит все маленькое, соберите для ёжика все маленькие печенья. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какого размера осталось печенье на тарелочках.

Дети: Большого.

Ёжик и лиса благодарят детей и дарят детям игру.

Мы прощаемся с ежиком и выходим из его домика.

Игровое упражнение «Снежки»

Посмотрите, какая прекрасная погода так и хочется поиграть в снежки.

Детям предлагается взять по 3 снежка и постараться их закинуть в корзину.

Воспитатель: «Посмотрите, дети стало темнеть на улице и нам нужно возвращаться в детский сад!»

Занимаем места в автобусе и под музыку «Возвращаемся в детский сад»

Рефлексия:

Спрашиваем у детей, где они сегодня побывали? Что нового узнали о лесе?

Что понравилось больше всего? Удалось ли наше путешествие?

Ответы детей. Воспитатель благодарит детей.

Список используемой методической литературы:

1. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч. 1/ О. И Артюкова, Т. В. Теличко.-- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (средний возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Е. Н. Панова.- Воронеж: ТЦ "Учитель, 2006

3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет). - М.: ТЦ "Сфера", 2008

4. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа "Я - человек"). Кн. 1. Младшая и средняя группы. - М.: Школьная Пресса, 2006

5. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни [Текст] / Г. Н. Аксенова //Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/авт. Е. Н. Панова.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-79с.

7. Соломенникова О. А. ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.:

Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru

http://bebygarden.ru/igryi-s-blokami-denesha-v-starshem-doshkolnom-vozraste/

http://dohcolonoc.ru/conspect/2459-konspekt-zanyatiya-istoriya-pro-myshej.html

http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/igry_s_blokami_denesha/0-510

Публикации по теме:

«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша»)«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша») «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?»Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Конспект — НОД по развитию речи с Блоками Дьенеша в средней группе.Конспект — НОД по развитию речи с Блоками Дьенеша в средней группе. Ход занятия Ребята, посмотрите, кто на стуле у нас сидит? Мишутка к нам пришел. Посмотрите, какой он грустный. Знаете, почему он грустит.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе с блоками Дьенеша Конспект занятия по математике во 2 младшей группе с блоками Дьенеша Цели: 1. Формировать представления детей о геометрических фигурах:.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

Перспективный план ООД с логическими блоками Дьенеша (вторая младшая группа) Месяц ООД Цель ООД СД в не занятия игры для индевидуальной деятельности Сентябрь В нашем городе» Привлекать детей к формированию групп.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект интегрированного познавательного занятия с блоками Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес»
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 11:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки