Сергеева Виктория
Конспект занятия с детьми ОВЗ младших классов в сенсорной комнате «Волшебное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми ОВЗ младших классов
Тема: «Волшебное царство».
Цель занятия – расширение познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми ОВЗ младших классов в сенсорной комнате „Волшебное царство“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
1 Сформировать у ребенка представления об окружающем мире;
2 Развивать зрительные, слуховые и тактильные ощущения, сенсомоторные навыки;
3 Осуществить стимуляцию воображения и мышление ребенка;
4. Реализовать коррекцию внимания. эмоционально-волевой сферы ребенка.
Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, сказкотерапии, техники телесноориентированной терапии.
Оборудование: профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами; фонтан водный настольный; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь». детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной; сухой душ; маты напольные; пуфики-кресло «Груша»; цветные модули; проектор «Солнечный-100»; зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света; профессиональный прибор заливки цветом; сухой бассейн; музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Предполагаемый результат: улучшение внимания, мышления, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Длительность занятия 40 минут, занятие проводится с 3-4 детьми.
План проведения:
1. Введение.
2. Мотивация.
3. Создание положительного настроя.
4. Основная часть.
5. Релаксация.
6. Рефлексия.
Содержание занятия
Ведущий: Ребята, здравствуйте. Я сегодня получила письмо. Догадайтесь по предметам от кого? ( Предметы: пиратская шляпа, галстук, наглазник, тельняшка).
Ответы детей.
Ведущий: Совершенно верно! Письмо от старого пирата. Он пишет, что он уже стар и не может отправиться в путешествие и поэтому предлагает нам с вами отправиться в путь и отыскать его клад. Спрятан он далеко, но мы сможем его найти, если преодолеем все препятствия и выполним все задания. Отгадайте загадку и Вы узнаете куда мы отправимся:
Его не вычерпать ложкой, И не засыпать песком, На нём не сделать дорожки, Чтобы пройти пешком. Оно бескрайнее, синее, И ветры его стерегут, А корабли красивые, По водной глади идут. (Море)
Ответы детей.
Ведущий: Да, мы отправляемся в морское путешествие. Вы согласны отправится со мной в путешествие? Мы должны собрать с собой самое необходимое. Надо назвать своё имя и что вы возьмёте с собой в путешествие на первую букву вашего имени.
Ответы детей.
Ведущий: Молодцы! Давайте я Вам ещё помогу! Отгадайте, что еще нам понадобится для путешествия?
Моря есть - плавать нельзя, Дороги есть-ехать нельзя, Земля есть-пахать нельзя,- Что это? (Карта)
Ответы детей
Ведущий: Прекрасно, у нас есть карта и вы теперь матросы моего корабля. У всех кораблей есть название. Я предлагаю вам угадать, как я назвала наш корабль.
Упражнение «Волшебное слово»
Процедура проведения: Ведущий читает стихотворение, и выделяет звуком (например, звон колокольчика) прочитанное слово, первая буква которого является одной из букв названия корабля. Дети записывают эти буквы. Затем все вместе складывают буквы и узнают название корабля.
Стимульные материалы: лист бумаги. ручка.
Ведущий: Вот оно какое море! Разноцветно-голубое Волнами шумящее, чайками кричащее, чистое, солёное, тёплое, рифлёное С небом обнимается, Солнцу улыбается. (Зубаненко Л.) Какое получилось название корабля?
Ответы детей.
Ведущий: Молодцы! Это «Росток»!.
Итак, мы сели на корабль и поплыли по морю. (Включается фонограмма со звуками морского прибоя.).
Подвижная игра “Волны”
Ведущий: Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем
Процедура проведения: каждый по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его. Затем детям предлагают с помощью лент показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т. д.
Стимульный материал: голубые тканевые ленты (30см).
Обсуждение проведенной игры.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду. (Ведущий включает детям профессиональный генератор запахов со звуками природы, настраивая звуки океана,весеннего дождя,фонтана. Каждый раз он обращает внимание детей на различия в слышимых ими звуках).
«Блестящая вода» (звук фонтана).
Ведущий: Первый маршрут на корабле привёл нас на остров, в котором бьет необычный фонтан. Мы сможем поиграть с водой так, как не смогли бы в реальной жизни. Фонтан волшебный, и даже вода волшебная. Она блестящая, сверкающая, меняет цвет и из нее можно плести косички или прижимать ее к сердцу. Смотрите. (Ведущий включает пучок фиброоптичеких волокон и предлагает детям поиграть с блестящими волокнами, обращая их внимание на меняющиеся огоньки).
Ведущий: Теперь идём по второму маршруту. Куда он нас приведёт? -Второй маршрут нас привёл в подводное царство.
«Подводное царство»
Ведущий Чтобы лучше познакомиться с водой, мы можем понаблюдать за жителями нашего подводного царства. Смотрите внимательно, какое оно удивительное. (Ведущий подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на изменение цвета воды, появляющиеся пузырьки, плавающих рыбок и легкую вибрацию).
Упражнение «Найди такую же рыбку»
Процедура проведения: Ведущий обращает внимание детей на отражение в трубке, которая отражается плавают такие же рыбки. Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбок»). Дети ловят одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в ее отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая). Далее дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок.
Ведущий: А третий маршрут нас привел куда? Правильно, он привёл нас на остров Загадка. Мы сможем продолжить наше путешествие, если отгадаем все загадки. (Карточки с загадками на морскую тематику)
1) В синеве морских пучин Бродит он по дну один, Все в присосках восемь ног, Кто же это (осьминог)
2) В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу, Знают все прекрасно - С ней играть опасно: Зубы острые как нож, Лучше ты ее не трожь. (акула)
3) Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой, Хватает клешней. Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. (краб)
4) Он очень похож на простого коня, Но в иглах все тело, на теле броня, И держится там, где поросшее дно, Плыть вверх или вниз для него все равно. (морской конек)
5) Купол, как зонтик, прозрачный имеет, Плыть, если надо, неплохо умеет, Движется купол и плыть помогает, Щупальце, словно крапива кусает. (медуза)
6)Как рыба в воде, машет сильным хвостом, Но кормит детишек своим молоком, Он с радостью в море корабль встречает, Людей не умеющих плавать спасает. (дельфин)
Ведущий: Вы молодцы! Остался последний, четвёртый маршрут и привёл он нас куда? - правильно, к кладу. А клад этот находится на морском дне. Ребята, давайте как дельфины поныряем в воде.
Упражнение «Дельфин».
Процедура проведения: Ребята лежат в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Дети шевелятся, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняя движения ногами к себе. Ребята лежат на животе, а затем на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Выполняют синхронные движения ногами и руками как будто плывут.
Упражнение «Найди и достань со дна бассейна»
Процедура проведения: детям предлагается найти на дне бассейна «клад».(сундучок с предметами на морскую тематику, конфеты, шоколадные монеты, детские украшения, игрушки и т. п)
Ведущий: Ребята вы очень постарались и помогли пирату.
Прощание
Ведущий предлагает детям лечь на напольные маты. И послушать сказку «Скромный дельфин».
Беседа по сказке.
«Волшебный дождь». –
Ведущий: Ребята, а на прощание поиграем с волшебным дождем. Он всем дарит радость и хорошее настроение. (Ведущий включает зеркальный шар и показывает детям цветные «пятнышки», предлагая каждому взять их на ладошку).
Рефлексия.
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Скажите, что для вас было самым интересным, что понравилось? Что было сложно или трудно?
Сегодня вы показали, какие вы внимательные, находчивые, любознательные. Поэтому наше путешествие оказалось удачным. Давайте скажем «Всем, всем до свидания!».
Список литературных источников:
1. Ашарапова С. Ф. Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "В мире эмоций" / С. Ф. Ашарапова // Вестник психосоц. и коррекц. -реабилитац. работы. - 2013. - № 4. – С. 22-39.
2. Ашитко Е. В синем небе звезды блещут [Электронное издание] : Световая цветотерапия в условиях сенсорной комнаты / Е. Ашитко // Здоровье детей. - 2014. - № 11. – С. 48-52.
3. Болдыш Н. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями / Н. В. Болдыш // Вестник психосоц. и коррекц. -реабилитац. работы. - 2014. - № 3. - С. 40-54.
4. Ботезату А. И. Развитие и коррекция у детей с ЗПР представлений о сенсорных эталонах в сенсорной комнате / А. И. Ботезату // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 136-153.
5. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : метод. пособие / Т. А. Грищенко. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 96 с. - (Коррекционная педагогика).
6. Кашапова Г. М. Занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ / Кашапова Г. М., Бурганова Г. Р. // Логопед. - 2014. - № 3. - С. 19-24.
7. Косова О. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта ДОО / О. В. Косова, Е. В. Валабугина // Дошк. педагогика. - 2017. - № 6. - С. 52-56.
8. Рейнталь Г. Н. Программа занятий в сенсорной комнате "Мир внутри нас" / Г. Н. Рейнталь // Дошк. педагогика. - 2018. - № 3. - С. 51-54.
9. Шмелева А. В. Организация комплексной деятельности по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием оборудования темной сенсорной комнаты / А. В. Шмелева // Дошк. педагогика. - 2011. - № 1. – С. 50-52.