Папки-передвижки

Занятие-эксперимент по познавательному развитию «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»

михайлова дина
Занятие-эксперимент по познавательному развитию «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»

Занятие по познавательному развитию из цикла «Формула здоровья»

Тема: «Пищеварительная система» или «Об удивительных превращениях пищи внутри нас»

Воспитатель: Михайлова Д. Б.

Программное содержание:

Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами.

Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека.

Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества.

Закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Публикация «Занятие-эксперимент по познавательному развитию „Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас“» размещена в разделах

Продолжать формировать привычку следить за чистотой рук.

Развивать любознательность, умение отвечать на вопросы, размышлять.

Словарь:

Слюна, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение, ферменты, печень, впитывает, растворяет.

Методические приё мы:

Вопросы, эксперименты, дидактическая игра и игры малой подвижности «Что ты знаешь о?», «Угадай», использование наглядности (верёвка, схема системы пищеварения, шар с водой, дидактические карточки «Как устроен человек», презентация «Пищеварительная система».

Оборудование:

Схема пищеварения. Дидактические карточки: «Как устроен человек». Шпажки, влажные салфетки, тарелочки и дольки фруктов: яблоки, груши, бананы, виноград. Лимон, соль, сахар, верёвка (7 м). Ёмкость («желудок») с куском поролона, стаканчики,

бутылочки. Мяч. Музыкальная фонограмма.

Ход занятия Примечания

Приветствие гостей.

Педагог. На наших занятиях мы изучаем наш организм, как он устроен, как дружно и согласованно работают все системы нашего организма. В течении жизни человек меняет множество одежды, обуви, игрушек, но сменить свое тело никому не удастся – оно останется нашим навсегда. Поэтому необходимо заботиться о нем, знать как работает наш организм и помогать ему, если он попросит о помощи. Ведь все, что мы делаем, мы можем выполнять только благодаря своему организму: бегать, прыгать, слышать, видеть, чувствовать и думать.

Звучит аудиозапись песни Чевостика и дяди Кузи «Хочу все знать»

Стук в дверь. Входит Чевостик.

Чевостик. Здравствуйте, ребята! Дядя Кузя сегодня утром включил времяскок и отправился по важным делам. А мне скучно.

Педагог. Чевостик, мы тебе скучать не дадим! Присоединяйся к нам, у нас как раз начинается интересное занятие по изучению нашего организма!

Чевостик. Ох, ребята, я кажется забыл все, что мне рассказывал дядя Кузя о нашем организме. Что же мне теперь делать?

Педагог. Не расстраивайся, Чевостик! Мы тебе поможем вспомнить, правда, ребята?

Педагог. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что ты знаешь о?» и ты все обязательно вспомнишь!

Цель: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним; развивать речь и память.

Игровая задача: ребенок должен отвечать на вопрос педагога или выполнять необходимое задание.

Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог-водящий бросает мяч ребенку и задает вопрос или задает задание. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос или выполняет задание.

Вопросы:

-Какие системы нашего организма мы знаешь?

- Из чего построено наше тело?

- Как называется «живая одежда» нашего тела?

- Покажи, какого размера твое сердце.

- Что ты знаешь о сердце?

- Благодаря каким органам мы дышим?

- Кто такой иммунитет?

- Покажи веселую гимнастику для укрепления иммунитета.

- Кто главный командир нашего организма?

- С помощью чего мы видим наш прекрасный, цветной мир и любуемся им?

- Покажи гимнастику для глаз.

Педагог. Молодцы, ребята! Вы замечательно помогли Чевостику!

Сегодня мы познакомимся с новой системой нашего удивительного организма. И тебя, Чевостик, мы тоже приглашаем на наше занятие!

Дети садятся за столы.

Педагог.

Каждый из вас помнит чувство сытости, когда в животе приятная тяжесть и хочется прилечь. Но проходит несколько часов, и снова хочется есть. Куда же делась пища, которую мы съели недавно, что с ней произошло (Ответы детей).

Нет, она не лежит в животике и не провалилась в ноги, просто с ней произошло чудесное превращение. Всем живым существам: и людям, и животным, и растениям необходимо питаться, чтобы жить. Когда вы бегаете, играете, даже спите, вы тратите энергию и,чтобы всегда оставаться здоровыми, сильными и бодрыми, мы должны эту энергию пополнять. Для этого у нас есть специальная система органов, в которой съеденная пища превращается в вещества, необходимые нашему организму.

Слайд 1.

Эта система называется пищеварительной. Повтори, Катя, как называется эта система?

Слайд 2.

Подсчитано, что в год человек съедает 500кг. пищи! Но прежде, чем съеденная вами пища переварится, она сутки путешествует по вашему организму – ведь длина пищеварительного тракта 6-10 метров!

Слайд 3.

Известно, что пища сначала попадает к нам в рот, где живет язык – строгий охранник: он пробует ее на вкус.

Игра – эксперимент «Угадай, какая»

Педагог: На этом столе находится наша секретная лаборатория, как у дяди Кузи, где мы будем проводить разные опыты. Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой, как вы думаете одинаковая вода во всех стаканчиках? (ответы детей) Подойдите ко мне, возьмите по стаканчику вот с этого подноса (дети пробуют по глоточку соленую, сладкую, или кислую воду и садятся на стульчики). Какая вода? (ответы детей) Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (ответы детей) Правильно, вода разная на вкус - сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный. А как вы узнали, что вода разного вкуса? (ответы детей) Правильно, язык может ощущать вкус. Чтобы узнать, какая пища – сладкая, соленая, кислая или горькая, - еду надо положить на язык, иначе вкуса не узнаешь. Язык, как охранник всего организма, подаёт сигнал, если еда плохая. Еду с неприятным вкусом мы есть не будем.

Слайд 4.

Затем пища пережевывается зубами, они хорошо ее перемалывают – это очень важно. Поэтому во время еды нельзя спешить, надо тщательно пережевывать пищу, помогая своему организму. Чем тщательнее мы пережёвываем пищу, тем легче её переварить. Поэтому необходимо беречь зубы и правильно ухаживать за ними. Жанна, скажи, как надо ухаживать за зубами, чтобы они были крепкими? Вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она смачивает и склеивает измельченную пищу и превращает ее в гладкий скользкий комок, а язык помогает протолкнуть ее внутрь. Еще слюна убивает вредных микробов. Не всех конечно. Если злых микробов очень много, то человек заболевает и тогда за помощью надо обращаться к врачу. Но чтобы этого не произошло, обязательно надо мыть руки перед едой, а также овощи и фрукты, которые вы собираетесь съесть.

Слайд 5.

Затем пищевой комочек мы проглатываем и он попадает в пищевод. Попробуйте догадаться: пище-вод. Почему он так называется? Пищу – что делает? (ответы детей) ведёт. Правильно. Смотрите (педагог показывает на схеме) : длинный узкий проход ведёт пищу в желудок. Что это, дети? Скажи, Паша (Катя, Лера). Пищевод проводит пищу в желудок.

Слайд 6.

А это желудок (педагог показывает на схеме). На что он похож? (ответы детей) Да, он похож на мешок, и в нём собирается то, что мы проглотили. Когда мы покушаем, он становится вот такой надутый, как вот этот шарик (педагог показывает наполненный резиновый шарик). Желудок внутри розоватого цвета, его стенки шершавые, и из них сочится особая жидкость. Она кислая и называется желудочным соком. Желудочный сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже твердые частички до жидкой кашки. Желудок совершает очень трудную работу: своими стенками он мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком еду. Поэтому желудок называют «кухней» нашего организма. Сейчас мы проведем еще один опыт в нашей секретной лаборатории. Опыт с сахаром. Дети, посмотрите, у меня есть две бутылочки с водой. В одну я положу ложечку сахарного песка, а в другую – кусочек сахара. Теперь взболтаю. Посмотрите, в какой бутылочке сахар растворился быстрее? Почему? (ответы детей) Правильно, так и нашему желудку будет легче переварить хорошо измельченную зубами пищу, чем большие куски плохо пережеванной пищи. Еще в желудке живут много-много маленьких работников, их называют ферменты. Они помогают переваривать пищу, растворять ее. Перенесемся снова в нашу секретную лабораторию и проведем еще один опыт. Представим, что сахар, который растворился в нашей бутылочке – это желудочный сок с растворенной в нем пищей. Губка – это шершавая стенка нашего желудка. Сейчас я налью воду на губку. Что произошло с водой? (ответы детей) Правильно. Так и стенки желудка впитывают все полезные питательные вещества и затем они по крови разносятся ко всем органам нашего организма. Педагог: - Давайте немного с вами передохнём и превратимся ненадолго в маленьких ферментов. Выходите на ковёр и сделайте большой круг. Чевостика мы поставим в центр.

Физкультминутка «Маленькие ферменты»

Мы – ферменты-малыши, (движутся по кругу поскоками)

Мы трудились от души.

Пищу дружно собирали, (наклоны)

Мы её перетирали, (круговые движения ладонями)

Мелко в крошки измельчали, (рубящие движения прямыми руками)

И в окошки подавали. (тянутся вверх ладонями)

То, что не переварили, (отрицательно машут пальцем)

Мы подальше проводили! (прыжки на месте)

Дети возвращаются на свои места.

Педагог. Путешествие пищи внутри нашего организма еще не окончено. Ферменты желудка не все могут переварить и тогда они проталкивают пищу дальше, в кишечник.

Слайд 7.

(Педагог показывает на схеме кишечник). Возьмём веревку и растянем её. Вот такой длины наш кишечник. Как же он помещается внутри нас? (Ответы детей) наш кишечник очень длинный – целых 7 метров! Он изогнутый, со множеством поворотов и с мягкими ворсистыми стенками внутри. Ворсинки постоянно двигаются, они, как насос, перекачивают питательные вещества. Но перед тем, как накормить все клеточки нашего организма, питательные вещества попадают в печень (Педагог показывает печень на схеме)

Слайд 8.

Печень проводит строгий контроль, решает, куда и какие послать питательные вещества, для того, чтобы вы могли расти и развиваться. А если печень вдруг обнаружит вредные вещества, то она их разрушает, но теряя при этом собственные клетки. Поэтому, мы должны стараться питаться только полезными продуктами, чтобы не вредить своей печени, у нее итак очень много работы.

Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит!

Видите, как сложно устроено наше пищеварение. А для того, чтобы оно работало нормально, надо о нём заботиться. А теперь скажите мне, все ли равно, какую пищу мы едим? Какими должны быть продукты питания? (ответы детей) Правильно, продукты питания должны быть чистыми, свежими и полезными.

Слайд 9.

Пища состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.

Слайд 10.

Белки нужны нам для строительства. Они как бы кирпичики, из которых складываются здание.

Белки - строительный материал организма. Без них нет развития и роста. Поэтому именно растущему организму они нужнее всего. Белки содержатся в молоке, яйцах, орехах и т. д.

Слайд 11, затем слайд 12.

Для строительства нужен не только строительный материал, но и энергия, которую нам дают углеводы и жиры.

Слайд 13.

Витамины нужны для роста и развития организма и защищают нас от болезней. Их несколько групп. Это витамины группы А, В, С, Д и т. д. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Слайд 14.

ВИТАМИН А- это витамин роста. Он поможет вам расти, а также сохранит зрение.

Слайд 15.

ВИТАМИН В - регулирует обмен веществ.

Слайд 16,затем слайд 17

ВИТАМИН С - является общеукрепляющим.

Слайд 18.

Итог.

Входит доктор Неболит, приносит на подносе фрукты, здоровается с детьми и гостями.

Неболит. Дядя Кузя не смог прийти на ваше занятие, у него сегодня важные дела в его секретной лаборатории. Он просил вам передать вот эти фрукты, в них много витаминов! Еще он просил узнать, что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии?

Слайд 19.

Педагог. Дети, давайте вспомним и расскажем Неболиту, что нового мы сегодня узнали. (Вопросы к детям и ответы детей).

Игра малой подвижности «Угадай»

Педагог показывает детям картинки с изображением разных систем и органов человеческого организма. Если на картинке изображена система органов пищеварения или орган, относящийся к этой системе – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Педагог. Молодцы ребята, вы правильно справились с заданием.

Чевостик. Ребята, давайте из фруктов сделаем «фруктовый шашлычок», меня научил его делать дядя Кузя, а я могу научить вас!

Дети делают «фруктовый шашлычок», а затем угощают гостей.

Педагог раздает родителям памятки на тему: «Правильное питание детей»

Публикации по теме:

В гостях у бабушки в деревне Вашему вниманию предложен материал (занятие и презентация) по познавательному развитию из блока "Где мы живём".Такая систематизация позволит.

К познавательно-речевому занятию: «Профессия — экскурсовод» в группе «Солнышко»К познавательно-речевому занятию: «Профессия — экскурсовод» в группе «Солнышко» На днях мы проводили занятие по познавательному развитию и речи: "Профессия - экскурсовод". Ведущими целями этого занятия служили не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-эксперимент по познавательному развитию «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 21:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД