Получи документы

Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ»

Елена Севостьянова
Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 45 «Домовёнок» посёлка Монино

Щёлковского муниципального района Московской области

141170 Московская область, Щёлковский район, п. Монино ул. Авиационная д. 8

Конспект занятия НОД в подготовительной к школе группе.

ОО «Познание. ФЦКМ»

Вариант применения технологии ситуации.

Публикация «Конспект занятия „Плавание тел“ в подготовительной группе в образовательной области „Познание, ФЦКМ“» размещена в разделах

Тема: «Плавание тел»

(Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для

работы с детьми 4-7 лет». Тема 26)

Разработала и провела

воспитатель

Севостьянова Елена Николаевна

Март 2018г.

Вариант применения технологии ситуации в ходе НОД Познание. ФЦКМ.

Методическое пособие Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с.

Тема 26: «Плавание тел»

Цель: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Материалы:

Демонстрационный: миска с прозрачными стенками (аквариум, пластилин, кусочек деревянной ветки - палки, камешек, металлическая ложка, деревянная ложка, ракушка, стеклянная тарелочка (в данном случае – икорница, стеклянная фигурка, пластмассовое кольцо, картинка с изображением парохода.

Раздаточный: пластилин

Тип образовательной ситуации - открытие нового знания.

Ход занятия.

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Физминутка:

Речка (Выполняем движения по тексту.)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег чужой,

Нам захотелось домой.

И опять поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вот мы приплыли домой,

Здравствуй, наш берег родной!

- Любите вы играть в водоёме? А что вы любите делать? (плавать, нырять) А что значит – плавать? (умение держаться на поверхности воды) А с какими предметами вы любите играть у воды? (мяч, камешки, палки, лодочки)

А эти предметы плавают на поверхности воды или тонут? (одни плавают, другие тонут). А постарайтесь мне объяснить, что значит – утонут. (опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности)

Когда вы берёте предмет, вы уверены, плавает он или тонет? А вот я не уверена. Хотите проверить свои знания? (да)

2. Актуализация знаний. (опытно-экспериментальная деятельность)

Дидактические задачи: актуализировать представления детей о плавании тел на опытном уровне. Уточнить представление о том, что плавают предметы, которые легче воды.

Воспитатель приглашает детей пройти на демонстрационную площадку (присесть на стульчики, стоящие полукругом перед столом с демонстрационным оборудованием)

- Итак, с чем вы играете на воде? (камешки) Они тонут? (да) Проверяем. Аня, подойди, брось камешек в воду. Кидаем камешек в воду, он тонет. Это значит, что камешек тяжелее воды. А что ещё тяжелее воды? (пластилин, металлическая ложка, ракушка – дети по очереди подходят, бросают в воду один предмет. Стеклянная тарелочка опускается в воду боком, чтобы утонула) А что, по-вашему, легче воды? (часть ветки дерева – палка, деревянная ложка, бумага, пластмассовое кольцо)

Вывод: Правильно, деревянные, пластмассовые предметы легче воды, и они плавают на поверхности, а не тонут. А вот камешки, пластилин и металлические предметы тяжелее воды, и они тонут.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для поиска способа плавания неплавучего предмета.

- Ребята, а корабли, которые ходят по воде, про них можно сказать, что они плавают? Да. (показать картинку корабля) - А из чего сделан корпус этих кораблей? (из металла) Из тяжёлого металла. А вы можете мне сразу ответить, почему тяжёлый металлический корабль плавает, а не тонет? (.)

- Почему вы не можете дать мне точного ответа? (потому, что не знаем точно, с помощью чего он держится на воде)

4. Открытие нового знания. (опытно-экспериментальная деятельность)

Дидактические задачи: сформировать представление о способе плавания неплавучего предмета путём преобразования его формы;

закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам и проверю опытным путём»;

формировать опыт аргументации своего мнения.

- Как это можно узнать? (можно спросить у взрослого, можно посмотреть в книге, можно придумать способ самим и проверить на опыте) Какой способ вам больше нравится? (придумать самим)

Для того, чтобы придумать и проверить себя, я предлагаю вам вспомнить сказку про Иванушку, Алёнушку и Водяного. (на прошлом занятии дети на опыте в ходе сказочного сюжета наблюдали плавание тела в воде) - Помните, как Водяной спрятал Алёнушку под водой в своём царстве? Как Иванушка загадал Водяному загадку про плавание водолаза? (да) И Водяной не смог разгадать загадку и отпустил Алёнушку. Но потом попросил навестить его ещё раз, прийти к нему в гости.

Так вот, сегодня я предлагаю вам послушать продолжение этой сказочной истории.

Итак, в некотором городе, в родном нашем государстве жили были сестрица Алёнушка и её младший братец Иванушка. Алёнушка была красавица, да мастерица, любила шить-вышивать, да из пластилина лепить, а Иванушка уже ходил в школу, да учился на «отлично».

Вот пошли они как-то к речке погулять, порезвиться. Да решили переплыть на другую сторону реки, на противоположный берег.

Давайте-ка и мы представим, что мы на речке и покажем, как можем поплавать.

Физминутка: (встать возле стульчиков)

Тихо плещется вода, (показать плавные движения кистями – волны)

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе облачки- овечки, (рисуем в воздухе)

Разбежались, кто куда. (руки вверх и машут в разные стороны.)

Мы из речки вылезаем, (погладить себя по плечам, рукам)

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Продолжаем сказку.

Итак, переплыли наши ребята на другой берег. И вдруг река стала очень быстро разливаться, наполняться водой так, что родного берега уже не было видно, а ребята оказались на маленьком песчаном острове, окружённом со всех сторон водой, как в море. И переплыть его руками никак нельзя. Руки устанут и можно утонуть от бессилия.

Как вы думаете, чьи это проделки? А напустил столько воды вокруг детей, конечно, Водяной. Показался он из воды и говорит: «Ну, что? Попались теперь? Пошутили надо мной, обещали в гости приходить, а сами носу не кажете? Сидите вот теперь здесь. А я воды ещё больше напущу, да под воду вас и заберу насовсем». А сам под воду спрятался.

Загрустили ребята, закручинились. Но вот прилетает к ним птичка-невеличка, да чирикает так, что им понятно стало – помочь она им хочет. Говорит: «Я птичка маленькая, помочь вам могу только словом волшебным. Умею я что-то маленькое превратить в большое на 5 минуточек. Есть у вас с собой что-нибудь такое, на чём вы могли бы уплыть обратно?» А ребята говорят, что ничего у них с собой нет. Только Алёнушка, когда плыла через речку, зажала в руке кусочек пластилина, так с ним и приплыла. Но пластилин же не плавает. (Показать кусочек пластилина) Тогда Иванушка задумался, что можно сделать с пластилином, не зря в школе отличником был.

- Хотите помочь ребятам? Сможете? Давайте и мы подумаем, что можно сделать с пластилином, чтобы он плавал на поверхности воды. (слепить форму лодки и посмотреть, будет ли она плавать) Дети подходят к столу с заготовками пластилина на каждого. Воспитатель в процессе рассуждает с детьми, как пластилину придать форму лодки (заготовки в виде лепёшек, необходимо загнуть края и сделать «бортики». Лодочки должны быть «плоскодонками») Когда лодочки готовы, дети вместе с воспитателем проверяют их плавучесть на воде. Пластилин в форме лодочек стал плавучим.

Вот и наш Иванушка догадался сделать маленькую лодочку из пластилина и убедился, что она плавает на воде.

Обрадовалась и Алёнушка и положила к лодочке две сухие палочки, что нашла на берегу, чтобы они стали вёслами. А птичка-невеличка защебетала волшебным образом и маленькая лодочка превратилась в большую лодку с вёслами.

Поблагодарили дети птичку-невеличку, сели в лодку и благополучно доплыли до родного берега. А лодочка стала опять маленькой, такой, что помещалась в ладошке. С ней ребята и пришли домой, поставили на полочку и ещё долго вспоминали своё приключение. Тут и сказке конец. А кто слушал, да пришёл на выручку героям, молодец.

Итак, ребята, давайте попробуем сделать вывод.

Дети: Оказывается, если пластилиновому кусочку, который тяжелее воды, придать плавучую форму, например, лодочки, он станет держаться на поверхности воды, то есть плавать.

5. Включение «нового» знания в систему знаний.

Дидактические задачи: закрепить представление о возможности плавания предметов тяжелее воды с помощью придания им правильной формы.

Вы можете сказать, в чём вы на опыте убедились? ( наводящий вопрос: может неплавучий пластилин плавать) Да, если придать ему нужную форму.

А можете ли вы теперь ответить, как тяжёлый металлический корабль плавает (картинка? (Он сделан в виде плавучей формы) А какая это форма? (в виде лодочки – дно и бортики).

А давайте посмотрим на предметы, которые у нас участвовали в эксперименте в начале занятия, когда мы смотрели, какие из них плавают, а какие нет. Присмотритесь к ним и подумайте, есть ли среди них такие предметы, которые при нашем эксперименте утонули, но могут и не тонуть. (стеклянная тарелочка) Тарелочка у нас утонула, когда мы её опускали в воду боком. Но если её аккуратно положить на поверхность воды донышком, она будет держаться, то есть – плавать, потому что у неё плавучая форма – с донышком.

6. Осмысление.

А теперь подойдите ко мне и покажите, как же ходит теплоход по реке.

Теплоход (исходное положение - присесть на корточки)

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, (руки впереди «корабликом», покачиваясь)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Правильно, ребята. Теперь вы знаете, что неплавучие предметы тоже могут плавать, если им придать плавучую форму. А какие умения помогли вам сделать такой вывод? Умение экспериментировать, делать опыты и выводы. Понравилось вам делать опыт? Приятно самим что-то придумать и проверить, получится это или нет? (да) И я за вас очень рада.

Наше занятие закончено. Спасибо.

Публикации по теме:

Клубный час «Плавание тел. Водный транспорт»Клубный час «Плавание тел. Водный транспорт» Клубный час «Плавание тел. Водный транспорт». Воспитатель МБДОУ Д/с №4 с. Овсянка высшей квалификационной категории Кириченко Светлана.

«Деревья вокруг нас». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы.

«Бабочки». Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Бабочки». Цель: тренировка в различении цвета способом наложения; обучение определению количества предметов в соответствии с цифровым.

«Листопад». Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» ТЕМА: «Листопад». ЦЕЛЬ: обучение группировке предметов по цвету; обучение группировке предметов по размеру; обучение соотнесение предметов.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна в степи» Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по образовательной области познание в средней группе «В гостях у кошки» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: · Закрепить навыки счета в пределах 5; · Закрепить навыки порядкового.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Животные Африки» МУИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №10 «КОЛОБОК» Конспект НОД по образовательной области «Познание»: «Животные.

«Откуда хлеб пришел». Конспект занятия в образовательной области «Познание» Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Тема: «Откуда хлеб пришел» Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.

«Правильное питание — здоровое питание». Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Познание» Задачи: Обучающие: Закрепить знания детей о продуктах и о понятиях «правильное», или «здоровое питание»; Развивающие: Развивать любознательность,.

План-конспект занятия по образовательной области «Познание» на тему «Обувь» в старшей группе Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить названия и назначение предметов обуви. Уточнить представление о материалах, из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ»
Опубликовано: 31 мая 2018 в 23:50
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД